Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Я выбрала тему, посвященную рассмотрению рынка труда и особенностям его развития, так как считаю, что она является актуальной и интересной, особенно на современном этапе, в период мирового финансового кризиса. В настоящее время большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать возникающие при этом негативные последствия. Однако в нашей стране многие проблемы в этой области не нашли до сих пор своего окончательного разрешения, поскольку рынок труда находится в стадии формирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...….3
Глава 1. Рынок труда как экономическая категория…………………………......6-25
1.1. Понятие, объект, функции и виды рынка труда…………………………..…6
1.2. Типология и структура рынка труда………………………………………...12
1.3. Спрос и предложение на рынке труда. Равновесие.…………………….….17
1.4. Теоретические подходы разных школ к анализу рынка труда…………..22
Глава 2.Особенности и проблемы развития рынка труда в условиях кризиса..26-42
2.1. Российская модель рынка труда…………………………………………...26
2.2. Кризис и его влияние на рынок труда………………………………….….33
2.3. Антикризисные меры для рынка труда……………………………...…….38
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованных источников и литературы………………………………45

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

     Перед стартом реформ 90-х в России прогнозы по рынку труда были катастрофическими: говорили о 20% и даже 50% безработицы. Потому что был прецедент: в развитых странах сразу после реформ безработица подпрыгивала до двузначных цифр. В России была более острая ситуация, и ожидания были хуже.

     Но  российский рынок труда не оправдал ожиданий экспертов. Никакой резкой безработицы в связи с экономическим спадом не было. Изменения пошли по так называемому ценовому пути. Вместо сокращения лишних кадров российские предприятия стали поголовно снижать зарплату всем. Возникла своеобразная, так называемая Российская модель – РМ23
 Эта специфическая модель сложилась в период кризиса, выжила в период бурного экономического подъема, а сейчас, с новым кризисом возник вопрос – выживет ли РМ вновь? Или пришел ее конец - российский рынок поведет себя так же, как западный? 
 За все время кризиса ВВП сократился на 40%, а занятость на 15%. Эластичность занятости 0,35-0,4: каждый процент сокращения ВВП сопровождался 0,3% падения занятости. Реально упала зарплата. То есть, РМ – это приспособление за счет сокращения зарплаты. Первое, чем реагирует на кризис Запад – сокращают штат при стабильной зарплате остающихся. И только после накопления большого числа безработных, это начинает влиять на зарплату, и она начинает снижаться, а люди – трудоустраиваться. В России зарплата реагирует раньше, чем занятость: она уменьшается первой.

      Анализ  коэффициента найма и выбытия  во время кризиса в России показал, что он был довольно высоким: треть  рабочей силы менялась ежегодно. Люди переходили с места на место - по показателям оборота рабочей силы, подвижности Россия опережает все рынки всех стран. Это парадокс. Занятость стабильна, а люди постоянно меняются. Если бы найм был заморожен, то безработица возросла бы. 
 Когда кризис кончился и наступил подъем, эти показатели найма и выбытия даже выросли. Валовый оборот рабочей силы вышел на 60%: 30% уходят, 30% нанимаются. 
 В РФ безработица менялась медленно, постепенно. В 1992 году общая – 5%, в 98 – 13,5% потом упала до 6%. Регистрируемая максимальна в 96 году - 3,5% потом колебания и спад до 2%24
 С точки зрения общей безработицы, на фоне других стран, РФ очень благополучна. С точки зрения регистрируемой безработицы ниже, ровнее всех (где-то рядом Эстония). Это происходит за счет многих факторов. Например, гибкое рабочее время. В кризис оно резко сокращается – примерно на целый месяц в год. Это вынужденные отпуска и неполные рабочие недели. Так было все кризисное время, все 90-е годы. В течение каждого года 7-8 миллионов человек в стране, оставаясь трудоустроенными, не работали. Человек могли находиться в отпусках и на неполной неделе. Доходило до того, что на предприятиях оставалось до четверти работающих. 
 Но главный фактор – гибкая заработная плата. Реальная зарплата быстро и оперативно реагировала на все шоки – в период кризиса она упала втрое. Три главных падения: январь 92-го, октябрь 94-го и август 98-го. При каждом падении зарплата в среднем теряла от трети до четверти. За счет каких механизмов это обеспечивалось? 
 Российские предприятия имели возможность повышать зарплату медленнее инфляции, то есть, рабочая сила дешевела, а снижение зарплаты стабилизировало занятость. Второй фактор – структура зарплаты. Гибкая часть (премии, бонусы) – не меньше трети. Чем благополучнее отрасль, тем больше гибкая часть. Если предприятие сталкивается с трудностями, оно снижает гибкую часть. Следующий фактор – уникальный, только российский, больше нигде в мире не практикуется – задержка зарплаты25. В 1998 году две трети всех работников имели задолженность по зарплате. Это тоже удешевляло труд, так как инфляция ведь действовала. Последний фактор – неофициальная, черная зарплата - то, что получают в конвертах. По расчетам Росстата, скрытая зарплата составляет половину от официальной. Как только предприятие сталкивается с неприятностями, конверты выдавать перестают26. Вот за счет всех этих факторов – гибкое рабочее время и гибкая зарплата была возможность моментально приспосабливаться к кризису без увольнения. 
 Хотя в России одно из самых жестких в мире трудовое законодательство. Работают неформальные гибкие механизмы, нарушающие законодательство, потому что контроль за его соблюдением остается очень слабым. За счет этого и гибкость, и приспособляемость27
 РМ – хороший амортизатор, буфер, поглощающий вероятность бурных социальных протестов. 90-е годы с их провалам в экономике были адаптированы этим механизмом. 
 Но эта модель имеет большие недостатки: она замедляет реструктуризацию занятости, тормозит рост производительности, продляет агонию неэффективных предприятий, снижает дисциплину, провоцирует кризисы неплатежей, нарушение договоров. Это не рыночная экономика.

      С окончанием кризиса, на подъеме экономики, бурно стала расти зарплата, но не занятость. Безработица по время  подъема упала в 2,5 раза. Задержки зарплаты, вынужденные отпуска - отсутствовали, черную зарплату подняли. Изменилось и Трудовое законодательство, повышен контроль. Возможно, эти частичные подвижки дали качественный сдвиг. Но начался кризис, который должен показать, сохранилась РМ - или нет? Как это можно проверить? 
 Экономический способ: если занятость будет падать медленно по сравнению с ВВП, то РМ сохранилась и функционирует. В противном случае она исчерпала себя.

      Социальный  способ: если ухудшение на рынке  труда не приведет к социальным потрясениям, то РМ действует; если будут забастовки – нет. Есть ли такие признаки? Проблема в том, что сейчас - начало кризиса и статистики нет, она приходит с большим опозданием. Можно прогнозировать догадками. Здесь четыре подхода. Первый - что говорят люди, альтернативные прогнозные оценки, так называемый веер мнений. Второй – оценка действий, предпринятых государством. Третий – собрать хоть мелкую статистику. Четвертый – проследить, что изменилось на рынке труда по сравнению с 90-ми. 
 Официальный прогноз – спад экономики меньше -1%, большинство экспертов прогнозируют – 5%. Безработица официальная – 7,5%, эксперты прогнозируют до 10-15%. Некоторые говорят, что 15% являются социально опасными. Официальная оценка в 7,5% предполагает уровень 2005-2006 года28. Оценка 15% означает, что каждый процент падения выпуска будет сопровождаться 3% падения занятости.  
 Представим, что безработица вырастет до 8%. Это 2005-2006 год, если до 13,5 – то ситуация 98-го года, а 15% - невозможно, потому что этот спад превысит спад 90-х годов, но тогда экономика сильно пострадала. Общая безработица в ноябре 2008 г. - 5,3 млн. чел. С нового года в полтора раза увеличились пособия по безработице, появились стимулы встать на учет. Поэтому цифры января не информативны. Прирост регистрируемой безработицы связан с привлекательностью пособия. Номинальная зарплата ноября по сравнению с сентябрем упала на 0,8%, реально – на 2,5%. Занятость на крупных предприятиях упала на 200 тысяч человек. Задолженность по зарплате резко выросла, потом сократилась.  Сейчас невыплаты у 300 тысяч человек (в 200-м были миллионы). Задержки почти отсутствуют. Вакансии сократились на 400 тысяч человек, но это сезонный фактор. Вынужденными отпусками и неполной неделей охвачены 300-350 тысяч человек (в 90-е годы – по 7-8 миллионов)29
 Единственный показатель, сулящий резкое осложнение – показатель грядущих намеченных увольнений. Однако предприятия заявили не обязаны увольнять согласно своим заявкам. Например, было намечено 350 тысяч, реально уволено 100 тысяч человек.

  Почему же в обществе распространяется страх безработицы? Власти предпринимают поспешные действия, потому что эксперты внушили им страх социальных последствий. Однако безработные – очень аморфная часть населения. Чтобы их организовать, нужны политические силы, но в России их нет. Работающие митинговать не пойдут. Те, кто подпадает под увольнения, могут. Но для этого увольнения должны быть массовыми, что в России не практикуется – даже в периоды кризиса, поскольку нет необходимости: работодатель может и так ухудшить условия труда, что рабочие сами уйдут. За последние десять лет сократилось само поле для массовых увольнений: в докризисную эпоху на предприятиях было занято 60 млн. чел., сейчас – 40 млн. 
 Правительство посылает противоречивые сигналы. Повышение МРОТа отсекает от социальной напряженности самых низкооплачиваемых, повышение зарплаты бюджетников сохраняет конкуренцию бизнесу, повышение пособия по безработице стимулирует ее официальные показатели, усиление прокурорского надзора за выплатой зарплаты провоцирует увольнения. Но первый итог идет адаптация: вынужденные отпуска, снижение и задержки зарплаты. Российская Модель пока сохраняется. 
 А что может подтолкнуть к другой реакции рынка труда на этот кризис? В 90-е была бешеная инфляция, в сотни процентов, сейчас – десятки процентов в год. То есть, возможности сокращения зарплаты за счет инфляции заблокированы30.

      Еще один момент: считается, что раньше директора заботились о людях, а  нынешние руководители готовы в кризис увольнять всех. Резко сузился  масштаб крупных и средних  предприятий, больше стало малых, которые  являются сателлитами крупных. Гиганты, стремясь «остаться на плаву», будут закрывать малые предприятия, в результате чего появятся безработные. Но в 90-е был излшек работников, сейчас в кризис вошли с дефицитом работников. Произошли структурные изменения: занятых в промышленном секторе было 40%, сейчас – менее 30. Появится экспорт безработицы за счет сокращения мигрантов в торговле. Большая часть занятых будет адаптироваться за счет меньшего производственного сектора.

      Чем сильнее запугано общество страхами безработицы, тем меньше она будет – запуганные люди будут соглашаться на худшие условия труда и зарплату. Эксперты считают, что все так и будет. Государство готово вступать в торг с предприятиями за показатели по безработице. Чем больше заявит работодатель о грядущих увольнениях, тем больше он выторгует у государства и регионов. Правительство ориентировано на зажим всех процессов, реструктуризация будет затруднена. Скорее всего, пойдет промежуточный сценарий: 1% снижения ВВП будет снижать занятость на 0,5%31. Ценовая подстройка будет доминировать, Таким образом, Российская Модель сохранится и продолжит действовать.

      Итак, я рассмотрела возможную модель российского рынка труда, в том  числе и ее функционирование в  условиях кризиса. Теперь я бы хотела обозначить влияние мирового финансового кризиса на рынок труда России. 

 

2.2. Кризис и его  влияние на рынок  труда.

     Рынок труда в России имеет свои традиционные особенности в кризисные периоды. Это подтвердил 1998 год, и сейчас доказывает 2009. Вместо тотального сокращения штата российские работодатели урезают заработные платы сотрудникам, а также всевозможные бонусы и соц. пакеты, стараясь при этом сохранить как можно больше рабочих мест и  удержать команду эффективных специалистов.

     Сегодняшний кризис характеризуется широко описанным в экономической литературе «эффектом кругов по воде», ведь первыми под удар попадали всего несколько отраслей экономики, а затем падение спроса в них распространилось и на смежные сферы. Так кризисные явления постепенно поражали всё новые и новые сегменты рынка32.

     Наблюдаемое резкое падение курса рубля провоцирует  снижение покупательной способности  населения на фоне роста тарифов ЖКХ и инфляции. В итоге компании сталкиваются с общим сокращением спроса практически на любую продукцию и услуги.

     В этих условиях работодатели вынуждены резко и быстро сокращать свои расходы. Естественно, и затраты на персонал, так как для многих компаний это является ключевой статьей бюджета. В данной ситуации больше всего страдают «молодые специалисты», так как вакантных мест для них сейчас в подавляющем большинстве организаций нет. А дорогостоящие сотрудники, сокращаемые из одних компаний, вполне могут устроиться к конкурентам за чуть меньшую зарплату, ведь они обладают опытом и навыками, которые рынку интересны даже в кризис33.

     Сейчас  существует тенденция: работодатели избавляются от неоправданно дорогих «докризисных» специалистов и тут же на освободившиеся места берут новых, за значительно меньшие деньги, причем мотивированных на продуктивную работу.

     Кризис  набирает обороты, и эксперты сходятся во мнении, что рынок труда в 2009 году претерпит существенные изменения. Возможно, к концу следующего года рынок кандидата снова превратится в рынок работодателя. По мнению рекрутеров, кризис будет развиваться в несколько этапов, каждый из которых будет иметь свою специфику.  
 Начало кризиса пришлось на август-ноябрь 2008 года. Компании начали избавляться от «балласта» в виде высокооплачиваемых сотрудников, которые работали не так уж и хорошо, а также работников, не имеющих прямого отношения к производству и получению прибыли. Например, административного персонала, маркетологов, пиарщиков. Рост зарплат, который можно было наблюдать последние два года, остановился34.  
 Пока кризис затронул не все сферы. В числе первых пострадавших оказались такие отрасли, как: рынок финансовых услуг, в т.ч. страховщики, инвестиционные и лизинговые компании;  строительство, металлургия; телекоммуникации и ИТ; ритейл; автомобильная отрасль; маркетинг, реклама, обучение - тренинги, поиск персонала. 
 Летом 2009 года сформируется «дно» общемирового кризиса, на рынке труда появится большое количество соискателей как из числа рядовых офисных работников, так и высококвалифицированных.

     Кто пострадал от кризиса больше всего? Конечно, «сомнительные», конъюнктурные специалисты, то есть те, кто выбирал себе сферу деятельности не исходя их своих подлинных способностей и интересов, а исходя из того, «где больше платят». Сейчас они страдают из-за такого подхода к работе, поскольку работодатели заинтересованы оставлять только настоящих профессионалов, без которых не обойтись в тяжелое и трудно предсказуемое время35.

     Как будет меняться рынок труда?  Слабые компании малого и среднего бизнеса  будут ликвидироваться одна за другой, а госкорпорации, напротив, упрочат  свое положение на рынке. Крупные и сильные игроки будут скупать тех, кто послабее, а за этим неизбежно последует оптимизация организационных структур.  
 Как это отразится на рынке труда? Количество уволенных будет расти, а значит, будет расти и конкуренция между кандидатами на вакантные позиции. Это, вероятнее всего, приведет к новой корректировке уровня зарплат.  В связи с ростом безработицы увеличится социальная нагрузка на государство. Меньшее количество работающих должны будут обслуживать большее количество пенсионеров, что может привести к увеличению налогового бремени на компании и сотрудников. Размеры пенсий и социальных выплат могут быть заморожены, что приведет к ограничению покупательской способности и замедлению выхода из кризиса.

     Особенность текущего кризиса в преломлении рынка труда России заключается в первую очередь в том, что большинство людей привыкли жить хорошо и не были готовы к переменам ни в каком виде. Потребовалось несколько месяцев для того, чтобы начать понимать всю серьезность ситуации, в которой оказалась наша экономика, перестать надеяться на «доброго дядю» и предпринимать какие-то действия. Все привыкли к тому, что работодатели выстраиваются в очередь за кандидатами (по крайней мере, в Москве), а не наоборот, и к постоянному росту заработных плат. Поэтому теперь понимание того, что все изменилось, причем с точностью до наоборот, приходит очень медленно и болезненно.

     Если  сравнивать сегодняшнюю экономическую  ситуацию с кризисом 10-тилетней давности, то одной из основных особенностей является еще и то, что это мировой кризис36. В 98-ом пострадали только российские компании. Иностранные представительства работали, как и прежде, выплачивая своим сотрудникам зарплату в валюте. А та часть западных компании, которые закрыли тогда свой бизнес в России, расставались с персоналом на немыслимых условиях выплат «золотых парашютов» в размере до полугодового оклада. Сейчас ничего подобного не происходит, страдают и российские работодатели, и западные. Поэтому в большинстве случаев компании расстаются с сотрудниками по соглашению сторон, а выплаты при увольнении очень далеки от тех, что были в 98-ом.

Информация о работе Рынок труда