Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:25, контрольная работа
Особенно в Х1Х – начале ХХ вв. Казань как место встречи и свидания двух миров – за-падного и восточного (А.Герцен) стал центром российского и мирового востоковедения. Знания и наука о Востоке являлись органической частью евразийских гуманитарных исследований в России.
Университетское востоковедение в Казани занимает особое место в истории отечественной и мировой ориенталистики XIX-XX вв.
Целью нашей работы является характеристика этапов становления и развития института востоковедения в Казани.
Для достижения данной цели ставим следующие задачи:
- рассмотреть российское востоковедение;
- охарактеризовать востоковедение в Казани;
Введение 3
§ 1. История Российского востоковедения 5
§ 2. Востоковедение в Казани и его выдающиеся деятели 13
Заключение 29
Список использованной литературы 30
В годы Отечественной войны Институт востоковедения эвакуирован в Ташкент. Многие ученые ушли на фронт, часть осталась в Ленинграде. В Ташкенте ленинградские ученые занимались не только продолжением своих исследователей, но и совместно с узбекскими коллегами готовили труды по истории и культуре Средней Азии.
Востоковеды привлекались к дипломатической работе. Так, тюрколог профессор А.Ф.Миллер был экспертом-консультантом советской делегации на Тегеранской и Ялтинской конференциях. Большую дипломатическую работу в Китае вели чл.-корр. АН СССР (с 1958) Н.Т.Федоренко, чл.-корр. АН СССР (с 1987) М.С.Капица и др.
В Москве важным центром востоковедных исследований был Тихоокеанский институт СССР. Директором стал проф. Е.М.Жуков. Сотрудники института изучали не только современные политические проблемы стран бассейна Тихого океана, но и его минеральные, водные и биологические ресурсы, демографические проблемы и т.д. Ряд публикаций, подготовленных востоковедами, был посвящен проблемам экономики этого региона, а также международным отношениям на Дальнем Востоке. Востоковедная тематика (главным образом современные колониальные проблемы) содержалась в работах научных и учебных учреждений РКП-ВКП(б) – Института К.Маркса и Ф.Энгельса, преобразованного позднее в Институт марксизма-ленинизма и Института красной профессуры.
В 1921 был организован в Москве Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), программа которого предусматривала «изучение экономики, структуры общественных и революционных движений как в автономных и независимых Советских республиках, так и в зарубежных азиатских странах».
Серьезные перемены претерпело мировое и российское востоковедение в середине 20 в. Тому были 3 причины:
1. Крах мировой колониальной
системы и образование в афро-
2. В новых государствах вырос интерес к своему прошлому, к национальным культурам, увеличилась роль религий, появились свои научные школы. Достоянием мировой ориенталистики стали новые исторические источники, современные документы, археологические материалы и факты. Ученые афро-азиатских стран отказались от термина «востоковедение», оставив его исследованиям европейских и американских ученых.
3. Политическая суверенность стран Востока облегчила всем ориенталистам более свободное проведение научных экспедиций, полевых исследований и творческих контактов.
Советская внешняя политика на Востоке проявила возросшую наступательность. Прошла длительная серия государственных визитов на высшем уровне в афро-азиатские страны. Оказались востребованными востоковеды-практики и ориентальные исследования.
В 1950 году Институт востоковедения был переведен из Ленинграда в Москву. В Ленинграде остался Сектор восточных рукописей, в котором было 27 научных сотрудников. Директором Института востоковедения (с 1960 по 1970 года – Институт народов Азии) был назначен археолог проф. С.П.Толстов. Были изданы такие значительные книги как 4-томная история Индии, Восток и современность, Большой китайско-русский словарь, перевод Р.В.Вяткиным знаменитого труда Сыма Цяня и ряд других. В 1960 году в Москве состоялся ХХV Всемирный конгресс востоковедов, в котором приняло участие около 1400 делегатов из 48 стран. В 1956 году в Москве был создан Институт китаеведения (с 1966 – Институт Дальнего Востока), в 1958 в Баку Институт востоковедения Азербайджана, в 1959 в Москве – Институт Африки, в 1960 – Институт востоковедения Грузии, Институт востоковедения Таджикистана, в 1971 – Институт востоковедения Армении. Продолжал работать Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока во Владивостоке.
В 1954 был закрыт учебный Московский институт востоковедения. При МГУ в 1956 был создан Институт восточных языков, преобразованный в 1972 в Институт стран Азии и Африки при МГУ (ИСАА) (ректор с 1957 по 1975 проф. А.А.Ковалев).
В начале ХХI века в Институте востоковедения работало 460 научных сотрудников (директор проф. Р.Б.Рыбаков, заведующий Петербургским отделением проф. Е.И.Кычанов), в Институте Дальнего Востока – 130 (директор чл.-корр. РАН М.Л.Титаренко). Продолжается исследовательская работа по ориенталистике в других институтах гуманитарного профиля Академии наук России. Институт востоковедения и Институт Африки выпускают два журнала: «Восток-Orient» (в 1955–1958 – «Советское востоковедение», в 1959–1961 – «Проблемы востоковедения», в 1961–1990 – «Народы Азии и Африки») и «Азия и Африка сегодня» (ранее «Современный Восток»).
Крупным центром российского востоковедения первой половины 19 в. был Казанский университет. В 1807 в нем открылась кафедра восточных языков, которую возглавлял Х.Д.Френ. Его сменил профессор Ф.И.Эрдман (Френ уехал в Петербург, где возглавил Азиатский музей). В университете сначала готовились специалисты по татарскому, турецкому и персидскому языкам, а в 1837 открылась первая в России кафедра китайского языка и китайской словесности. Организаторами кафедры и основными преподавателями были архимандрит Даниил (Сивиллов) и О.П.Войцеховский. В 1842 в Казанском университете была создана также первая в России кафедра санскрита, которую долгие годы возглавлял П.Я.Петров. В Казани впервые в Европе началось университетское преподавание монгольского языка. Первым заведующим кафедрой был видный востоковед, а позднее крупный дипломат О.М.Ковалевский. Среди профессоров университета были крупные востоковеды И.Н.Березин, А.К.Казем-Бек, Ф.И.Эрдман, В.Ф.Диттель и другие. К середине 19 в. Казанский университет был крупным востоковедным центром европейского масштаба7. Однако в начале второй половины века ориенталистика из Казани переместилась в Санкт-Петербург.
В XIX - начале XX вв. петербургский, московский, казанский и другие центры востоковедения оказали решающее влияние на развитие отечественной науки, культуры, литературы и искусства. Отечественная наука о Востоке существенно влияла на социокультурные процессы в обществе - ослабевал “варварский образ” Азии, утверждались научные знания об истории и культуре восточных народов, расширялись и углублялись представления об окружающих азиатских странах, усиливались историко-культурные связи народов России с Востоком. Она утверждала в российском обществе уважение к чужой культуре и самостоятельную ценность традиционных культур Востока. Принципы гуманизма, равноправия и равнозначности цивилизаций и культур выделяются в деятельности отечественных востоковедов. Стремление к познанию и признанию культур народов и цивилизаций Востока превращалось в осознанную потребность общества и государства. Образование и наука о Востоке стали важным элементом и продуктом культуры народов, проживающих в России. Особое геополитическое и географическое положение России между Европой и Азией, между Востоком и Западом способствовало развитию феномена научного и практического ориентализма. Син-тез историко-географических, этнических зон, культур и религий играл в прошлом и на-стоящем востоковедения огромную роль.
Преподавание восточных языков и научные востоковедные исследования в Казанском университете и в других образовательных и научных центрах представляются феноменом отечественной культуры и науки. Научная и педагогическая деятельность востоковедов значительно способствовали дальнейшему становлению и развитию востоковедения как гуманитарного образования и науки. Их труды до сих пор представляют собой ценнейшие источники научных исследований и истории российского востоковедения. Разряд восточной словесности университета в Казани положил начало систематическому и комплексному востоковедному образованию в России. Университетское востоковедное образование и наука о Востоке в России в XIX- начале ХХ вв. становится основой и формой раз-вития науки о Востоке и в целом социально-политической и общекультурной деятельности во всех сферах общества и государства.
На протяжении XIX - начала
XX вв. в казанском университетском
востоковедении произошли организационные,
научно-исследовательские и соц
Истоки официального преподавания восточных языков в Казани, в первую очередь, связаны с Первой Казанской гимназией. Преподавателями татарского языка на протяжении многих лет были известные педагоги-просветители Сагит Хальфин, Исхак Хальфин и Ибра-гим Хальфин. Первая Казанская гимназия стала крупным светским учебным заведением России, где шло преподавание ряда восточных языков. Она явилась учебно-педагогической базой становления и развития казанского университетского востоковедения в первой половине XIX века. Изучение восточных языков в этой гимназии тесно связано с формированием системы регулярного преподавания азиатских языков в общеобразовательных светских и духовных школах Российской империи. В 70-90-е гг. XVIII в. преподавание татарского языка в Первой Казанской гимназии не отличалось от других общеобразовательных учебных заведений России, где изучали восточные языки. На протяжении первой половины XIX века во многих российских гимназиях и училищах, за исключением Первой Казанской гимназии, положение с преподаванием восточных языков радикально не изменилось.
Фонды Министерства народного просвещения, представленные в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге и попечителя Казанского учебного округа в Национальном архиве Республики Татарстан, дают важный материал о формировании и развитии востоковедческого образования и науки в системе гимназий и училищ России XIX в., тесно связанных с университетами.
В истории преподавания восточных языков в Первой Казанской гимназии и его развитии выделяются следующие значимые периоды и рубежи - до 1836 г.; 40-е гг. XIX в. и 1854-1855 гг., когда Министерством народного просвещения были приняты официальные меры по закрытию восточного отделения Первой Казанской гимназии и разряда восточной словесности Казанского университета.
В 20-х гг. - первой половине 30-х гг. XIX в. в Первой Казанской гимназии формируется система преподавания азиатских языков - арабского, персидского, татарского, монгольского с целью подготовки переводчиков и учителей для государственных нужд империи. Именной указ императора от 2 января 1836 г. “с приложением положения и штата о преподавании в Первой Казанской гимназии восточных языков” способствовал сохранению и развитию системы обучения восточным языкам. Значение этого официального распоряжения не ограничивалось только для этой гимназии. Основная цель изучения восточных языков, направленная на то, чтобы “приготовлять чиновников, основательно знающих сии языки” для официальных ведомств, сохранилась и развивалась в России в востоковедных учебных заведениях. В 30-50-х гг. XIX в. был сформирован основной преподавательский состав по изучению воспитанниками гимназии восточных языков.
В 20-х гг. – первой половине 30-х гг. XIX в. в Первой Казанской гимназии идет формирование системы преподавания азиатских языков – в 1822 г. было впервые официально введено изучение арабского и персидского языков с преподавателем Ф.И.Эрдманом; в 1826 г. на должность преподавателя мусульманских языков был назначен Мирза Казем-Бек; в 1827 г. и 1833 г. И.Верниковский назначался преподавателем арабского языка; в 1828 г. А.Онисифоров стал преподавателем татарского языка; в 1833 г. К.Фойгт и А.Попов были утверждены преподавателями персидского и монгольского языков; в 1835 г. Мирза Казем-Бек стал преподавать турецко-татарский язык; в июне 1835 г. по докладу министра народного просвещения С.С.Уварова утвержден указ Николая I о введении преподавания в программу гимназии г. Казани арабского, персидского, татарского, монгольского языков с целью подготовки переводчиков для ведомств империи и т.д. Эти официальные мероприятия расширили круг восточных языков и определили статус основного востоковедного среднего учебного заведения в России в первой половине XIX в.
В 30–50-е гг. XIX в. был сформирован основной преподавательский состав , который преподавал воспитанникам гимназии восточные языки: в апреле 1836 г. на должности преподавателей и практикантов восточных языков были утверждены – М.Казем-Бек (турецко-татарский язык), К.Фойгт (персидский язык), М.Первухин (арабский язык), А.Попов (монгольский язык), лама Г.Никитуев (практические занятия по монгольскому языку), Н.Сонин (практические занятия по персидскому языку), мулла М.Алиев (практические занятия по турецкому языку); в ноябре 1838 г. в программу гимназии был введен китайский язык и назначен преподавателем архимандрит Даниил; в 1842 г. Г.Гомбоев назначен преподавателем монгольского языка; в октябре 1842 г. введен армянский язык с преподавателем С.И.Назарьянцем; в январе-феврале 1843 г. М.Г.Махмудов был назначен преподавателем восточной каллиграфии и до 1855 г. преподавал также турецко-татарский язык; в сентябре 1845 г. Абд.Казем-Бек определен сверхштатным лектором турецко-татарского языка; в 1848 г. на должности восточных языков были назначены – В.Михайлов (татарский язык), К.Попов (персидский язык), М.Навроцкий (арабский язык), Г.Гладышев (армянский язык); в декабре 1852 г. Ахмет бен Хусейн назначен надзирателем живого арабского языка; в 1853 г. прекратилось преподавание армянского языка, К.Голстунский стал исполнять должность учителя монгольского языка и утверждена “таблица распределения уроков по классам” с восточными языками – арабский, персидский, турецко-татарский, монгольский, китайский, маньчжур-ский и т.д.
В Первой Казанской гимназии преподавали восточные языки студенты и кандидаты университета – Ян (Иван) Верниковский (арабский язык), Сергей Рушко (китайский язык), Иван Ладухин (китайский язык), Иван Иванов (персидский язык) и др.
Историк казанского университетского востоковедения Н.А.Мазитова справедливо отмечает, что в этот период “I Казанская гимназия становится базой подготовки будущих студентов-востоковедов для университета. Востоковедение в университете и гимназии взаимно дополняли друг друга и находились в тесной связи между собой”9.
В конце 30-х - первой половине
50-х гг. XIX в. были вновь осуществлены
новые мероприятия в
Информация о работе Востоковедение в Казани и его выдающиеся деятели