Востоковедение в Казани и его выдающиеся деятели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Особенно в Х1Х – начале ХХ вв. Казань как место встречи и свидания двух миров – за-падного и восточного (А.Герцен) стал центром российского и мирового востоковедения. Знания и наука о Востоке являлись органической частью евразийских гуманитарных исследований в России.
Университетское востоковедение в Казани занимает особое место в истории отечественной и мировой ориенталистики XIX-XX вв.
Целью нашей работы является характеристика этапов становления и развития института востоковедения в Казани.
Для достижения данной цели ставим следующие задачи:
- рассмотреть российское востоковедение;
- охарактеризовать востоковедение в Казани;

Содержание работы

Введение 3
§ 1. История Российского востоковедения 5
§ 2. Востоковедение в Казани и его выдающиеся деятели 13
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ В РОССИИ.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

В 1853-55 гг. в восточном  отделении Первой Казанской гимназии произошли существенные изменения - прекращение преподавания армянского языка (май 1853 г.), принятие новой “таблицы распределения уроков по классам” в Первой Казанской гимназии, которая включила арабский, персидский, турецко-татарский, монгольский, китайский и маньчжурский языки (21 октября 1853 г.) и закрытие востоковедческих подразделений Первой Казанской гимназии и Казанского университета.

В ходе официальных мероприятий  к середине XIX в. разряд восточной словесности Казанского университета стал очагом университетского востоковедения в России и Европе. В первой половине XIX в. формируется высшая востоковедческая школа в Казанском университете. Главной особенностью стало складывание системы отечественного университетского востоковедного образования и науки о Востоке в Казани и в целом важного ориентального центра России.

В 1835-1837 гг. основные курсы  восточных языков: арабский, турецко-татарский, персидский и монгольский - были объединены в разряд восточной словесности философского факультета Казанского университета.

Формирование семи восточных кафедр, охватывающих крупнейшие ареалы Востока, явилось значительным событием. История образования и деятельности востоковедных кафедр университета имеет особое значение. Судьба восточных кафедр университета и их учебно-педагогическая и научная роль была неоднозначной. В первой половине XIX в. ведущую роль играли кафедры, специализирующиеся по мусульманскому Востоку и Центральной Азии.

Основой разряда восточной  словесности Казанского университета в 1828-1854 гг. стали арабо-персидская (1828), турецко-татарская (1828), монгольская (1833), китайская (1837), санскритская (1842), армянская (1842) и калмыцкая (1846) кафедры. В 40-х гг. XIX в. планировалось открытие трех новых восточных кафедр - индустанского, тибетского и еврейского языков.

В 1851-1854 гг. указы Николая I “О прекращении преподавания восточных языков в Казанском императорском университете и о создании в Петербурге Азиатского института” (ноябрь, 1851 г.) и “О прекращении преподавания восточных языков в Казанском императорском университете” (октябрь, 1854 г.) предопределили новую правительственную политику по созданию ведущего востоковедческого центра России во второй половине XIX - начале XX вв. в Петербурге.

В первой половине - середине XIX в. разряд восточной словесности Казанского университета становится учебным и научным центром изучения истории и культуры народов мусульманского Востока. Этот период связан с развитием научных дисциплин - тюркологии, иранистики, арабистики, исламоведения и т.д. Страны зарубежного мусульманского мира - Османская империя, Персия, Арабский Восток и регионы традиционного распространения ислама Российской империи (Поволжье и Приуралье, Кавказ и Средняя Азия, Крым) стали объектом исследования в трудах и статьях казанских университетских востоковедов - Х.Д.Френа, И.Хальфина, Ф.И.Эрдмана, А.К.Казем-Бека, С.И.Назарьянца, И.Н.Березина, В.Ф.Диттеля, И.Ф.Готвальда и др.

Исследование истории  и культуры народов мусульманского мира было сконцентрировано по следующим основным направлениям - подготовке и изданию учебных программ, пособий, учебников, хрестоматий, словарей; комплектации фонда восточных рукописей и книг; сбору, изучению, и публикации письменных и материальных восточных памятников и источников; переводов восточных авторов; осуществлении научных путешествий на мусульманский Восток; оригинальных филологических, исторических, культурологических, естественно-географических, археологических и этнографических публикаций и т.д.

В первой половине - середине XIX века в казанском университетском  востоковедении история и культура народов Центральной и Южной Азии стали объектом научного исследования. В Казанском университете формировались и развивались монголоведение, калмыковедение, китаеведение, маньчжуроведение и санскритология. Благодаря научным трудам востоковедов О.М.Ковалевского, А.В.Попова, архимандрита Даниила, И.П.Войцеховского, В.П.Васильева, П.Я.Петрова, Ф.Ф.Боллензена и других преподавание и изучение языков, истории, этнографии и культурного наследия народов Монголии, Калмыкии, Бурятии, Китая и Индии получили в казанском востоковедении систематический и интенсивный характер. В их учебной и научной деятельности наиболее заметны изучение и преподавание языков, сбор материалов по географии и страноведению, знакомство и текстологическое исследование рукописей и сочинений, контакты с живыми носителями языков, путешествия в регионы и государства Центральной Азии, составление грамматик, словарей и хрестоматий.

С закрытием разряда  восточной словесности в университете научно-исследовательская и педагогическая традиция в области региональных отраслей востоковедения была прервана. Намеченное комплексное и систематическое изучение традиционных обществ и государств мусульманского Востока, Центральной и Южной Азии в Казанском университете фактически прекратилось.

Страницы истории востоковедения в университет в XIX – нач. XX вв. связаны с разнообразными проектами по формированию и развитию образования и науки о Востоке.

В первой четверти XIX в. появляется проект “О заведении для восточных  языков училищ в Казанском учебном  округе”. Этот проект - один из первых правительственных мероприятий в рамках реформ государственного устройства России начала XX в., который расширял структуру востоковедческого образования в новых учебных округах. Казанскому учебному округу в этих планах было отведено первостепенное место в развитии востоковедения в первой половине XIX в. На этом этапе обучение восточным языкам преследовало, в основном, подготовку квалифицированных чиновников, которые должны были обслуживать расширяющиеся внутриполитические и внешнеполитические интересы российского государства на Востоке.

В 1822-26 гг. появляются планы  “строить в Казани или Астрахани  Институт восточных языков”. Проекты  Института восточных языков 20-40-х  гг. XIX в. оставались ключевыми в истории  казанского востоковедческого центра России. Один из “Планов Восточного института” (1827 г.) в Казани был составлен профессором арабско-персидской кафедры университета Ф.И.Эрдманом (1793-1863 гг.). В 30-х гг. XIX в. наряду с идеями Института восточных языков активно обсуждаются проекты “Об устроении при Казанской гимназии Отделения для обучения магометан” и “О переименовании разряда Восточной словесности при Словес-ном отделении Императорского Казанского университета в Азиатское отделение”. Тем не менее в первой половине 40-х гг. XIX в. востоковеды университета подготовили проект “Азиатского института при Императорском Казанском университете”. Основными целями Азиатского института определялись: “распространение и размен ученых познаний об Азии или Востоке; образование преподавателей Азиатских или Восточных языков; приготовление сведущих в сих языках чиновников в качестве драгоманов, переводчиков, толмачей и приставов при разных управлениях; и просвещение Азиатских инородцев, живущих в пределах России”. Все это позволяет выделить изменение сущности востоковедения в России в сере-дине XIX в., ориентированное на приоритетные цели образования и науки.

История востоковедения в России в конце XIX - начале XX вв. отмечена появлением новых востоковедческих проектов и их осуществление во Владивостоке, Ташкенте и Казани.

В начале XX в. по инициативе профессоров университета возникают  несколько проектов по возрождению  востоковедения. Новые проекты востоковедческого  образования и науки пытались расширить сложившуюся систему  преподавания восточных языков в Казанском университете и учредить иные образовательные центры ориенталистики. Среди них особое значение имеют планы образования “восточного отделения” историко-филологического факультета Казанского университета (1905 г.), “Курсов для практического изучения восточных языков (1911-1912 гг.) и в 1916-19 гг. проект создания восточного отделения с двумя разрядами - тюрко-татарским и финно-угорским в Казанском университете.

В XIX – начале ХХ вв. под  влиянием университетского востоковедения формируется система преподавания и изучения восточных языков - арабского, татарского, калмыцкого, монгольского и финно-угорских в православных духовных учебных заведениях, в частности в Казанской семинарии и академии. Изучение восточных языков народов России преследовало практические интересы и обслуживало потребности внутриполитической и социокультурной деятельности самодержавия.

Как известно в XIX - начале XX в. Казань стала официальным центром  империи в осуществлении практики и идеологии православного миссионерства  и русификации народов Поволжья, Приуралья и Сибири. Указ Павла I от 31 мая 1800 г. об учреждении в Казанской духовной академии (в 1797 г. преобразована из духовной семинарии) “особого класса татарского языка” положил начало официальному преподаванию восточных языков. Вплоть до 40-х гг. XIX в. преобразования православных учебных заведений г. Казани не позволяли углублять преподавание восточных языков и формировать прочную систему востоковедных дисциплин. Преподавание татарского языка в духовной семинарии г. Казани было связано с желанием духовного начальства открыть “классы татарского языка” в учебных заведениях Казанского духовно-учебного округа - Астраханской, Нижегородской, Пермской, Пензенской, Тамбовской, Оренбургской, Тобольской епархиях. Именно в 40-х гг. XIX века активизируется изучение восточных языков в духовной академии, которая во второй XIX в. стала ключевым центром миссионерской идеологии и практики в Российской империи. Основное внимание было уделено изучению восточных языков - арабского, татарского, калмыцкого и монгольского.

Важное значение имело  образование в январе 1845 г. в составе  духовной академии двух восточных разрядов (кафедр) - монгольско-калмыцкого и турецко-татарского (арабского), просуществовавших до 1854 г. В середине 40-х гг. Х1Х в. постановка преподавания восточных языков в академии связана с именами известных профессоров восточного разряда университета А.К.Казем-Бека и А.В.Попова. В 1844 - 1845 гг. студенты духовной академии были допущены к слушанию в Казанском университете лекций по восточным языкам - татарско-му, монгольскому и калмыцкому. С середины 40-х гг. XIX в. в академии формируется свой круг преподавателей восточных языков. Среди них первые выпускники академии - Н.Ильминский и А.Бобровников, которые сформировались под влиянием традиций университетского востоковедения. Преподавание азиатских языков и исследование разнообразных восточных материалов приняло устойчивое положение в середине - второй половине XIX в. Истоки традиции востоковедения в православных учебных заведениях г. Казани справедливо олицетворяются с деятельностью А.А.Бобровникова (1821-1865), Н.И.Ильминского (1822-1891) и Г.С.Саблукова (1804-1880). В 1854 г. Указ Синода, который ликвидировал в духовной академии восточные разряды и открыл миссионерские отделения, где были представлены язык и этнография татар, монгольский и калмыцкий языки, а также языки и этнография языческих народов России, положил начало новому этапу в истории казанского миссионерского востоковедения второй половины XIX - начала XX вв.

Казанские востоковеды-миссионеры тесно сотрудничали с православными обществами и миссиями и были связаны учебной и научной деятельностью со многими российскими академическими и университетскими центрами и ориенталистами. В 1854-55 гг. в противомусульманском и противобуддийском отделениях духовной академии открываются должности практикантов восточных языков - монгольского и татарского, которые сохранились и расширились во второй половине XIX в. - первых десятилетиях XX в. Отличительной чертой казанского миссионерского востоковедения стала подготовка преподавателей восточных языков и обучение этим языкам на основе направления в регионы, населенные азиатскими народами империи и зарубежный Восток. На мусульманский Восток был направлен выпускник Казанской духовной академии М.А.Машанов, посетивший Джидду и Каир в 1885-87 гг.11

Во второй половине XIX - первых десятилетиях XX вв. происходят существенные изменения в преподавании восточных языков и миссионерских  востоковедческих предметов и курсов. Формируется и развивается специфическая система подготовки православных миссионеров, знающих восточные языки, историю ислама и буддизма. Казанские миссионеры-востоковеды духовной академии активно занимаются разнообразными вопросами идеологии и практики православной миссионерской деятельности в России, в частности в Поволжье и Приуралье, Сибири и на Кавказе.

Закрытие Казанской  духовной академии в 1919 - 1920 учебном  году прервало традицию миссионерского востоковедения в России.

Востоковедение  в  Казани во второй половине XIX - первых двух десятилетиях XX вв. связаны с организацией и преподаванием восточных языков в Казанском университете, деятельностью востоковедных обществ - “Восточного общества” (1855 г.), “Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете” (1878-1929 гг.) и новыми востоковедческими учебными заведениями и ассоциациями на этапе становления советского востоковедения в 1917-20-е гг. XX в. На этом этапе характерно желание возродить востоковедческую работу. В эти годы исключительную роль в возрождении востоковедения в университете и в целом в казанском гуманитарном центре сыграли И.Ф.Готвальд, М.Г.Махмудов, И.Н.Холмогоров, Х.Фаизханов, Н.И.Ильминский, В.В.Радлов, Ш.Марджани, Н.В.Крушевский, И.А.Бодуэн де Куртенэ, М.П.Веске, Н.Ф.Катанов, Н.И.Андерсон, Н.И.Ашмарин, К.Насыри, Н.В.Никольский, Я.Г.Калима, Г.С.Губайдуллин, С.Е.Малов и многие другие. Многонациональный характер казанской ориенталистики - важная особенность научного и культурного центра России. С их именами связаны востоковедные исследования в Казани в конце XIX - первых десятилетиях XX в. и тесные научные контакты с российскими и зарубежными востоковедами.

Информация о работе Востоковедение в Казани и его выдающиеся деятели