Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 12:44, курсовая работа
К XI-XVII вв. обычное право теряет прежнее значение в уголовно - правовой области. Его заменяет государственное законодательство. В семейно-имущественных и наследственных отношениях обычное право в крестьянской среде действует довольно активно. Тем не менее, его значение не следует преувеличивать: в это время уже сформировался принцип, согласно которому обычаи действовали, пока их не отменяло государственное законодательство, однако власть старалась не посягать на бытовые устои крестьянства. В черносошных районах с развитым индивидуальным хозяйством обычное право регулировало стихийный товарно-денежный обмен, способный перерасти в товарное хозяйство.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Реформация судебной системы в России в XV-XVI вв……………..5
1.1 Общая характеристика исследуемого периода с исторической точки зрения, обусловленной изменениями системы органов государственного управления в XV-XVI вв………………………………………………………..5
1.2 Система органов управления государства в XV-XVI вв. Путь к созданию правового государства…………………………………………………………15
1.3 Боярская дума как важнейший элемент законодательной власти………22
Глава 2 Функции и полномочия боярской думы, их обеспечение нормативно–правовой базой…………………………………………………………………32
2.1 Судебники 1497 и 1550 годов……………………………………………..32
2.2 Функции и полномочия Боярской думы………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………...52
Список литературы……………………………………………………………..55
Поместное землевладение
оказало значительное влияние на
старинные формы земельной
Стимулируя развитие поместной
системы, правительство в то же время
старалось подчинить своему контролю
владения удельных князей и бояр. Эту
задачу облегчала эволюция вотчинного
землевладения. Лишь немногое число
князей и бояр сумели приспособиться
к новым условиям жизни. Большинство
же быстро беднело, они продавали
или закладывали свои владения. Крупные
вотчины делились на части, дробясь
между многочисленными
Монастыри пополняли свои владения как за счет присвоения черных земель, так и за счет отчуждения земель светских феодалов (с помощью вкладов, покупки, мены). По свидетельству иностранного современника Адама Климента, в 1553 г. треть населенных земель в России принадлежала духовенству. Вотчины отдельных монастырей достигали огромных размеров. Так, во владении Кирилло-Белозерского монастыря находилось около 19 тыс. десятин с 23 селами, 3 приселками и 892 деревнями.
Феодальная собственность
на землю сочеталась с мелким крестьянским
землевладением. В условиях крепостнической
системы надел крестьянина
Основную рабочую силу в хозяйствах светских и духовных землевладельцев составляли "люди дворовые" (холопы) и зависимые крестьяне. Владелец холопов мог также получить их в наследство, или в приданое, или купить и т. д. Холопы занимели различное место в хозяйстве феодалов. Часть их использовалась в виде дворовой челяди, т. е. поваров, конюхов, сапожников и т. д. Большинство же холопов обрабатывало господскую пашню (страдные люди). Они часто имели движимое и недвижимое имущество - "собину" или "данье" от господина, в состав которых входил рабочий скот, взятый иногда с условием уплаты господину оброка. Бывали случаи, когда по завещанию вотчинник передавал своим людям ту землю, которую они раньше обрабатывали на господина. Холопы таким образом превращались в крестьян. Высшая прослойка дворовой челяди состояла из ключников, приказчиков сельских и городских дворов.
Крестьяне несли повинности в пользу государства, если жили на государственных землях, или в пользу владельца, если жили в частных владениях. В подавляющем большинстве они искони "сидели" на землях отцов, дедов и прадедов.
Однако введение поместного землевладения достаточно сильно отразилось на отношении крестьян и феодалов. Крупные землевладельцы (князья, бояре, монастыри) главным образом стремятся к переводу натуральных оброков на деньги. Также заводят они и барскую запашку, обрабатываемую обычно посаженными на землю "страдными холопами". На этот же путь, казалось бы, вступают и средние слои феодалов, как вотчинники, так и помещики. Но поскольку их земли, а следовательно, и идущие с них денежные доходы сравнительно невелики, да и своих "страдных холопов" у них мало, то они значительно более активно, чем крупные землевладельцы, прибегают к системе барщинного хозяйства, организуемого за счет урезки крестьянских наделов и насильственного принуждения крестьян обрабатывать в первую очередь барские земли.
С течением времени стал появляться обычай, что крестьяне, обложенные тяглом (т. е. государственными повинностями в денежной и натуральной форме),- не могут покидать своих земельных участков. В жалованных бумагах первой половины ХVI в. все чаще стали появляться запреты феодалам принимать "письменных людей и тяглых из иных волостей".
Монастыри и помещики пользовались всякими средствами, чтобы удержать за собой крестьян. Прежде чем выйти на свободу, крестьянин должен был выплатить годовой оброк, что было непосльно бедняку. В дальнейшем у него оставалась альтернатива - либо бежать от феодала, либо и впредь быть за ним: выйти законно он уже не мог. Крестьяне, обязанные тяглом и попавшие в писцовую книгу, на практике правом перехода не пользовались. Право выхода их детей и племянников, не попавших в писцовые книги, было стеснено.
Крестьяне, как в любом
феодальном обществе, фактически были
лишены права собственности на основное
средство производства - землю. Они
устранялись от участия в органах
управления, их роль в судебных и
финансовых учреждениях на местах была
совершенно ничтожна. Весь аппарат
власти находился в руках
Несколько лучше было положение государственных черносошных крестьян. В Северном крае крестьяне входили в общины-волости, где они были связаны целой системой взаимных обязательств. Община-волость являлась по существу владельцем занимаемой ею земли; она вела тяжбы о земле в случае возникновения каких-либо споров, распоряжалась землей, уступала ее другим лицам, заключала соглашения с крестьянами, берущими ее на "оброк". Во главе общины стоял выборный староста. Из состава общины выделялось некоторое число богатых крестьян. Крестьяне, связанные с торгово-промышленной деятельностью, иногда превращались в видных предпринимателей-купцов. Зажиточные крестьяне занимали важнейшие выборные должности в волости - сотских, десятских, пятидесятских, старост и целовальников.
Серьезные сдвиги произошли в ремесле и торговой жизни. Хотя многие изделия по-прежнему изготовлялись в отдельных мелких хозяйствах (тачалась обувь, шилась одежда, местными силами выполнялись строительные работы), домашняя промышленность постепенно уступала место ремеслу, сосредоточенному в городах.
Крупнейшим городом была столица Русского государства - Москва. Ее население превышало 100 тыс. человек. Территория Москвы охватывала огромный район в пределах нынешнего Садового кольца. Некоторые современники находили, что Москва превышала Лондон с предместьями. В Новгороде в то же время насчитывалось свыше 26 тыс. жителей.
На севере чаще всего встречались города-посады, где не было ни крепостей, ни дворов светских феодалов, хотя монастыри и церкви владели многими городскими участками. На северо-западе располагались крепости, лишенные торгово-ремесленного люда (например, некоторые псковские пригороды). Городки-крепости с незначительным ремесленным населением на юго-западе и юго-востоке страны служили для обороны от вторжения литовских и польских феодалов и от набегов крымских и казанских ханов. В этих городках были расположены военные гарнизоны "приборных" людей, набиравшихся преимущественно из среды городского населения или вольных людей. По мере продвижения русской границы на юг численность посадского населения здесь постепенно возрастала.
Потеряв во время иноземного ига часть своих земель, Россия оказалась отрезанной от основных торговых путей. Торговая блокада, предпринимаемая Ливонским орденом и Великим княжеством Литовским, привела к тому, что русское ремесло задыхалось от отсутствия сырья для развития главных отраслей производства - цветных металлов, необходимых для различных отраслей металлообработки, строительства гражданских зданий и крепостных сооружений, для отливки оружия и ремесленных инструментов. Из-за торговой блокады сокращалось и поступление в Россию и благородных металлов. Все эти металлы, за исключением железа, в России не добывались. В развитии ряда ремесел Россия по-прежнему зависела от европейского импорта.
Среди ремесел преобладали
деревообработка, кожевенное дело, хлебопечение,
металло- и железообработка. Почти
полностью отсутствовало
В ряде отраслей промышленности с середины ХVI в. происходит заметный прогресс техники. В железообрабатывающей промышленности применяется уже механическая сила (вододействующие молоты). Широкую известность приобретают русские пушечники, вытеснившие из этой отрасли производства иностранцев. Совершенствуется и строительное дело.
Все это создало предпосылки
для промышленной специализации
отдельных районов страны. Выделились
соледобывающие районы, началось производство
мыла в районах развитого
На небольших местных рынках, изобиловавших предметами мелкого производства, господствовали ремесленники и торговцы. Степень специализации в отдельных ремеслах была довольно высокой: так, среди ремесленников, изготовлявших обувь, известны голеньщики, каблучники, подошвенники и т. д. Мастера, производившие промышленные полуфабрикаты, постепенно превращались в мелких товаропроизводителей.
Однако в целом товарное
производство, мало затронувшее основные
отрасли хозяйства, не могло удовлетворить
потребности потребности
Из постоянных торговых связей все большее значение приобретали отношения Новгорода с Москвой, а также поморского севера с центром страны. Налаживаются связи и между другими областными рынками. Этому процессу содействовала ярмарочная торговля. В отдельных городах и при крупных монастырях происходят ярмарки, приуроченные к дням местных праздников. Так возникали общерусские связи, ведшие к складыванию общерусского рынка.
В межобластной торговле большую роль играли привилегированные торговцы - гости, а также монастырские купчины из Соловецкого, Волоколамского, Троице-Сергиева монастырей, ведших крупную торговлю солью и хлебом. С ростом экономического влияния торгово-посадских кругов торговые привилегии монастырей постепенно начинают сужаться.
Крупные торговые люди, гости принимали большее участие во внешнеторговых операциях и меньшее - в торговле на местных рынках. Вместе с тем они были и своеобразными великокняжескими агентами по торговым делам. Многие из них становились крупными землевладельцами, занимали видное место в правительственном аппарате.
В городе и деревне изредка применялся наемный труд. В кузнечном деле, в строительстве: на перевозке грузов и в деревне наемные работники по своему положению больше приближались к феодально-зависимым людям, чем к вольнонаемным рабочим. Получая за свою работу денежный "оброк" в виде своеобразного задатка, они фактически попадали в кабалу к нанимателям.
В целом в России, как и в странах Европы, в первой половине ХVI в. происходит рост влияния городов. Однако влияние городского населения на судьбы страны в России было гораздо меньше, нежели в передовых странах Европы, в силу слабости товарно-денежных отношений. Крепостническое государство сковывало возможности участия купечества и ремесленников в политической жизни страны.
1.2 Система органов управления государства в XV-XVI вв. Путь к созданию правового государства.
Образование Русского централизованного
государства завершилось к
Создание централизованного
государства вызвало
Информация о работе Судебная система в Русском государстве в XV-XVI веках