Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 17:43, курсовая работа
Абсолютизм представляет собой тип государственной власти, складывающийся в различных странах в периоды их перехода от феодально-сословного к капиталистическому, гражданскому обществу. Абсолютизм отличается от более ранних форм деспотий своей правовой регламентацией.
Введение
3
Глава 1. Зарождение абсолютизма, история его формирования и развития
9
1.1. Понятие абсолютизма, его теоретические аспекты
9
1.2. Типология и общая характеристика российского абсолютизма
14
1.3. Развитие абсолютизма при правлении Петра I
22
Глава 2. Екатерина II и её политика «просвещенного абсолютизма»
28
2.1. Суть просвещенного абсолютизма Екатерины II
28
2.2. Екатерина II и «Золотой век дворянства»
43
2.3. Историческое значение просвещенного абсолютизма
46
Заключение
51
Список источников и литературы
61
Уже упоминавшаяся ранее секуляризация церковного землевладения намного улучшила жизнь прежних монастырских крестьян, получивших в пользование пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину. Екатерина II фактически освободила этих крестьян от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.
Стоит отметить, что постоянные трудности в реализации планов императрицы создавали многообразные геополитические факторы, связанные с увеличением территории империи и оказывавшие всё более заметное воздействие на внутреннюю политику, устройство государства. В период царствования Екатерины II по мере растяжения империи на запад и юг политика «просвещённого абсолютизма» сочеталась с имперской, то есть отражала устойчивый комплекс специфических имперских идей властвования над другими народами [34]. Причём здесь речь идет не о политике, обращенной во внешний мир, а о политике внутри многонационального государства. Её сутью становятся три тезиса: русификация, централизация и унификация вкупе с насильственным распространением православия [34].
Русификация проявлялась не только в закономерных процессах усвоения ценностей европейской цивилизации через русскую культуру, но и в сознательном желании власти подчеркнуть русские культурные и политические приоритеты.
На новоприсоединенных землях проводилось выравнивание ранга этих территорий путем административных изменений, на основе унификации и централизации и по образцам русских губерний и уездов.
Помимо всего перечисленного, Екатерина Великая смогла заставить россиян задуматься о понятии государственности, политических правах, веротерпимости, равенстве всех подданных перед лицом Закона.
К концу правления Екатерины Великой Российская Империя имела уже 52 губернии, появилось свыше 150 новых городов, ставших губернскими и уездными центрами. Все разработки и преобразования местного и государственного управления производились под личным контролем императрицы.
За период своего правления Екатерина Великая издала немало законов, которые и после её смерти долго служили России. Екатерина Алексеевна также внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление Российской Империи как мировой державы.
Перечисленные деяния Екатерины Великой ставят её в ряд истинно значимых лидеров, которых за всю историю России было не так уж и много.
Таким образом, в результате политики просвещённого абсолютизма укрепилось и преобразовалось самодержавие, возникли зачатки сословного строя; крепостничество не исчезло, и даже отчасти выросло, но впервые монархом рассматривался вопрос о смягчении либо даже отмене крепостного права; зародились представления о свободе и правах личности.
Историческое значение екатерининской эпохи исключительно важно и потому, что в этот период были подведены итоги предыдущих лет, завершились исторические процессы, запущенные прежними монархами. Как и другие европейские страны, Россия в XVIII столетии окончательно вступила на путь структурного усовершенствования - перехода от традиционного к индустриальному обществу. Впрочем, за сверкающим фасадом имперского могущества и внешней приобщённости к западноевропейским примерам скрывались большие противоречия между новыми способами хозяйствования в промышленности и торговле и сохранявшейся в неприкосновенности государственной системой крепостничества.
Екатерина II не хотела или не могла идти на явное противодействие с дворянством до конца своего правления, и видимо поэтому так и не предприняла шагов к отмене крепостного права.
Заключение
В результате проведенного исследования было выявлено, что абсолютизм представлял собой не только тип государственной власти, но и систему традиционных сословных отношений, институтов и учреждений, закрепленных юридически и освященных церковью и политической идеологией.
Фундаментальное отличие абсолютизма России от западного состояло в усилении крепостного права вместо его постепенной отмены, слабости среднего класса и интеллигенции, оформлении дворянства в качестве основного сословия и слишком большой роли бюрократического аппарата. Внешним выражением этих российских тенденций развития абсолютизма можно назвать: слабость сословно-представительного начала, отсутствие независимых сословных корпораций, сильная бюрократическая администрация и милитаризация управления.
Как было выяснено в ходе исследования, предпосылки абсолютизма появились еще в царствование Ивана IV Грозного, во второй половине ХVI века. Формирование элементов абсолютизма началось при правлении царя Алексея Михайловича, то есть с середины XVII века.
Было доказано, что форсированное развитие абсолютизма пришлось на конец ХVII - первую четверть ХVIII века, и значительная роль в его становлении принадлежала Петру I и его окружению. Это было связано, в первую очередь, с превращением России в империю и появлению титула императора в 1721 году.
Спецификой работы Петра I с зарубежным опытом абсолютизма были попытки приспособить его к русской реальности и русскому менталитету. Но проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что абсолютизм Пётр I так окончательно построить в России не смог, создав только развитый, но малоэффективный бюрократический аппарат.
Поэтому многие историки сходятся в том, что государственно-политическое и правовое становление Российской империи произошло только во второй половине XVIII столетия и характеризовалось в первую очередь явлением просвещённого абсолютизма как особенно показательной черты системных преобразований, сопутствующей этому становлению.
В данный период завершилась
модернизация в государственно-
Идеи и программа политических и правовых модификаций в духе абсолютизма составляли сущность законодательного курса русской монархии; данный курс оставался непоколебимым, не менял своих целей и задач на протяжении всего указанного периода, а текущие обстоятельства, в том числе случайные субъективные факторы, сказывались только на степени быстроты реализации этого курса.
Вышеуказанные преобразования и модификации на основе политико-правовых тезисов «законной монархии» переформировали центральные и местные административные органы, изменили всю систему государственного аппарата на основе правовой централизации нового качества, создали цельные, но при этом отделенные от системы управления правоохранительную и судебную системы.
Можно также отметить, что при проведении правовых преобразований абсолютизма часто решением всех проблем правового становления монархии и несовершенств в охране правопорядка полагалось создание общей законодательной системы регламентации сословных прав и привилегий и разветвлённое регулирование государственным законом всех видов допустимых взаимоотношений между властью и социумом, что касается в первую очередь судебной и правоохранительной практик.
Общественно-политическое значение преобразований абсолютизма заключалось в появлении новых официальных правовых тезисов, касающихся взаимоотношений абсолютистской государственности и общественной элиты и основанных на уклоне в сторону государственного либерализма. В России такой элитой было дворянство. Законом закреплялись экономические, правовые и индивидуальные свободы дворянства (хотя были введены и некоторые ограничения), а интересы других классов российского социума занимали в правовой политике абсолютизма вторичное либо подчинённое место.
Как правило, законодательная активность при абсолютизме базировалась на новом понимании смысла государственного закона и правового регулирования вообще. Законы декларировались данной политико-правовой концепцией как основные и единственно действенные факторы социальных улучшений. Формально надежды на беспроблемное правовое регулирование связывались с осуществлением цельной общей кодификации права на основе всё тех же официальных правовых тезисов, в том числе с выделением конституционного права как отдельной формы. Иногда излишнее тяготение к формализации, бюрократизации характерны как для политической концепции, так и для права абсолютизма.
В России преобразования под эгидой так называемого «просвещённого абсолютизма» проводились по законодательной программе и политико-правовой доктрине официального значения, выработанной Екатериной II с привлечением представительства правящих элит в Комиссии уложения. Можно отметить, что право и законодательные разработки правительственного курса 70-90-ых годов XVIII века свидетельствуют о наличии реального взаимодействия этого законодательного курса с работами Комиссии уложения, в которой был обсуждён и подготовлен обширный спектр законопроектов различной степени завершенности, оказавший огромное воздействие на становление русского права и его законодательных форм.
Согласно синтезированному подходу к просвещённому абсолютизму, политика просвещённого абсолютизма рассматривалась в работе и с правовой точки зрения, и через изучение личности монарха и его роли в преобразованиях, и через исследования социума и общественных элит, то есть дворянства.
По личности Екатерины II можно сделать следующие выводы:
На молодую Екатерину, тогда ещё Софью, неизгладимое впечатление произвели труды французских просветителей и видных философов того времени.
Екатерина Великая пришла к власти в результате фактического переворота. До конца своего правления она боялась эту власть потерять, поэтому, возможно, позднее так жестоко отреагировала на восстание Е. Пугачева.
Но опасалась императрица не за потери тех привилегий, что давала ей власть, а за то, что ей могут помешать претворять в жизнь её идеи, которыми она была одержима. То есть власть Екатерина II рассматривала как инструмент, с помощью которого она могла начать коренные преобразования в российском государстве, а государственный аппарат – как механизм, проводник и исполнитель её замыслов.
Таким образом, императрицы было явное желание управлять страной, но не ради собственного самолюбия, а ради перемен по европейскому образцу. В этом своем стремлении Екатерина II очень напоминала Петра I.
Будучи очень умной женщиной, императрица понимала, что её модернизация страны может быть принята «в штыки». Поэтому она действовала более последовательно, поступательно и гораздо хитрее, чем Петр I.
С момента своего восшествия на престол Екатерина II постепенно завоёвывала симпатии среди вельмож. Она ко многим нашла свой подход, в том числе сподвижникам прошлого царя. Опираясь на этих людей, императрица начала претворять в жизнь задуманный, скорее всего, уже давно политический курс, который и стал предвестником эпохи «просвещенного абсолютизма». Этот курс предполагал множество скоординированных реформ и практически полное обновление законодательства.
Свои мысли и идеи по широкому кругу реформ Екатерина II зафиксировала в «Наказе Комиссии о сочинении проекта нового уложения». К ее чести, она понимала, что в одиночку она не может составить эффективный план реформ, поэтому созвала Уложенную Комиссию, советовалась с депутатами, приближенными и зарубежными просветителями.
«Наказ» Екатерины II состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из трактата Ш. Монтескье «О духе законов»; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из трактата Ч. Беккариа «О правонарушениях и наказаниях». Тем не менее, «Наказ» считается историками независимым произведением, выразившим идеологию русского «просвещенного абсолютизма».
Встав перед выбором, создать ли механизмы, ограничивающие власть монарха или уверовать в достаточно утопичную мысль о том, что последующие правители будут мыслить подобно ей, то есть рационально, Екатерина Великая склонилась ко второму. Это могло быть связано как с тем, что Екатерина считала, что «Россия не готова» к любым ограничениям монархии, или с тем, что она боялась потерять собственную власть, так и с тем, что она действительно верила, что её преемники не будут деспотами.
Екатерина Великая считала, что монарх стоит над законом, а единственными ограничениями его власти могут быть его же высокие моральные качества вкупе с образованностью. Разработка целостного комплекса правовых норм, обосновывающих то, что монарх является «источником любой государственной власти» стала основной задачей Екатерины Великой.
В остальном «Наказ» полностью соответствовал политической философии и программам правовых преобразований европейской теории просвещённого абсолютизма. Но Екатерина II, естественно, делала поправки, учитывающие специфическую российскую общественно-политическую ситуацию и русский менталитет.
Екатерина II прекрасно понимала, что создать правовое государство практически с нуля невозможно в короткие сроки, и что практика часто расходится с теорией. Это было задокументировано в её переписке с Дидро и Вольтером. Тем не менее, «Наказ» унаследовал от идей европейских просветителей утопичность многих идей. То есть Екатерина II, при всем её уме, не в полной мере осознавала сложность реализации собственного политического курса.
Тем не менее, её решительный настрой и личные качества помогли реализовать многое из задуманного.
По правовой составляющей «просвещённого абсолютизма» можно сделать следующие выводы:
На протяжении 2-й половины XVIII века законодательную политику правительства под чутким руководством Екатерины Великой в правовом аспекте можно охарактеризовать в первую очередь как цельный политический курс, направленный на упрочение сословном строя и основанный на принципах общей регламентации внутрисословных и межсословных правоотношений.
Информация о работе Становление и развитие просвещенного абсолютизма в России