Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 17:43, курсовая работа
Абсолютизм представляет собой тип государственной власти, складывающийся в различных странах в периоды их перехода от феодально-сословного к капиталистическому, гражданскому обществу. Абсолютизм отличается от более ранних форм деспотий своей правовой регламентацией.
Введение
3
Глава 1. Зарождение абсолютизма, история его формирования и развития
9
1.1. Понятие абсолютизма, его теоретические аспекты
9
1.2. Типология и общая характеристика российского абсолютизма
14
1.3. Развитие абсолютизма при правлении Петра I
22
Глава 2. Екатерина II и её политика «просвещенного абсолютизма»
28
2.1. Суть просвещенного абсолютизма Екатерины II
28
2.2. Екатерина II и «Золотой век дворянства»
43
2.3. Историческое значение просвещенного абсолютизма
46
Заключение
51
Список источников и литературы
61
Традиционные правовые определения характерны для литературы общего, энциклопедического типа, ряда исследований. Так, немецкий историк Э. Лусс пишет: «Абсолютизм, каков он был в новое время, представляет собой монархию, в которой власть государя практически неограниченна (абсолютна) со стороны всякой высшей власти или органов народного представительства <...> Исторически, или можно сказать генетически, абсолютизм есть вид монархии, в котором сохраняются различия между сословиями, но представители сословий приглашаются не более, как для совета» [26, c.17].
Правовой подход типичен для ряда работ по истории абсолютизма от зарубежных историков. Ими исследуются законодательство, правовая идеология абсолютизма, история государственных учреждений и церкви. Другими работами правового подхода можно назвать исследования по истории политических учений и идеологических доктрин абсолютизма.
В современной литературе представлен и социально-психологический подход к проблеме. Этот подход состоит в изучении восприятия современниками различных сторон и атрибутов абсолютной монархии, таких как личность монарха, его интересы и убеждения, отражение всего этого в литературных и изобразительных памятниках, в архитектуре.
В исследованиях подобного рода с помощью социологической терминологии происходит попытка осмысления таких проблем, как становление «образа» монарха, отражение его в памятниках политической и правовой мысли этого времени, постепенное разграничение «монарха» и «деспота» как двух возможных вариантов абсолютной власти.
С этой точки зрения интересны исследования народного сознания, то есть представлений масс о государстве и государе, процаристских и антицаристских настроений крестьянства. Кроме того, многое дает изучение собственно идеологии абсолютизма, выражавшейся не только в праве, но и в отношениях с дворянством, другими монархами, придворных «модах», процедурах и ритуалах.
По мнению А.Н. Медушевского, данный подход более информативен, чем изучение институтов и правовых норм, поскольку он позволяет лучше раскрыть эволюцию лидерства, постепенное приобретение монархом харизматического характера [25, c.16]. Во многих трудах зарубежных историков, изучающих период абсолютной монархии, это подход продолжает использоваться как общепринятый, хотя и наполняется различным фактическим содержанием. Например, история дипломатических отношений, события культурной жизни и т.п.
Для современной историографии характерно чаще сближение двух вышеуказанных направлений.
В качестве попытки синтеза различных подходов к проблеме можно рассматривать применение в современных исторических исследованиях элементов социологии и психологии. Эти работы позволяют выйти за пределы правового подхода к изучению периода абсолютизма какого-либо государства, включив в поле исследования вопросы социальной структуры общества. Таким образом, абсолютизм выходит за рамки абстрактного, условного или имеющего лишь юридический смысл понятия, для его характеристики используется изучение социально-экономических факторов; влияния климатических условий и географического положения; характера феодальной системы и хозяйства в целом; иерархии феодального общества и многого другого.
В концепциях ряда других авторов абсолютизм представляется не только как система традиционных сословных отношений, институтов и учреждений, освященных церковью и политической идеологией, но и как территориальная колонизация в эпоху Великих географических открытий. По их мнению, абсолютизм России нельзя понять без освоения Сибири, Дальнего Востока, территориальных присоединений во время войн.
Фундаментальное отличие абсолютизма России от западного видится большинству авторов в усилении крепостного права, слабости среднего класса и интеллигенции, оформлении дворянства в качестве основного сословия и слишком большой роли бюрократического аппарата. Внешним выражением этих российских тенденций развития абсолютизма данные авторы называют: слабость сословно-представительного начала, отсутствие независимых сословных корпораций, сильная бюрократическая администрация и милитаризация управления.
Особый интерес при анализе историографии абсолютизма представляют те работы, в которых подводятся итоги и намечаются перспективы дальнейших исследований проблемы, а также даны общие обзоры существующей литературы. Например, достаточно подробно проблема раскрывается у А.Н. Медушевского и О.А. Омельченко.
Эти отечественные авторы хорошо отразили в своих работах обилие и противоречивость интерпретаций абсолютизма в современной исторической литературе. А.Н. Медушевский приходит к выводу, что необходимо «знать в точности, что именно мы стараемся измерить, и установить эталон для измерения. <…> До тех пор пока мы не договоримся по этим вопросам, наша дискуссия останется лишь попыткой» [26, c.20].
Однако, справедливо отмечая необходимость выработки единых критериев для анализа и тем более сравнений абсолютистских монархий, многие авторы сами не предлагают какого-либо единого подхода к решению этой проблемы.
Возможные отличия в механизмах изучения различных форм и типов абсолютных монархий продолжают быть предметом дискуссий в историографии.
Отсутствием единой теории абсолютизма и критериев сравнения объясняется многофакторность сопоставлений, периодизации и классификации различных вариантов абсолютных монархий [26, c.21]. Периодизация развития абсолютизма у государств дается без теоретического обоснования, а чаще всего через попытку ассоциировать эпоху с деятельностью того или иного монарха (абсолютизм Петра I, просвещенный абсолютизм Екатерины П).
Если говорить о так называемом просвещенном абсолютизме, то особое внимание ему уделяется во многих трудах историографии. Среди отечественных трудов стоит выделить работу М.М. Ковалевского. Просвещенный абсолютизм у него рассматривается с точки зрения борьбы монархов за «правовое государство», «главенство закона».
Материалов по данной эпохе было достаточно, поэтому количество исследований с того времени только росло.
Но большинство дореволюционных исследователей явно превозносили значение абсолютизма, а советских – наоборот, принижали.
Поэтому полноценные и беспристрастные исследования можно отметить только в современной историографии. Это работы уже упомянутых А.Н. Медушевского и О.А. Омельченко, а также Е.В. Анисимова, А.Б. Каменского, А. Брикнера, П. Борзаковского.
Анализ научной и учебной литературы по тематике позволил получить некоторые выводы.
Как историко-политическое явление просвещённый абсолютизм представлял собой отдельную фазу эволюции монархической государственности Нового времени, ознаменовавшуюся - при фактическом сохранении абсолютной монархии как строя - изменением курса внутренней политики власти в сторону государственного либерализма. Под либерализмом в данном аспекте часто понималась новая правовая политика, направленная на всестороннее преобразование и модернизацию административной и законодательной систем, а также юридическая институционализация этих изменений [17, c.219].
В странах Европы модернизации и преобразования просвещённого абсолютизма происходили не единовременно, но были очень схожи между собой [33]. Можно сказать, что они были обусловлены исторической реализацией похожих в тот период правовых доктрин, которые, в свою очередь, исходили из единых официальных политико-правовых концепций государств и политической философии, сформировавшихся в равной степени вследствие как объективной эволюции политико-правовой мысли, так и субъективных идеологических факторов.
Просвещенный абсолютизм, таким образом, есть попытка одновременно обосновать надобность в обществе политического абсолютизма монархии, элитарной организации власти, сословного деления, но совместно с тем и правового преобразования общественных отношений на основе государственного патернализма. Это был закономерный ответ на назревающие перемены в целях сохранения монархии.
Согласно синтезированному подходу к просвещённому абсолютизму, разумно рассмотреть данное понятие и с правовой точки зрения, и через изучение личности монарха и его роли в преобразованиях, и через исследования социума и общественных элит, то есть дворянства.
1.2. Типология и
общая характеристика
В 1960-е годы в ходе дискуссии советских историков о социальных и экономических предпосылках абсолютизма, его социальной природе, идеологии, времени и стадиях его формирования, взаимодействии культур России и Европы была разработана типология российского абсолютизма, актуальная и сейчас. Она включила следующие основные черты [30, c.87]:
- сосредоточение законодательной, исполнительной, судебной власти в руках наследственного монарха;
- право монарха на распоряжение
налоговой системой и
- централизация, унификация
и регламентация
- наличие обширного
- создание армии и полиции на постоянной основе;
- регламентация всех видов службы, прав и обязанностей сословий.
По мнению советских историков, российский тип абсолютизма в некоторых отношениях схож с абсолютизмом стран Центральной и Восточной Европы, но также имеет и множество отличий.
В России расцвет абсолютизма как типа государственной власти произошел в ХVIII веке. Это был так называемый «просвещённый абсолютизм», который часто связывают с правлением Екатерины II.
Теоретическими источниками российского просвещенного абсолютизма стали, основным образом, политическое учение первой половины XVIII века философско-правовой школы Х.Вольфа, теория ранней юридической школы в государствоведении, собственная официальная публично-правовая концепция русского абсолютизма и идеи европейского умеренного политического либерализма, эпохи французского Просвещения.
Многие историки сходятся в том, что государственно-политическое
и правовое становление Российской империи
во 2-й половине XVIII столетия характеризуется
явлением просвещённого абсолютизма как
особенно показательной черты системных
преобразований, сопутствующей этому
становлению. В данный период завершилась
модернизация в государственно-
Не является предметом споров и мысли о том, что идеи и программа политических и правовых модификаций в духе просвещённого абсолютизма составляли сущность законодательного курса русской монархии в период 1760 - 1796 годов; о том, что данный курс оставался непоколебимым, не менял своих целей и задач на протяжении всего указанного периода, как об этом свидетельствуют большие законодательные планы императрицы Екатерины II, а текущие обстоятельства, в том числе случайные субъективные факторы, сказывались только на степени быстроты реализации этого курса.
По О.А. Омельченко, преобразования просвещённого абсолютизма выразились в следующем [30, c.92]:
1. Издание нового источника
права фактически по всем
2. Заявленное неприменение
устаревшего исторического
3. Изменение текущей на
тот момент государственно-
Вышеуказанные преобразования и модификации на основе политико-правовых тезисов «законной монархии» переформировали центральные и местные административные органы, изменили всю систему государственного аппарата на основе правовой централизации нового качества, создали цельные, но при этом отделенные от системы управления правоохранительную и судебную системы.
Можно также отметить, что при проведении правовых преобразований просвещённого абсолютизма часто решением всех проблем правового становления монархии и несовершенств в охране правопорядка полагалось создание общей законодательной системы регламентации сословных прав и привилегий и разветвлённое регулирование государственным законом всех видов допустимых взаимоотношений между властью и социумом, что касается в первую очередь судебной и правоохранительной практик.
Общественно-политическое значение преобразований просвещённого абсолютизма заключалось в появлении новых официальных правовых тезисов, касающихся взаимоотношений абсолютистской государственности и общественной элиты и основанных на уклоне в сторону государственного либерализма. В России такой элитой было дворянство. Законом закреплялись экономические, правовые и индивидуальные свободы дворянства (хотя были введены и некоторые ограничения), но интересы других классов российского социума занимали в правовой политике просвещённого абсолютизма вторичное либо подчинённое место.
Как правило, законодательная активность при просвещённом абсолютизме базировалась на новом понимании смысла государственного закона и правового регулирования вообще. Законы декларировались данной политико-правовой концепцией как основные и единственно действенные факторы социальных улучшений. Формально надежды на беспроблемное правовое регулирование связывались с осуществлением цельной общей кодификации права на основе всё тех же официальных правовых тезисов, в том числе с выделением конституционного права как отдельной формы. Иногда излишнее тяготение к формализации, бюрократизации характерны как для политической концепции, так и для права просвещённого абсолютизма.
Информация о работе Становление и развитие просвещенного абсолютизма в России