Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 17:17, реферат
Важным составляющим элементом объединительного процесса является оформление, политического центра, способного возглавить борьбу за объединение русеких земель. Таким центром в истории нашего государства со временем стала Москва. При этом следует иметь в виду, что об осознании Москвой своей роли объединителя Руси можно говорить лишь со времени княжения Ивана III (1462-1505 гг.). До этого в деятельности московских князей прослеживается только одно — стремление расширить территорию своей вотчины.
В развитии отечественной архитектуры в рассматриваемый период особая роль принадлежала Москве. В 1366 г. здесь начали строить белокаменный Кремль. В 1379 г. в Коломне возводится самый большой в то время на Руси собор Успения. Это был своеобразный символ мощи Русского государства.
Объединение страны разрушило рамки местных архитектурных школ. В Москву приглашают итальянских мастеров Аристотеля Фиораванти, Марко Руффо, Антонио Солари, познакомивших русских зодчих с архитектурно-строительной техникой итальянского Возрождения. Началась перестройка Кремля. В 1485—1495 гг. возводятся стены из красного кирпича, в 1479 г.завершается строительство Успенского собора, а в 1489 г. — Благовещенского.
Создание
единого Российского
Одной из главных тенденций русской общественной мысли XVI в. была постепенная секуляризация, или обмирщение, культуры. Особенно это прослеживается в русской публици-стике XVI в. Одним из мыслителей первой половины XVI столетия был Федор Карпов — дипломат, государственный деятель и рационалист, искавший истину через сомнения. К кон-цу 40-х — началу 50-х годов XVI в. относится творчество Ивана Пересветова, который был близок к религиозному вольнодумству. Он первым решился противопоставить вере правду и предпочесть правду. Им был создан образ несуществующего идеального монарха.
Известным публицистом XVI столетия был Царь Иван Грозный. Ему принадлежат письма князю Курбскому, обширное послание в Кирилло-Белозерскйй монастырь и другие сочинения. В них Грозный выступал за укрепление государственной власти, против произвола боярства и церковных властей.
Поток обмирщения захватывал и ортодоксальных церков-ных авторов. Характерен в этом отношении «Домострой», автором которого был священник Сильвестр. В нем содержались и наставления церковного характера, и советы, как воспитывать детей, хранить запасы и просушивать платье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей.
Важным
достижением XVI в. было книгопечатание.
Первая типография в России начала работать
около 1553 г., но имена ее мастеров остались
неизвестными. В 1564 г. Иван Федоров и его
помощник Петр Мстиславич издали на Московском
Печатном Дворе первую книгу с выходными
данными «Апостол». Всего во второй половине
XVI столетия было
выпушено около 20 печатных книг.
В XVI в. продолжало развиваться русское искусство. В живописи прослеживаются традиции Андрея Рублева. Особенно выделяются фресковые росписи Дионисия. Во второй половине XVI в. в живописи появляются уже и портретные изображения с чертами реализма. В это время Кремль оформляется как единый архитектурный ансамбль. В нем были возведены Грановитая палата, Архангельский и Благовещенский соборы.
Своеобразие русского зодчества связано с появлением в XVI в. шатрового стиля. Покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды — шатра. Храм Вознесения в Коломенском и Покровский собор (Василия Блаженного) на Красной площади — выдающиеся памятники этого стиля.
О высоком уровне ремесленного производства свидетельствуют успехи в литейном деле; в Москве был организован Пу- шечный двор, где в 1586 г. Андрей Чохов отлил знаменитую Царь-пушку.
4. Смутное время (начало XVII в.)
Важнейшей
задачей царя Бориса Годунова стало
преодо- ление двух тяжелейших
последствий опричнины —
Голод привел к взрыву социального недовольства и падению престижа Годунова. В 1603 г. началось мощное восстание холопов, охватившее центральные уезды. Восстание было по- давлено. Но ситуация в стране не стабилизировалась. Еще в 1601 г. в Речи Посполитой появился некий беглый
Григорий Отрепьев - бывший холоп бояр Романовых, выда- вавший себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия (скорее всего к этой роли он был подготовлен Романовыми). Перейдя в католичество и посулив польскому королю Сигизмунду III Смо-гленск и Чернигово-Северскую землю, воеводе Ю. Мнишеку (в дочь которого Марину Отрепьев влюбился) — Псков и Новгород, он сумел получить право набрать в Польше добровольцев для похода на Москву. В 1604 г. с 4000.поляков, русских дво-рян-эмигрантов, запорожских и донских казаков Лжедмитрий переправился через Днепр. Он выбрал окольный путь к Москве, так как на юго-западных окраинах государства начиналось мощное, крестьянское восстание и Лжедмитрий получил здесь необходимое подкрепление и припасы.
Войско самозванного царевича росло. К претенденту на престол охотно примыкали недовольные или обиженные Царем Борисом искатели приключений: не получившие причитавшегося им жалованья служилые люди, стрельцы и пушкари, мелкопоместные дворяне, крестьяне, казаки, неприкаянные холопы, которых их хозяева в голодные годы отпускали на волю, лишая тем самым надежного источника существования. Нередко на сторону Лжедмитрия переходили и отряды правительственных войск. С каждым новым успехом число сторонников мнимого царевича увеличивалось и в Москве — не только среди горожан, но и в ближайшем окружении Годунова.
Понятно, что многие оппозиционные бояре готовы были признать претендента законным Царем из соображений поли-тических. Однако подавляющее большинство приверженцев Лжедмитрия искренне верили в историю о чудесном спасении. Во всяком случае, права на трон самозванца казались не более I спорными, чем права Годунова. Непопулярность последнего оказалась, пожалуй, решающим фактором, способствовавшим воцарению Лжедмитрия.
Помогла самозванцу и
Однако несмотря на некоторые сильные личные качества и определенную популярность среди войск и населения, укрепиться Лжедмитрию на престоле не удалось. Он не сумел заручиться поддержкой ни одной из реальных социально-политических сил. Из чувства самосохранения (а возможно, и патриотизма) свои польские «авансы» (обещания отдать Псков, Новгород, Смоленск) самозванец возвращать не хотел. Более того, приняв в Польше католичество, он не разрешил строить на Руси католические храмы. Желая привлечь на свою сторону русское дворянство, Лжедмитрий раздавал земли и деньги, но их резервы оказались скудными. Не решился он отменить и Юрьев день, чего так ждали крестьяне. Православная церковь относилась к царю-католику настороженно, отказывая ему в кредитах и доверии. Бесчинства поляков в Москве вызывали острое недовольство посадских и служилых людей. В результате боярского заговора и восстания москвичей 11 мая 1606 г. Лжедмитрий I был убит.
Импровизированный Земский собор, наскоро собранный боярами, выбрал на Царство Василия Ивановича Шуйского (1606-1610 гг.), заслужившего репутацию боярского царя. Вступая на престол, Шуйский письменно зафиксировал свои обязательства перед боярской аристократией: во-первых, наиболее важные судебные дела Царь должен был теперь рассматривать только совместно с Думой; во-вторых, монарх отказался от традиционного права подвергать опале бояр и своих приближенных, руководствуясь только собственным желанием.
Было ограничено и произвольное распоряжение имуществом подданных: Царь мог конфисковать вотчины преступника, но не его родни. Однако эти принципиальные договоренности Шуйский часто игнорировал. Политические склоки в российских верхах также не способствовали нормализации обстановки.
Крестьянство продолжало активные выступления против закрепощения и ухудшения своего положения. Часть феодальной знати, поддержавшая Лжедмитрия I, была недовольна избранием на царство Шуйского, опасаясь репрессий. Население юго-западных окраин, освобожденное самозванцем от налогов на 10 лет, протестовало против их восстановления. Летом 1606 г. во главе так называемой «крестьянской войны» встал Иван Болотников (возможно, разорившийся дворянин), называвший себя воеводой царя Дмитрия Иоановича. На начальном этапе похода Лжедмитрия он принимал активное участие в нем. Осенью 1606 г. войска Болотникова осадили Москву и больше месяца пытались взять ее. Однако в ноябре дворянские отряды под руководством П. Ляпунова и И. Пашкова, примыкавшие к восставшим, перешли на сторону- Шуйского, а осенью 1607 г. царским войскам удалось окончательно разгромить Болотникова.
Подавление крестьянской войны мало что изменило в стране. Правительство В. Шуйского пыталось лавировать, с одной стороны, улучшая положение холопов, с другой — устанавливая 15-летний срок сыска беглых крестьян. Маневры верхов привели к тому, что ими остались недовольны и помещики, и крестьяне. Неудивительно, что в 1607 г. на Брянщине появился молодой человек, объявивший себя спасшимся Царем Дмитрием. В отличие от первого самозванца, с самого начала Лжедмитрий II был ставленником польских феодалов. Не успев соединиться с Болотниковым, он, тем не менее, сумел набрать силы как в Польше, так и в России, и в 1608 г. двинулся к столице.
Дойдя до Москвы, самозванец засел в Тушине, где начала действовать Боярская дума и свой патриарх — ростовский митрополит Филарет (Федор Романов). Главную роль в тушинском лагере играли отряды шляхтичей из Речи Посполитой (Лисовского, Ружинского, Сапеги), занимавшиеся разбоем и грабежами по всей стране. Они безуспешно пытались в течение 16 месяцев захватить сильную крепость — Троице-Сергиев монастырь.
В феврале 1609 г. правительство Шуйского заключило договор о союзе со Швецией, надеясь на ее помощь в борьбе с ту-шинцами. Однако шведы сразу же попытались захватить Новгород. В то же время этот договор дал повод Польше для начала открытой интервенции. 17 июля 1610 г. московские бояре свергли Шуйского, вынудив его постричься в монахи. Участники заговора обещали выбрать Царя позднее, а пока в Москве стали править семеро бояр — «семибоярщина». Напуганные размахом крестьянского движения и ростом анархии в стране московские бояре, несмотря на протесты патриарха Гермогена, заключили договор с польским королевичем Владиславом о призвании его на царство. В договоре повторялась присяга Шуйского, но оставался неясным вопрос о переходе Владислава в православие. На основании этого договора польские войска вошли в Москву и наместник Владислава (тому исполнилось лишь 15 лет) А. Гонсевский стал распоряжаться в стране.
Иностранный гнет не устраивал ни крестьянство и посадских людей, ни дворянство с духовенством. В стране назревала идея всенародного ополчения для спасения России. Первое из них сформировалось в начале 1611 г. в Рязани под руководством П. Ляпунова. К нему присоединились казаки, служилые и посадские люди из других городов.
В марте ополчение осадило Москву, но освободить ее не смогло, захватив лишь Белый город (территорию внутри нынешнего Бульварного кольца). Более того, летом того же года оно фактически распалось из-за разногласий между дворянами и казаками. Положение страны все больше ухудшалось: поляки после 624-дневной осады захватили Смоленск, шведы — Новгород. В этой ситуации осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде по инициативе купца Козьмы Минина создается второе ополчение, военное руководство которым поручается князю Дмитрию Пожарскому. Оно освободило Москву в конце октября 1612 г. В августе 1613 г. в Москве собрался на редкость многолюдный (около 700 человек) Земский собор, в котором принимали участие выборные от бояр, дворян, духовенства, посадских людей, казаков, стрельцов и, видимо, «черносошных людей» — крестьян. После долгого обсуждения наиболее приемлемой для всех собравшихся стала кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова (1613—1645), сына патриарха Филарета. Дело в том, что семейство Романовых устраивало все слои тогдашнего русского общества. Они были своими для родовитого дворянства, для людей, связанных с опричниной Ивана Грозного, и в то же время для лиц, пострадавших от опричнины: Романовы не, были особо замешаны в терроре 1570-х годов. Наконец, долгое пребывание Филарета в Тушине рождало иллюзии в казачестве и крестьянстве о «справедливой» власти. Да и сторонники польского варианта могли не беспокоиться, ведь делегацию на переговорах с Владиславом возглавлял все тот же вездесущий Филарет.
Информация о работе Образование Русского централизованного государства (XIV-середина XVI в.)