Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2009 в 16:41, Не определен
Творческая работа
Шефская работа
Продуктами
и овощами госпиталь был
Над госпиталем
шефствовало большинство
Силами шефских организаций была проведена огромная работа по оборудованию госпиталя, по приведению его в санитарное состояние, по уходу за ранеными, по созданию уюта в палатах. Передано на оборудование, приобретение мебели, постельных принадлежностей, культпросветимущества 31 000 рублей деньгами, 1732 кг мяса, 85 кг масла, 2 тонны овощей, 54 кг меда, 150 кг фруктов.
Руководители
шефских организаций часто
31 декабря
1941 года шефы организовали
Шефскую работу в госпитале также осуществляли жены начсо-g- става путем дежурства в палатах как дневных, так и ночных. о
Культобслуживание Специального клуба и «красных уголков» в госпитале не было, о): вся культурно-массовая работа проводилась непосредственно в у палатах. В них были установлены радиорепродукторы, слышимость которых была хорошей за исключением палат в 3-м отделе нии. Райкомом ВЛКСМ были выделены 20 человек комсомольцев (учителя и учащиеся 9—10 классов) для ведения культмассовой работы в госпитале. Они приносили в палаты патефоны, помогали выпускать стенгазеты и боевые листки (с октября 1941 по март 1942 года в каждой палате было выпущено по 5—7 номеров стенгазеты), помогали писать письма домой и т. д. С помощью самих раненых выпускались плакаты — окно ТАСС на переносном щите. Помощь в культобслуживании госпиталя осуществлялась и со стороны местного гарнизона, в частности зенитно-пулеметного училища.
В госпитале имелись настольные игры: шашки, домино, шахматы в достаточном количестве. В августе 1942 года в госпитале среди раненых был проведен шахматный турнир, который вызвал у больных большой интерес.
В Сорочинском госпитале по сравнению с другими госпиталями области имелась большая библиотека, располагающая более чем 2000 экземплярами литературы в основном художественной. Библиотечный фонд пополнялся за счет обмена его в районной библиотеке, библиотеке парткабинета и книжного фонда районного агитпункта. Кроме того, районная библиотека в госпитале шефствовала над двумя палатами, которые систематически обслуживала литературой, выделив специально для госпиталя 300 экземпляров книг. В помощь по библиотечной работе привлекались пионеры-тимуровцы, которые читали лежачим раненым отдельные отрывки из книг, разносили книги по палатам, помогали в составлении каталога и т. п. Каждый раненый имел возможность выбрать любую книгу из тех, что приносили в палату, или выбрать по списку-каталогу из всего, что имелось в библиотеке. В госпитале практиковалась коллективная читка художественной литературы, в частности в палатах лежачих больных.
Отсутствие
в госпитале своей
Ввиду того, что в Сорочинском нет ни театров, ни клуба, силы, которых можно было бы использовать и привлекать для участия в концертах, при госпитале имелся один культурник, который организовывал и проводил их, привлекая для этого школьников старших классов, а больше всего самих выздоравливающих бойцов.
Проводили концерты два раза в неделю только в двух отделениях госпиталя, где имелись большие палаты, остальные три отделения оставались совсем без обслуживания, так как не имели ни столовой, ни большой палаты, где можно было бы провести концерт.
Программа концертов составлялась культурником на неделю, проверялась комиссаром и секретарем парторганизации госпиталя. В репертуар ее входили военные и народные песни под баян, частушки, отдельные номера циркового искусства.
Музыкальных инструментов в госпитале было очень мало. В начале декабря 1942 года эвакогоспиталю № 3323 на временное хранение и пользование с согласия представителей санотдела округа и Главного военсануправления было передано пианино, а установка двухъярусных коек и тумбочек позволила значительно улучшить размещение раненых и их обслуживание. Была устранена теснота в палатах за счет развертывания двухъярусных коек и в 2-х самых крупных отделениях, в которых выделили комнаты отдыха для ходячих раненых больных. Получение пианино позволило серьезно улучшить культобслуживание раненых шефскими самодеятельными кружками и дало возможность организовывать самодеятельность самих больных.
Политмассовая работа
С переходом госпиталя на гражданское положение при госпитале был оставлен один пропагандист — тов. Ильин, который чаще использовался как хозяйственник, например, выезжал в колхоз на заготовку овощей, а раненые бойцы больше недели оставались без политинформации. Неудовлетворительно обстояло дело в сентябре-октябре 1941 года с обслуживанием раненых бойцов газетами. На госпиталь выписывались 52 экземпляра центральных и 170 экземпляров областных и районных газет, примерно 1 газета на три палаты. В каждой палате из выздоравливающих бойцов был выделен один для проведения громкой читки газет. Культурно-политическая работа проводилась в госпитале в этот период не на должной высоте.
В 1942 году массово-политическая работа была значительно улучшена. Был утвержден штат политработников госпиталя: комиссар — т. Окунев; начальник клуба, он же секретарь парторганизации госпиталя — т. Полторенко; политрук — т. Ильин.
Массово-политическая работа среди раненых и среди сотрудников госпиталя (штат госпиталя составлял 218 человек) проводилась силами политработников госпиталя, парторганизации с привлечением раненых из политсостава.
Политинформации стали проводиться один раз в 2—3 дня комиссаром, политруком и членами парторганизации, закрепленными по палатам. В политинформациях давалось краткое обозрение основных событий за последние 2—3 дня в основном из газетных материалов. В каждой палате специально выделенными политически грамотными товарищами из числа раненых под руководством комиссара госпиталя проводились читки сводок Совинформбюро, газетных очерков, рассказов. Так, раненый политрук т. Александров в феврале пять раз выступил в палатах с докладом о международном положении.
В период с 15 мая по 15 июня 1942 года в основу массово-политической работы было положено разъяснение первомайского приказа Наркома обороны товарища Сталина. С этой целью было проведено 20 докладов на темы:
«1942 год должен стать годом окончательного разгрома немецких оккупантов»;
«Новый этап Отечественной войны». Проведено 27 бесед на темы:
«Каждый боец должен быть мастером своего оружия»;
«Кто такие гитлеровцы?»;
«Тыл и фронт — единый боевой лагерь» и др.
Ежедневно на специальных политинформациях широко разъяснялось значение Англо-Советского договора и Советско-Американского соглашения. Лекции и доклады читались и политсоставом воинских частей, находящихся в Сорочинске систематически, но не часто. Например, в феврале 1942 года по всем отделениям госпиталя были прочитаны доклады на темы:
«Международное положение»;
«Возрождение
жизни в освобожденных районах»
«Непрочность Европейского тыла»;
«Великая освободительная миссия Красной Армии».
Кроме того, в отдельных палатах были прочитаны доклады на темы:
«Народный героизм в борьбе с немецкими захватчиками»;
«Существовал ли Христос как историческая личность»;
«Не забудем и не простим фашистам их злодеяний».
С наступлением лета значительная часть политработы переносилась в Ленинский садик, где ежедневно после утренней зарядки зачитывалась утренняя сводка Совинформбюро. Там же полковником т. Шумиловым был сделан обстоятельный доклад о войне на Тихом океане и даны два больших шефских концерта для раненых силами концертной бригады Чкаловского Комитета по делам искусств и художественной самодеятельности КУКСа.
Состояние подсобного хозяйства
Госпиталь Mb 3323 имел подсобное хозяйство на площади 36,5 га, из них 20 га — под зерновые, 12 га —. под картофель, 4,5 га — под овощи и бахчи. Весенний сев и прополку провели исключительно силами сотрудников госпиталя. Госпиталь испытывал затруднения с поливкой овощей, так как имеющийся в госпитале двигатель часто портился и не мог подавать воду для полива.
Госпиталем № 3323 было запланировано заготовить на зимнее хранение ПО тонн картофеля, 25 тонн капусты, 6 тонн огурцов. В сентябре 1942 года был убран горох с площади 1 га, просо — 3 га; провели уборку огурцов, которых собрали более 5 тонн.
В госпитале на откорме находилось 19 свиней, имелась своя птицефабрика.
Силами госпиталя проведено сенокошение. Накошено и заскирдовано 45 тонн сена, что обеспечило большую часть потребности корма для лошадей госпиталя.
Хозяйственная жизнь эвакогоспиталя и подготовка к зиме
Большие трудности в обслуживании госпиталя вызывала разбросанность отделений. При наличии пяти отделений, а в них не- : скольких зданий, расположенных друг от друга на расстоянии от 0,5 до 1 км, госпиталь имел только две кухни. Имеющееся кухонное помещение было расположено на территории 5-го отделения. В связи с прибытием в Сорочинское авиамастерских госпиталь вынужден был это помещение отдать под кухню и столовую последним, так как другого выхода не было.
Некоторые трудности госпиталь испытывал в организации стирки белья. Имеющаяся прачечная не удовлетворяла потребности госпиталя, так как несвоевременно доставляли мыло из областного центра. Наличие в госпиталях трех, а на периферии двух смен белья особенно требовало быстрой оборачиваемости его в стирке. Иногда госпиталь вынужден был прибегать к отдаче белья в стирку на квартиры шефам, что являлось по существу недопустимым фактом в период борьбы с распространением сыпного тифа в госпиталях.
Необходимо отметить, что госпиталь ощущал большой недостаток в тапочках. Были палаты, в которых имелась лишь одна пара тапочек на 10—12 человек ходячих больных. Больным приходилось ходить попалатам босиком или же в носках. В сапожной мастерской госпиталя были пошиты тапочки из брезента и других отходов, но и это не обеспечило и половины всей потребности госпиталя в них.
Обеспечение топливом
Самым больным вопросом госпиталя на 1 января 1942 года являлось обеспечение топливом, в запасе его было всего лишь суток на 10—15. Еще в июле 1941 года районный Совет обязал Сорочинский райтоп выделить 10 подвод для вывоза торфа и дров госпиталю. Имеющийся при госпитале транспорт был не в состоянии выполнить такой объем работ, так, имея в наличии 39 лошадей, он использовал его и при выполнении других сельскохозяйственных работ. Транспорт же райтопа в количестве 27 лошадей, занимающийся подвозом топлива для эвакуированных граждан и учреждениям райцентра, не в состоянии был сделать большого запаса госпиталю. Плохо проходила заготовка топлива и летом 1942 года. Областью был спущен наряд на заготовку дров в местном лесхозе, однако администрация последнего предложила заготавливать их на отдельных участках и на расстоянии более 50 километров от райцентра, что при наличии такого количества тягла, которым располагал госпиталь, доставка его становилась проблематичной, нереальной и ставила госпиталь в затруднительное положение. Лишь в конце августа 1942 года госпиталю разрешили приступить к заготовке дров, для чего отвели лесной участок на 800 кубических метров. Госпиталем была создана бригада из числа своих работников в составе 6 человек, которые должны были заготовить за месяц 500—600 кубометров дров. Из имеющегося в госпитале транспорта выделили 20 лошадей, на которых и вывезли заготовленный лес. По просьбе госпиталя райвоенкомат мобилизовал десять лесорубов и транспорт для заготовки и вывоза топлива на объекты госпиталя. Освободившийся транспорт госпиталя был направлен на перевозку грузов со своего подсобного хозяйства, где было выращено более 150 тонн картофеля, зерновых и овощей. Кроме того, по решению райкома ВКП(б) госпиталь закупил 1000 кубометров торфа, который должны были перевезти колхозы своим транспортом. Немало сил требовали хозяйственные дела от администрации госпиталя.