Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:40, дипломная работа
Цель нашей работы – дать общую характеристику основных понятий и элементов права собственности в древнем Риме. Достижение цели нами рассматривается как выполнение поставленных перед нами в данной работе задач, а именно: отразить содержание и виды права собственности и рассмотреть развитие этого института в Риме; дать характеристику юридических фактов, служащих основанием для приобретения права собственности; выделить правовые средства защиты права собственности.
Объектом данного исследования является право собственности. Предметом исследования является законодательство древнего Рима в сфере вещного права, проблемы права собственности.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие права собственности и развитие этого института в Риме . . . . . 5
1.2 Содержание права частной собственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
1.3 Виды собственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОТЕРЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ . . . . . . . . . . . . .20
Приобретение права собственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Производные способы приобретения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Первоначальные способы приобретения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Владение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Права на чужие вещи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Утрата права собственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Вещные иски для защиты права собственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Личные иски для защиты права собственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Право собственности
является наиболее широким по объему
прав на вещь. Римские юристы не оставили
точного определения права
В структуре римской частной собственности большую роль играла собственность на землю. Забота общины о тщательной обработке земли была неразрывно связана с особенностью строя римской фамилии. Эта особенность, как известно, состояла в исключительном праве pater familias на все принадлежащие фамилии ресурсы: движимое и недвижимое имущество и находящихся под его властью людей – жену, сыновей с их женами и детьми, рабов. Никто из них не мог иметь никакой собственности, все ими приобретенное принадлежало домовладыке.
Считается, что уже в древнейшие времена, по Законам XII таблиц, в Риме существовала полная частная собственность на землю, поскольку она могла отчуждаться и человек говорил о своем участке esse ex iure Quiritium – «это мое по квиритскому праву». Однако как бы то ни было, верховную собственность на землю осуществлял коллектив граждан.
В период борьбы патрициев и плебеев был принят важный закон Лициния-Секстия (367 год до нашей эры), по которому плебеи были уравновешены с патрициями в праве на получение государственных земель. Тогда же размер земельного участка, передаваемого в пользование отдельной семьи, был ограничен 500 югерами (125 гектар)6. Завоеванные земли либо оставались у прежних владельцев, либо продавались или передавались римским гражданам во владение.
В 111 году до нашей эры по закону Тория были укреплены права господ над рабами и владельческие права собственников земли. Этот закон освободил оккупированные государственные земли от уплаты подати и обратил их в частную собственность.
В правление императора Октавиана Августа, в связи с его аграрными реформами, укреплявшими собственность землевладельцев, появляется новый термин для обозначения земельной собственности – dominium (применявшийся только к италийским владениям, тогда как на провинциальной земле, верховным собственником которой был император, существовало только владение). Доминий означал, что право собственности на землю приравнивалось к праву dominius на раба, то есть становилось как бы ничем не ограниченной, полной частной собственностью.
Полнота и широта господства собственника над вещью все же не является абсолютной. С древнейших времен собственники земли ограничивались в правах. Это вполне понятно, так как субъективные права, предоставляемые частным лицам, ориентированы не только и не столько на субъектов права, сколько на нужды и потребности общества. Без этого невозможно было бы нормальное функционирование общества.
Понятие ограничения собственности
относится к правомочиям
Если законодательное ограничение умаляет всевластие отдельного собственника, оно тем не менее «нацелено на совершенствование отношений собственности в целом и устанавливается в интересах всех собственников»7. Ограничения, установленные по инициативе собственников как частных лиц (сервитуты), сами по себе предполагали, что прежде в этом отношении никаких ограничений не существовало. По содержанию ограничения либо налагали обязанность на собственника воздержаться от действий (in non faciendo), либо – обязанность терпеть действия других лиц (in patiendo). Вот примеры некоторых ограничений, упоминаемых в законах XII таблиц:
Римское право предусматривало
также ограничения
В классический и постклассический
периоды сохранились
Кроме указанных конкретных ограничений в классическом, а особенно в постклассическом праве восторжествовало правило, что ни один собственник не должен использовать право собственности во вред другому – male enim nostro jura uti non debemus. С тех пор считалось, что «долгом каждого собственника является пользование своим правом в допущенных рамках и стремление избежать нанесения намеренного ущерба другому»10.
Положительные обязанности лица в качестве собственника римскому праву неизвестны: все подобные отношения представляют собой личные обязательства собственника. Публичная власть может принудить собственника к положительным действиям только вне рамок гражданского права. Так, налог является выражением суверенитета государства и связан с преобладанием народовластия; он устанавливается по воле общества собственников и в его интересах.
Итак, перечень отдельных правомочий собственника не является и не может являться исчерпывающим. Принципиальный взгляд римских юристов на право частной собственности был таков, что собственник имеет право делать со своей вещью все, что ему прямо не запрещено.
1.3 Виды собственности
В Риме существовало несколько исторически сложившихся видов собственности. В основе деления на виды лежали способы приобретения права собственности; место, которое занимал предмет собственности (в данном случае речь идет лишь о земельной собственности); свойства носителей собственности.
Квиритская (цивильная) собственность (dominium ex jure guiritium) в древнем римском праве являлась единственным видом собственности. Она отличалась особенностью способов приобретения, установленных нормами цивильного права, и средствами защиты. Когда в классическом праве появилась преторская и провинциальная собственность, квиритская собственность стала считаться dominium optimo, или наилучшей собственностью.
Право приобретения квиритской собственности имели лишь полноправные римские граждане и те, кто был наделен jus commersii (например, латины). Кроме римской правоспособности лица требовалось, чтобы и вещь была способна к участию в римском обороте.
Предметом квиритской собственности являлись неманципируемые и манципируемые вещи. Собственность на неманципируемые вещи приобреталась путем простой передачи владения вещью, получившей название традиции. Собственность на манципируемые вещи приобреталась посредством двух обрядов: манципации (mancipatio) – «своеобразный обряд передачи права собственности из одних рук в другие»11, и уступки права в ходе процесса (in jure cessio) – представлял собой мнимый процесс, в ходе которого претор уступал свои права на вещь приобретателю.
Применение сложных обрядов манципации и уступки права в ходе процесса с течением времени стало затруднительным. Причиной этого являлись сложность и медлительность проводимых действий, и необходимость присутствия обоих участников. Между тем, увеличившийся оборот вещей и товаров требовал упрощения форм при передаче вещей. Ввиду этого участники сделок с манципируемыми вещами стали прибегать к простой традиции.
Однако передача манципируемых вещей без совершения акта манципации или уступки права в ходе процесса в соответствии с нормами квиритского права не делали приобретателя квиритским собственником. Собственником вещи оставался отчуждатель, а приобретатель являлся лишь добросовестным владельцем. Право квиритской собственности последний получал только по истечении срока давности (один год для движимых вещей и два года для недвижимых). Вследствие этого для приобретателя могли возникнуть затруднительные ситуации. Так, в случае невыполнения каких-либо условий покупателем, продавец мог потребовать возврата вещи, так как формально он оставался собственником. Кроме того, приобретатель в случае утери или хищения у него вещи не имел возможности через суд предъявить собственнический иск.
Выход из затруднительного для приобретателя положения был найден претором. Он встал на защиту добросовестных владельцев при условии, что приобретения были осуществлены ими при наличии доброй совести (bona fides), то есть незнании о недостатках приобретаемого права. Так, если продавец, согласившись на неформальную продажу, требовал возвращения вещи, претор включал в формулу истца эксцепцию «о продаже и передаче вещи» или «о злом умысле»12. Первая экцепция предписывала судье отказать в иске, если выясниться, что вещь передана покупателю по свободному волеизъявлению сторон и оплачена денежной суммой. Эксцепция «о злом умысле» представляла возражение, будто истец, предъявляя иск, поступает недобросовестно, со злым умыслом.
Если же новый владелец утрачивал владение вещью, то для возвращения ее из рук как отнявшего вещь, так и владеющего ею, претор предоставлял истцу Публициановский иск. Таким образом, хотя манципируемая вещь, приобретенная посредством традиции или уступки права в ходе процесса, не становилась квиритской собственностью, она становилась составной частью имущества приобретателя (in bonis). Такие приобретения позже стали называть бонитарной или преторской собственностью.
Бонитарный собственник
превращался в квиритского
Перегрины (иностранцы) в соответствии с нормами цивильного права могли совершать сделки купли-продажи путем манципации и заключения письменных договоров. Право перегринов на приобретенное имущество защищалось эдиктом претора перегринов при помощи исков с фикцией (допускалась фикция, что истцом являлся римский гражданин). Однако, «эти иски были направлены лишь против частных нарушений и не распространялись на случай возвращения утраченного владения»13. По-видимому, перегринам приходилось довольствоваться владельческими интердиктами для охраны своих прав на приобретавшуюся по сделкам цивильного права собственность.
На земли в провинциях по праву завоевания было установлено право собственности римского народа. В период империи земли в императорских провинциях были объявлены собственностью императора. Фактически земельные наделы находились в пользовании прежних владельцев-провинциалов. Полномочия этих лиц сводились к праву владения, пользования землей и извлечения плодов. Однако имевшая место конфискация таких земель государством и императором за ничтожно малое вознаграждение свидетельствует о фикции такого права.
С течением времени значительная
часть провинциального