Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 16:13, реферат
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
К информации ограниченного доступа относится:
- информация, составляющая государственную тайну;
- информация, составляющая коммерческую тайну;
В первой главе - «Конституционно-правовой институт личной и семейной тайны: теоретико-правовые основы» - рассмотрены понятие, правовая природа и характерные общеправовые особенности тайны как юридической категории, выявлены ее философско-правовые основания и методо-
логия исследования (§ 1); проанализированы понятие и основные черты правового института личной и семейной тайны, выявлены его характерные особенности (§ 2); исследована специфика личной и семейной тайны как объекта конституционно-правового регулирования, дана характеристика иных видов тайн, регламентированных Конституцией Российской Федерации (§ 3).
Диссертант рассмотрел личную и семейную тайну как видовое понятие общетеоретического понятия тайны, состоящего в прямой логической связи с понятием информации.
В работе показано, что исторически понятие тайны сопутствовало государству и обществу на всех этапах его развития. Уже в законодательстве Древнего Рима существовала норма, запрещающая принуждать раба к разглашению тайн его хозяина, таким образом, законодатель с древнейших времен пытался вывести из общественного оборота информацию, связанную с личной и семейной жизнью индивида. Следовательно, одной из проблем правового регулирования тайн является определение правового статуса информации, содержащей сведения, которые по своей природе не могут быть доступны всем без исключения субъектам общественных отношений.
Диссертантом отмечается, что определенные виды информации, обладающие потенциальной важностью для индивида, нуждаются в особом режиме защиты, позволяющем сохранять информационный ресурс в первоначальном виде и ограничивающие возможность применения к таким видам информации действий, направленных на использование информационных качеств в полном объеме. Установление такого правового режима и составляет одну из основных целей правового регулирования исследуемой области общественных отношений.
Впоследствии законодательное регламентирование тех или иных видов тайн претерпевало существенные изменения, однако проблемы правового регулирования категории тайны не теряют своей актуальности на протяжении длительного периода. При этом одной из основополагающих является проблема разработки понятийного аппарата, так как в настоящее время законодательная дефиниция общеправового понятия тайны отсутствует. Действующие нормативные правовые акты, регулирующие тот или иной вид тайн, зачастую весьма противоречиво трактуют данное понятие. Так, например, текстуальный анализ ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод, что законодатель, определяя личную и семейную тайны наряду с правом на неприкосновенность частной жизни, подразумевает их как самостоятельные нематериальные блага, а норма Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 137) закрепляет личную и семейную тайны в качестве главного содержания неприкосновенности частной жизни.
В рамках решения данной проблемы диссертантом предложено разработать следующие направления:
- определение баланса между
необходимостью обеспечения
- создание действенного
- создание механизма правовой охраны сведений, составляющих ту или иную тайну.
На основе анализа доктрииальных подходов к определению понятия тайны диссертантом отмечены следующие его отличительные признаки: социально-правовая природа; прямая логическая связь с понятием информации; специфика объекта (тайной является не любая информация, а лишь обладающая свойством конфиденциальности или ограниченного доступа); наступление общественно-опасных последствий в случае незаконного получения, использования, разглашения сведений, составляющих объект тайны; дифферен-цированность общего понятия тайны на различные виды; специфика регулирования - к числу регуляторов общественных отношений, связанных с тем или иным видом тайн, помимо правовых норм, относятся также морально-нравственные нормы.
Внешнюю сторону правового феномена тайны составляют общественные отношения, складывающиеся в сфере особого регулирования определенных видов информации, характеризующиеся особым сочетанием дозволений [1 запретов, возможностей и ограничений - в теории права данная конструкция определяется как правовой режим.
Таким образом, правовой режим доступа к определенной информации является неотъемлемой частью правовой категории тайны, что позволяет говорить о тайне как правовом режиме - особой, относительно самостоятельной системе правового воздействия на общественные отношения, выражающей разумный компромисс между правом на информацию, с одной стороны - и запретом на сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица - с другой, основанную на законодательно закрепленной комбинации специфических средств и методов правового регулирования.
Несмотря на то, что действующим отраслевым законодательством упоминается более 40 видов тайн, в отечественной юридической науке на сегодняшний момент отсутствует единообразный подход к классификации тайн как объектов правового регулирования. Исследовав имеющиеся научные подходы, диссертант принял за основу классификацию тайн в зависимости от способа образования на первичные и производные. Принципиальное различие этих категорий состоит в том, что правовой режим охраны первичных тайн подразумевает право субъектов на установление режима конфиденциальности, а правовому режиму охраны производных тайн корреспондирует обязанность лица, которому доверена информация ограниченного доступа, устанавливать соответствующий режим конфиденциальности.
При этом диссертантом отмечено, что недостатком данной классификации является отсутствие в составе первичных тайн тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, так как законодатель идет по пути четкого разграничения личной и семейной тайны и тайны сообщений, помещая их в разные части ст. 23 Конституции Российской Федерации.
По отношению к целому ряду различных видов конституционных прав и свобод человека и гражданина правовой институт личной и семейной тайны является основополагающим. В частности, он лежит в основе не только некоторых личных прав (свобода мысли и совести; право на тайну телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на защиту чести и доброго имени, персональных данных и т.д.), но и политических прав (право на свободный поиск и распространение информации, право на тайну голосования). Поскольку указанные права относятся к различным сферам жизнедеятельности индивида и соответственно - к разным видам конституционных прав, институт личной и семейной тайны следует считать комплексным правовым институтом, включающим нормы конституционного, трудового, семейного, административного, уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей права.
Диссертантом отмечено, что личная тайна - это тайна одного человека, семейная тайна касается членов одной семьи или родственников. Для отнесения тех или иных сведений к тайне определяющим является наличие желания ■не раскрывать их у самого лица (или членов семьи). Вследствие этого личная тайна - это неизвесгная третьим лицам, охраняемая человеком информация о себе (своих интересах, мыслях, чувствах, убеждениях, привычках и т.п.), а также об отношениях с другими людьми (дружеские связи, интимные отношения и т.п.), правомерный доступ к которой закрыт. Семейная тайна - это неизвестная третьим лицам и охраняемая людьми, связанными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание, информация о взаимоотношениях внутри семьи, об их общих взглядах и интересах, правомерный доступ к которой закрыт. Следовательно; при собирании или распространении сведений, составляющих семейную тайну, необходимо получить согласие тех членов семьи, интересы которых непосредственно затрагиваются совершением таких действий.
Различные виды тайн, регламентируемые
нормами права, имеют различные уровни
правового регулирования: от подзаконного
- до высшего, конституционного уровня.
Руководствуясь конституционной триадой
«личность-общество-
данным тайнам характерные особенности, не свойственные остальным видам.
Анализ конституционных норм, регулирующих вышеперечисленные виды тайн, показывает, что подход законодателя в их отношении не однозначен. Так, если личная и семейная тайны, а также тайна сообщений смоделированы в виде субъективных прав, то государственная тайна - в виде правового института. Логика такого подхода, по мнению автора, заключается в их различной правовой природе - государственная тайна представляет собой правовой и петиту т с ярко выраженным публично-правовым характером, тайна сообщений - частно-публичным, тогда как личная и семейная тайны, несомненно, имеют четкую частно-правовую природу.
Регламентация права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, тесно связанного с правом на личную и семейную тайну, правом на неприкосновенность частной жизни в отдельной части статьи 23 Конституции Российской Федерации позволяет, с одной стороны, подчеркнуть его особую значимость, а, с другой, - таким образом законодатель регламентирует возможность легитимного ограничения данного права.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации в качестве основания такого ограничения может выступать только судебное решение, однако отраслевым законодательством допускается еще одно основание ограничения - федеральный закон. Существующие позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по данной проблеме также весьма противоречивы. Исходя из вышеизложенного, диссертантом сделан вывод о необходимости приведения действующего законодательства Российской Федерации в части регламентирования оснований ограничения права на тайну телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в соответствие с нормой ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации.
В качестве объекта конституционно-правового регулирования личная и семейная тайна включает три основные составляющие:
- сведения, относимые законодателем к личной и семейной тайне;
- механизм защиты сведений, составляющих личную и семейную тайну;
- санкции, применяемые за нарушение
режима личной и семейной
При этом второй компонент - механизм защиты сведений, составляющих личную и семейную тайну, по сути, представляет собой совокупность конкретных приемов и методов правового регулирования, применяемых к определенной категории сведений с целью:
а) воспрелятствовать допуску к ним субъектов, не обладающих необходимым статусом;
б) не допустить их незаконного разглашения.
Основные признаки современного понятия личной и семейной тайны вытекают из смысла и содержания норм п. 4. ст. 29; п. 3. ст. 55 Конституции Российской Федерации, а также норм Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 3 которого определяет персональные данные как любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъект}' персональных данных), в том числе его фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы и иную информацию.
Имея комплексный характер, правовой институт личной и семейной тайны затрагивает обширный круг отношений, полный перечень которых не содержится в настоящее время ни в одной зарубежной конституции, международном документе или законе. Отсутствие такого перечня, а, следовательно, и оговорок о допустимых ограничениях соответствующего конституционного права на личную и семейную тайну ведет к тому, что все чаще возникают юридические споры, касающиеся содержания, реализации, пределов осуществления и легитимных ограничений данного права. С одной стороны, законодателем подчеркивается, что указанное право не подлежит ограничению (ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации), с другой стороны, им допускаются определенные ограничения смежных прав и свобод, правовыми основаниями которых выступают нормы ч. 3 ст. 17; ч. 3 ст.55, п. «в» ст. 71 Конституции Российской Федерации.
Данная коллизия решается судами, которые уже накопили обширную правоприменительную практику, касающуюся регламентации ограничений указанного права. Выработанные судами подходы могли бы составить основу содержания федерального закона о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайне, принятие которого представляется весьма целесообразным с целыо усиления юридической определенности понимания категорий личной и семейной тайны, неприкосновенности частной жизни, их соотношения. В данном нормативном правовом акте следовало бы урегулировать все известные юридической науке и практике сферы частной жизни, включая личную и семейную жизнь, а также установить пределы правового регулирования данных сфер. Наличие такого федерального закона устранило бы существующую неопределенность по вопросам о том, что же входит в понятия «личная и семейная тайна», «частная жизнь», «тайна частной жизни» и какие пределы законодательного регулирования допустимы по отношению к отдельным V« элементам.
Вторая глава - «Конституцнонно-правовое регулирование личной и семейной тайны в Российской Федерации на современном этапе: проблемы п перспективы» - посвящена исследованию исторического генезиса
норм отечественного законодательства о личной и семейной тайне, анализу современных тенденций развития правового регулирования в данной области (§ 1); изучению зарубежного опыта закрепления информации индивидуального характера (§ 2); анализу актуальных проблем и перспектив конституционно-правового регулирования личной и семейной тайны в Российской Федерации на современном этапе развития государственности (§ 3).
Проанализировав имеющиеся подходы к периодизации развития норм отечественного законодательства о личной и семейной тайне, диссертант предложил следующую авторскую периодизацию: