Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2010 в 19:20, Не определен
Введение ............................................................................................................................................2
1. Развитие теоретических подходов о понятии и основных признаков федерации..........5
Признаки Федерации..................................................................................................................5
Демократизм федеративного устройства.............................................................................9
Виды федеративных государств..............................................................................................13
Этапы становления российского федерализма......................................................................23
2. Особенности российской модели федеративного устройства............................................32
2.1. Черты конституционной модели Российской Федерации....................................................32
2.2. Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов....................39
2.3. Основные тенденции и проблемы развития российского федерализма...............................43
Заключение.......................................................................................................................................54
Библиографический список...........................................................................................................57
Приложение......................................................................................................................................59
В состав современных федераций входит различное число субъектов: США - 50, Австралийского Союза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии - 3, ФРГ - 16, Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии - 26, Венесуэлы - 20, Мексики - 31, Индии - 25, Пакистана - 4, ОАЭ - 7, Малайзии - 13, Нигерии - 21, Коморских островов - 3. Самое большое количество субъектов входит в состав Российской Федерации – 897.
Современная наука конституционного права рассматривает федерализм как принцип, режим и форму государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях. Вместе с тем в мировой науке справедливо отмечается, что федерализм как принцип обустройства ушел далеко за рамки применения только во внутригосударственных отношениях. Федерализм используется как средство совершенствования отношений между социальными негосударственными структурами, преобразования мира и слияния государств и их территорий в единое гармоничное сообщество. В современных отечественных и зарубежных работах, анализирующих тенденции развития государственности в целом и федеративной государственности в частности, выделяются динамизм и гибкость государственной власти как важные составляющие достигнутого уровня развития общественной жизни. «Можно без преувеличения сказать: "государственная общность" и "государственное многообразие" стали двумя доминантами мирового развития»8.
Федерация есть сложное государство, где центр власти один, так как в ней одна, единая система власти; федерализм не является многоцентрализмом власти. Децентрализм всегда имел тенденцию к созданию многих центров власти, независимых друг от друга и лишь условно контролируемых властью федерации. Федерализм, в силу своего объединительного начала, стремится соединить различные центры власти, свести их к единству, сохраняя их автономность во взаимоотношениях между собою и властью федерации. В этом, собственно, и состоит предназначение федеративного государства, направленного на соединение политических или территориальных образований в единое государство.
В этой плоскости надо согласиться с В.Е. Чиркиным в том, что деление федерации на централизованные и децентрализованные достаточно условно, что в обстановке современных реалий в мировой практике федеративных государств, с бурными событиями и вызовами, федерация не может быть аморфной, государство должно обеспечивать определенное единство действий его субъектов, и поэтому все современные федерации, в той или иной степени, централизованы.
Важнейшим
принципом федерализма является
равноправный конституционный статус
субъектов федерации. Однако это
не означает их равенства. Конституционно-правовая
симметрия не исключает и не может
исключить фактическую
Среди признаков федерализма можно выделить, прежде всего, принцип единства в многообразии. В социально и этнически разнородном обществе с большими региональными различиями федеративная система выступает в роли «скрепки», которая позволяет учесть многообразные общественные интересы и обеспечить единство в сохранении стабильности в государстве, защитить права и свободы людей. В своих трудах о федерализме Фарукшин М.Х. замечает, что с вопросом о принципах, на которых должна строиться демократическая федерация, тесно связана проблема симметрии и ассиметрии в федеративном устройстве. Исходя из реальной практики функционирования различных федераций, можно утверждать, что одним из признаков федерализма является сочетание симметрии и ассиметрии9.
В итоге можно выделить наиболее общие черты, характерные для большинства федераций:
1.2
Демократизм федеративного
устройства
Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления10.
Как
утверждает Фарукшин М.Х. важным аспектом
федерализма, характеризующим его
положительный смысл, является органическая
связь действительного
Устойчивость
федерации как формы
Тавадов Г.Т. рассуждает о значении демократизма: «Демократическая форма правления придерживается принципа, в соответствии с которым решения принимаются большинством с учётом интересов меньшинства»12. Стоит заметить, что одной из отличительных функций федерации является защита прав и свобод граждан независимо от их пола, национальности и вероисповедания.
Л.М.
Карапетян полагает, что «федерация
как структура, созданная однопорядковыми
в смысле их равноправия образованиями,
более чем унитарное
Демократичность
федеративной формы государственного
устройства отмечает и многие иные
авторы. А Р. Натан и Э. Хоффманн
раскрывают демократический потенциал
федерации через пять основных целей
федерализма: примирение единства и
разнообразия; защита от тирании центрального
правительства; создание условий для
участия населения в
Конечно же, не следует преувеличивать демократический потенциал федерализма. Демократические политические режимы вполне существуют и в унитарных государствах – Франции, Великобритании, Дании, Швеции. С другой стороны, ряд федераций – Индия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан – могут быть причислены к странам развитой демократии лишь с достаточной степенью условности.
Однако сама тенденция налицо: федеративные государства в любом случае основаны на принципе согласия, на консенсусе общегосударственной и региональных политических элит, а значит не могут превратиться в централизованную диктатуру не потеряв своего федеративного характера. Данное следствие принципа федерализма, конечно же, не означает автоматического возникновения развитой системы народовластия, но, по крайней мере, служит надежной гарантией от крайних форм тоталитаризма.
На это свойство федерализма обращает внимание и А.С. Маныкин: «федеральная структура, во-первых, как правило, способствует выработке консенсуса в решении спорных проблем, а во-вторых, - благодаря ей у конфликтующих сторон имеются шансы легитимным путем отстаивать свои позиции… Это качество государства, основанного на федеративных принципах, несомненно повышает его эффективность, увеличивает социальную стабильность, снижает уровень конфликтного потенциала, присутствующего в обществе»15.
Причем, И.А. Умнова полагает, что демократизация государственно-властных отношений особенно свойственна современным федерациям16.
Демократизм федерации выражается также в роли субъектов федерации, так как они являются защитниками демократических прав и свобод человека. Как известно, субъекты федерации не вправе отменять или ограничивать права и свободы граждан, так как они прописаны в Конституции. Но субъекты вправе добавлять и гарантировать дополнительные права, которых нет в положениях Конституции.
Наконец, в литературе обращается внимание на еще одно важное свойство любого федеративного государства – а именно наибольшая эффективность самих властных структур в федеративном государстве, большая приближенность их к населению, что должно способствовать уменьшению слоя бюрократии. Разветвленная структура государственной власти в федеративных государствах вкупе с присущим развитому гражданскому обществу многочисленными общественными организмами, стимулирует, по мнению ряда авторов, общественную активность населения, что создает определенные препятствия на пути усиления влияния бюрократии17.
Однако
такие выводы представляются достаточно
дискуссионными. Вряд ли существуют однозначные
аргументы, свидетельствующие о
том, что федеративная форма государственного
устройства позволяет значительно
сократить бюрократический
Более того, при прочих равных условиях федеративные государства даже более, по нашему мнению, склонны к увеличению бюрократического аппарата. Происходит это по двум причинам, Во-первых, если в унитарных государствах создание региональных органов власти преследует прежде всего функциональную цель – рассредоточение полномочий, то органы власти субъектов федерации несут и политическую нагрузку – представление субъекта как относительно самостоятельного политического образования, что вызывает необходимость создания дополнительных властных структур. Во-вторых, практически в каждом федеративном государстве на уровне субъектов существуют и отдельные общефедеральные органы власти. На них лежат функции реализации некоторых исключительных полномочий федерации и контроль за конституционностью и законностью осуществления государственной власти субъектов федерации.
Конечно,
бесконтрольная централизованная власть
в унитарном государстве еще
больше свойственна к «
Демократическим признаком в федерации является противовес субъектов государства федеральным органам государственной власти. Нам известно, что субъекты федерации обладают относительной свободой в организации внутренней политической жизни и даже молчаливая оппозиция к федеральному центру со стороны субъектов приобретает политический вес.