Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 17:42, Не определен
доклад
--------------------------
<23>
См.: Григорьева Л.И. Новые
<24>
См.: http://wciom.ru/arkhiv/
По данным Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), опубликованным по результатам опроса населения "Религиозная идентичность и воцерковленность" от 24 апреля 2008 г. <25>, 26% респондентов заявили, что не считают себя верующими людьми. Большинство опрошенных (59%) считают себя православными, 2% заявляют о принадлежности к другим христианским конфессиям, 6% - к исламу, 2% - к иным религиям, 5% затруднились назвать определенную конфессию. Включенность в церковную жизнь поддерживается сравнительно немногими: лишь 10% респондентов, называющих себя православными, ходят в храм не реже одного раза в месяц.
--------------------------
<25>
http://bd.fom.ru/report/map/
На основании приведенных опросов можно сделать вывод, что большинство граждан России относятся к религии скорее интуитивно, во многом следуя религиозным традициям, сохранившимся в их семьях, чем осознанно. Вместе с тем религиозный фактор может играть значительную идеологическую и мировоззренческую роль в обществе (причем не всегда положительную), что необходимо учитывать как при разработке нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы вероисповедания, так и при определении государственной политики в отношении религии в целом.
По мнению ученых, нынешнее российское свободолюбие лишено твердых мировоззренческих оснований, оно представляет собой не более чем стихийный, эмоциональный протест против произвола и насилия <26>. Это можно объяснить тем, что в советское время государственная идеология во многом пыталась занять место религии в умах людей, из-за чего немало религиозно-нравственных ценностей было утрачено.
--------------------------
<26>
См.: Пчелинцев А.В. Свобода
Проблема поиска общих мировоззренческих устоев для всего общества перекликается с вопросом о правомерности признания приоритета какого-либо вероисповедания перед другими религиозными течениями. В дореволюционной России этот вопрос решался однозначно: неравенство религий было провозглашено официально, православие пользовалось исключительным правом пропаганды своего учения, все остальные церкви были лишь "терпимы" <27>. Мнения об особой роли православия в жизни России распространены и в настоящее время. Так, например, В.В. Пущанский пишет: "Необходим нравственно-религиозный фундамент для дальнейшего развития Российского государства и общества. Российская Православная Церковь представляет собой тот общественный институт, который может помочь преодолеть пропасть между богатыми и бедными, народом и властителями, смягчить зависть и злобу в сердцах обнищавших духом людей" <28>. Издавая любой закон или указ, по мнению А.А. Куприянова, необходимо в полной мере учитывать правосознание народа, а оно имеет библейские корни <29>. Однако вряд ли правосознание всего российского народа имеет библейские корни. Уважая православие как религию подавляющего большинства населения страны и признавая его особую историческую роль в становлении и развитии российской государственности, юридически приоритетным по отношению к другим религиям его считать не следует.
--------------------------
<27> См.: Гольст Г.Р. Религия и закон. М., 1975. С. 18.
<28>
Пущанский В.В. Государство,
<29>
Куприянов А.А. Библейские
Политика России состоит в признании равенства всех религиозных организаций при условии их регистрации и деятельности в установленном законом порядке, невмешательстве в дела государства. В статье 14 Конституции РФ прямо закреплено, что никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Принцип светскости государства поддерживается и на практике. Например, согласно решению Верховного Суда РФ от 22 декабря 2000 г. N ГКПИ00-1419 в удовлетворении жалобы о признании незаконным и отмене постановления ЦИК России о назначении даты дополнительных выборов (совпавшей с Днем Святой Троицы) отказано на том основании, что в России никакая религия не может быть установлена в качестве государственной. Поэтому никакие канонические правила не могут оказывать воздействия на деятельность органов государственной власти, в том числе при решении вопроса о назначении дня выборов, когда он выпадает на день религиозного праздника.
Попытки одной из религий занять главенствующее место могут привести к религиозному тоталитаризму, который чреват нарастанием межцивилизационных противоречий, глубоким социальным расслоением по признаку религиозной принадлежности. А.В. Пчелинцев отмечает, что именно осознание духовного, культурного и религиозного многообразия является основанием для национального единства всей многонациональной и многоконфессиональной страны <30>. Русская Православная Церковь при этом провозглашается одним из институтов гражданского общества, который "...рассматривает себя как частное явление в обществе и не может претендовать на всеобщность, зато получает полную независимость для отправления задач, возложенных на церковь Богом" <31>. Современная цивилизация, отмечает А.А. Красиков, немыслима без религиозного плюрализма - одновременного присутствия на одной и той же территории различных религий без какого-либо подчинения одних другим <32>. Вместе с тем из-за разницы в общественном весе неизбежно выстраивание определенной иерархии во взаимоотношениях с религиозными объединениями. Однако эта иерархия не должна нарушать принципа равноправия религий и вести к дискриминации граждан по религиозному признаку <33>. Для нормального развития федеративных начал в России необходимо учитывать различные мировоззренческие ориентации граждан <34>. При этом необходимо понимать, что сосуществование множества религий и религиозных культур не является препятствием для единения на основе общих базовых ценностей <35>.
--------------------------
<30> См.: Пчелинцев А.В. Указ. соч. С. 11.
<31>
Грудцына Л.Ю. Церковь как
<32>
См.: Красиков А.А. Три источника
и три составные части
<33> См.: Верховский А. Власть и религия в современной России // Свободная мысль - XXI. 2004. N 4. С. 146.
<34>
См.: Жосан Г. Русская православная
церковь и современное
<35>
См.: Ситников А.В. Православие
и проблемы модернизации России
// Религия и право. 2004. N 3. С. 16.
Последователи всех функционирующих в рамках закона религиозных течений равны в своих гражданских правах и свободах как граждане одной страны и как верующие. В условиях религиозного многообразия очень важно найти те правовые средства и механизмы, которые обеспечат и гарантируют мирное сосуществование представителей разных конфессий на территории нашей страны, не допустят проявлений религиозного экстремизма.
Ученые отмечают, что механизм государственной вероисповедной политики сегодня в целом характеризуется структурной раздробленностью и межведомственной разобщенностью подразделений, призванных представлять интересы государства в его отношениях с религиозными организациями <36>. В этой связи взаимоотношения государства и церкви должны строиться на следующих началах: отделение религиозных объединений от государства; равное отношение государства ко всем конфессиям; подчинение религиозных объединений предписаниям закона; недопустимость наделения религиозных объединений государственными полномочиями; невмешательство государства в дела церкви и церкви в дела государства; светскость государственного образования <37>. Взаимодействие властных структур и научных учреждений, так или иначе занимающихся вопросами религии, следует осуществлять на основе единой стратегической линии поведения, выработанной на базе демократических принципов гражданского общества и правового государства, международных норм.
--------------------------
<36> См.: Залужный А.Г. Государство и религия в России: проблемы взаимодействия // Россия реформирующаяся: Ежегодник. Вып. 7 / Отв. ред. М.К. Горшков. М., 2008. С. 501.
<37>
См.: Комкова Г.Н. Равенство прав
независимо от отношения к
религии // Правоведение. 2003. N 1. С. 20.
Юридические основы реализации права человека и гражданина на свободу вероисповедания и правовые принципы деятельности религиозных объединений направлены на гарантирование равных условий для выражения своих взглядов представителями разных религий. Так, в соответствии с п. 2 ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. право на свободу мысли, совести и религии подлежит лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Аналогичная по смыслу норма содержится также в ч. 3 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и в ч. 3 ст. 14 Конвенции о правах ребенка 1989 г.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ). Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).
В
преамбуле к Федеральному закону
от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе
совести и о религиозных
--------------------------
<38>
СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
В этой связи следует отметить, не вдаваясь в дискуссии, что свобода совести шире по своему содержанию, чем свобода вероисповедания, хотя чаще всего оба эти понятия смешиваются как в законодательстве, так и в доктрине. С теоретических позиций свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование такого идеала не в виде кого-то из окружающих, а в виде необычного (божественного) существа, не только самого честного, справедливого, гуманного, но и думающего о нравственной чистоте каждого из нас, помогающего нам выбрать истинный путь, удерживающего от плохих поступков, настраивающего на помощь ближнему <39>. Содержанием свободы вероисповедания является не только исповедание конкретной религии, ее конфессионального или национального направления, но и воздержание от такового, вплоть до атеизма, а также совершение иных действий, не запрещенных Конституцией РФ и федеральными законами <40>. Всемерное гарантирование и защита свободы вероисповедания является одной из приоритетных задач любого демократического правового государства.
--------------------------
<39>
См.: Авакьян С.А. Свобода
<40>
См.: Симонов В.А. Национальная
политика и конституционно-
В России гарантии свободы вероисповедания закреплены в целом ряде законодательных актов. Так, в Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" <41> говорится, что меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения, не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.
--------------------------
<41>
СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.
Часть 3 статьи 59 Конституции РФ и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" <42> устанавливают гарантии реализации права гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (ст. 2 Закона). Данные законодательные нормы, по сути, являются примером компромисса между государством и религией. Существующая конституционная обязанность защиты Отечества для определенных групп верующих может быть трансформирована из обязанности несения военной службы, установленной по умолчанию для всех граждан страны (ч. 1 и 2 ст. 59 Конституции РФ), в альтернативную военной гражданскую службу.
Информация о работе Религия и закон: проблемы взаимодействия