Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 09:41, курсовая работа
С развитием товарно-денежных отношений в России все более важным элементом рыночной экономики становятся такие объекты промышленной собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию предприятий и организаций, а также производимых ими товаров и услуг. Эту роль и призваны выполнять указанные выше объекты промышленной собственности.
Основным нарушением права на фирму является использование третьими лицами фирмы, тождественной или сходной до степени смешения с фирмой того юридического лица, которое обладает на нее исключительным правом. При этом речь в большинстве случаев идет о неправомерном использовании специального условного наименования юридического лица, т.е. той части фирменного наименования, которая и предназначена для отличия одних предприятий от других. Ранее уже неоднократно отмечалось, что при разрешении подобных споров недопустим чисто формальный и механический подход. Не желая повторяться, отметим лишь, что решающим критерием, которым должен руководствоваться суд, рассматривающий спор о нарушении права на фирму, является наличие или отсутствие реальной опасности смешения предпринимателей, выступающих в обороте под тождественными или сходными фирменными наименованиями. Фирмовладелец, считающий, что его исключительное право нарушено, должен, во-первых, доказать, что именно он является обладателем права на данную фирму, и, во-вторых, сослаться на конкретные факты, свидетельствующие об ущемлении его законных интересов ответчиком.
Способом
защиты в данном случае будет
требование о признании права
на фирменное наименование, которое
сочетается с требованием о прекращении
дальнейшего использования
Помимо рассмотренного нарушения, право на фирму может быть нарушено путем использования названия предприятия в товарном знаке, зарегистрированном на имя другого лица. Согласно п.2 ст.7 Закон РФ о товарных знаках не допускается регистрация в качестве товарных знаков известных на территории РФ фирменных наименований (или их части), принадлежащих другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров. Указание закона на "однородность товара" свидетельствует о том, что в принципе использование в товарном знаке чужой фирмы или ее части не исключено, Все дело опять-таки сводится к тому, ведет ли это к смешению товаропроизводителей в глазах потребителей и участников оборота. Если предмет деятельности фирмовладельца и владельца товарного знака совершенно не совпадает и они не соприкасаются на рынке, то использование в товарном знаке элементов чужой фирмы нарушением не является. Напротив, маркировка товарным знаком, близким к фирменному наименованию юридического лица, выпускающего аналогичную продукцию, может быть признано актом недобросовестной конкуренции, запрещенной действующим законодательством.
Способом защиты права на фирму в данном случае является требование фирмовладельца о признании недействительной регистрации товарного знака. В соответствии со ст.28 Закона РФ о товарных знаках фирмовладелец вправе в течение пяти лет с даты публикации сведений о товарном знаке в официальном бюллетене подать в Апелляционную палату Патентного ведомства РФ возражение против регистрации товарного знака. Указанное возражение должно быть рассмотрено в течение четырех месяцев с даты его поступления. Решение Апелляционной палаты, в свою очередь, может быть обжаловано в Высшую патентную палату в течение шести месяцев с даты его принятия. Указание закона на то, что решение Высшей патентной палаты является окончательным, в настоящее время противоречит ст.11 ГК РФ, в соответствии с которой любое решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд*. Поэтому принятое ею решение может быть оспорено в суде.
---------------
*
Данный пример еще раз
подтверждает ошибочность
Нарушением права на фирму должно, безусловно, считаться и искажение третьими лицами истинного фирменного наименования юридического лица. Такие действия, как неправильное обозначение организационно-правовой формы предприятия, нарушение избранного учредителями и закрепленными ими в фирменном наименовании порядка указания их имен, когда это требуется по закону, искажение специального названия предприятия и т.п., способны нанести значительный вред деловой репутации юридического лица и потому также запрещены законом. Способом защиты является требование о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на фирму. Это может быть достигнуто путем внесения нарушителем соответствующих исправлений в документы, справочники, рекламные материалы и т.п., путем публикации за счет нарушителя извещения об имевшем место нарушении и сообщение публике точного фирменного наименования юридического лица и т.п.
Если в результате любого из рассмотренных выше нарушений права на фирменное наименование его обладателю причинены убытки, он имеет право на их возмещение в полном объеме. Согласно п.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Приведенное понятие убытков в теоретическом плане в полной мере приложимо к тем возможным потерям, которые может понести фирмообладатель. В качестве реального ущерба могут, в частности, выступать затраты юридического лица, связанные с переменой им фирменного наименования, которое скомпрометировано выступлением ответчика в обороте под таким же или сходным наименованием; расходы на дополнительную рекламную кампанию, призванную загладить причиненный ответчиком вред; стоимость публикаций, разъясняющих другим участникам оборота и потребителям, что ответчик не имеет никакого отношения к потерпевшему и т.п.
Как
упущенная выгода
могут рассматриваться
потери фирмовладельца, связанные
со снижением его доходов
вследствие неправомерных действий
ответчика по использованию
фирмы для собственного обозначения,
применения ее в товарном знаке
или ее искажению. Указанный
вид убытков в рассматриваемой
сфере встречается наиболее часто,
хотя пока устоявшейся судебной практики
на это счет в РФ не сложилось. Основная
трудность здесь заключается в обосновании
истцом конкретного размера упущенной
им выгоды. В известной степени
эту задачу облегчает ч.2 п.2 ст. ГК РФ,
гласящая, что "если лицо, нарушившее
право, получило вследствие этого доходы,
лицо, право которого нарушено, вправе
требовать возмещения наряду с другими
убытками упущенной выгодны в размере
не меньшем, чем такие доходы". Иными
словами, в соответствии с указанной нормой
обладателю нарушенного права на фирму
предоставляется возможность приравнять
свою упущенную выгоду к тем доходам,
которые извлечены незаконным пользователем
фирменного наименования за весь период
правонарушения. Вполне очевидно,
что доказать размер доходов
правонарушителя значительно легче,
чем собственные потери в виде
недополученных доходов. Если, однако,
этот способ расчета упущенной
выгоды в конкретной ситуации неприменим
либо полученные нарушителем доходы не
идут ни в какое сравнение с потерями потерпевшего,
последний должен доказать их размер,
что в принципе является хотя
и трудной, но разрешимой задачей.
Заключение
До принятия четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) нормы, регулирующие права на фирменное наименование, содержались в одной статье ГК РФ, а также Положении о фирме 1927 года в части, не противоречащей ГК РФ.
Теперь же фирменному наименованию посвящен целый раздел, а его содержание касается как учреждаемых, так и уже существующих организаций.
Четвертая часть ГК РФ впервые определила фирменное наименование как самостоятельное средство индивидуализации коммерческой организации, что одновременно исключает его принадлежность физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям. Отныне фирменное наименование становится неотчуждаемым.
Действовавшая до 1 января 2008 года статья 54 ГК РФ устанавливала, что владелец фирменного наименования обладает исключительным правом его использования, если должным образом проведена регистрация. Однако законодатель не уточнил, о какой именно регистрации идет речь: регистрации организации или фирменного наименования. В четвертой части ГК РФ данный вопрос разрешается следующим образом: исключительное право на фирменное наименование возникает в момент регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Как и ранее, фирменное наименование должно состоять из названия и указания на организационно-правовую форму. Изменения связаны с тем, что наименование не может содержать только указание на род деятельности организации, то есть такие наименования как ООО «Строительная компания», ООО «Туристическое бюро» не допускаются. Сокращенные фирменные наименования и наименования на иностранных языках, а также на языках народов России защищаются исключительным правом только в том случае, если они зарегистрированы в ЕГРЮЛ.
Фирменные
наименования уже зарегистрированных
юридических лиц, не соответствующие
требованиям четвертой части
ГК РФ, должны быть приведены в соответствие
с ними при первом же с 1 января 2008
года изменении учредительных
Если юридические лица имеют одинаковое наименование, то в соответствии с введенным административным порядком поменять его обязана та организация, которая зарегистрирована позднее, вне зависимости от того, как долго данная организация существует. При этом сравнению подлежат наименования всех зарегистрированных на территории России юридических лиц. Возможно также, что налоговые органы будут отказывать во внесении записей в ЕГРЮЛ, пока наименование организации не будет приведено в соответствие с требованиями четвертой части ГК РФ.
Юридическое лицо, обладатель исключительного права на фирменное наименование, может запретить использовать последнее другому юридическому лицу только при выполнении следующих условий:
1)
его фирменное наименование
2)
эти юридические лица
Однако
при установлении преимущественного
права на фирменное наименование
остается открытым вопрос: как определить
дату начала деятельности организации
в определенной сфере деятельности,
в особенности, если организация
под одним наименованием
Случай, когда одна организация имеет преимущество по дате регистрации фирменного наименования, а другая – по дате регистрации товарного знака с аналогичным названием, законом также не урегулирован.
Если не появится официальных разъяснений, то на данные вопросы поможет дать ответ только судебная практика.
Четвертая
часть ГК РФ вводит новое понятие
– коммерческое обозначение. Прежде
оно упоминалось в договорах
коммерческой концессии, однако четкого
определения коммерческого
Согласно
пункту 1 статьи 1538 ГК РФ юридические
лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность (в том числе некоммерческие
организации, которым право на осуществление
такой деятельности предоставлено
в соответствии с законом их учредительными
документами), а также индивидуальные
предприниматели могут
Таким
образом, понятие «коммерческое
обозначение» шире понятия «фирменное
наименование», так как оно распространяется
как на коммерческие организации, так
и на некоммерческие, а также на
индивидуальных предпринимателей. Однако
четкого разграничения данных понятий,
а также сформулированного
Основным
отличием фирменного наименования от
коммерческого обозначения
Правообладатель может использовать одно коммерческое обозначение для нескольких принадлежащих ему предприятий, однако одно предприятие не может использовать более одного коммерческого обозначения.
Исключительное право на коммерческое обозначение возникает, если:
Информация о работе Фирменное наименование: понятие и сущность