Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 00:00, курс лекций

Описание работы

«Предметом философии науки, — как отмечают исследователи, — являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте».

Файлы: 1 файл

Семинар по Философии.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

максимального  сближения  с   богом   на   путях   человеческой   творческой

деятельности, особенно на путях его поэтического творчества.

    Центральную  роль в этом новом мировоззрении  стало играть  прежде  всего

понятие человеческой деятельности. 
 

3.Специфика  философского знания 
 

   Уже древнегреческие мыслители указывали  на два источника философского знания. Важно подчеркнуть, что они отнюдь не исключают, а дополняют друг друга. Один из них назвал Аристотель, другой — Сократ.

   Все наше знание, считал Аристотель, а философское  знание в особенности, обязано своим  происхождением счастливой способности  человека удивляться. Чем богаче, сложней духовный мир личности, тем сильней развита у нее эта способность искренне, естественно переживать радостное волнение от встречи с еще не познанным, не разгаданным. Аристотель выразил оптимистический, рационалистический «дух Афин» — убежденность, глубокую веру человека в собственные силы, в разумность мира и в возможность его познания.

   Способность удивляться (любознательность) — драгоценное  свойство человека, наполняющее его  жизнь высоким смыслом, ожиданием  все больших и больших радостей от свободной игры ума, сближающее мыслящего человека с Богом. (Бог, но Аристотелю, есть абсолютный, все знающий философ.)

   Так же, как здоровому, физически развитому  человеку приятна игра мускулов, так  и человеку умственно, нравственно  развитому приятна и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная работа мысли. «Мыслю, следовательно, существую», — писал великий философ и ученый Р. Декарт (XVII в.). Об интеллектуальном наслаждении как высшем благе, не сравнимом ни с какими другими благами мира, говорили по-своему Б. Спиноза и Г. Гегель, К. Маркс и А. Эйнштейн. Маркс добавлял: духовно богатый человек — всегда нуждающийся человек, ибо он всегда жаждет эти богатства умножить. А. Эйнштейн считал, что самой большой и удивительной загадкой мира является то, что он постижим разумом, познаваем.

   Но  человек не только познает мир. Он живет в нем. Человеческое отношение  к миру (и к себе самому) есть переживание, а самым глубоким и сильным  из них является переживание времени, т. е. конечности собственного бытия, переживание  неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ (V в. до н.э.) вдохновляющим гением философии. Только человек (даже когда он молод и здоров) знает о неизбежности собственной смерти, и это знание заставляет его думать о смысле жизни, и это и есть философствование.

   Все это придает философскому сознанию трагическую и возвышенную тональность. Это особенно ярко выражено в восточной философии. Но и оптимистическая философия рассчитана на мужественное принятие истины, на полный отказ от иллюзий. Вот почему чисто рационалистический, просветительский взгляд на философию как на удовлетворение частной человеческой любознательности явно недостаточен. Он должен быть дополнен: философия — это «ответ» человека на вызов судьбы, поставившей его — смертное, но единственное в мире мыслящее существо — в положение *один на один» с бесконечной, безразличной по отношению к нему Вселенной.

   Чисто интеллектуальный источник философской  мудрости не просто дополняется, но вдохновляется  смысложизненным, ценностным нравственным побуждением. По мнению Канта, в соотношении теоретического и практического разума первенство принадлежит последнему.

   Говоря  о специфике и характере философского знания, нельзя обойти понятия социального  и духовного опыта, потому что  все наше знание (не только знание философское) имеет в конечном счете один универсальный источник — человеческий опыт. Но опыт, на который опирается философия, особого рода. Он отнюдь не есть ни непосредственная действительность, которая составляет материал для повседневной работы наших чувств, ни наблюдение, ни эксперимент ученого (естествоиспытателя). Никакая эмпирия, никакой эксперимент не могут 01М1 по себе служить основой для всеохватывающих, предельно широких обобщений, что нередко истолковывается (скептицизмом, позитивизмом) как аргумент против самой возможности объективного, достоверного философского знания, которое низводится тем самым на уровень только субъективных, не общезначимых мнений и предложений.

   Не  спасает положение и другой (тоже позитивистский) взгляд на философское  знание как на простое «обобщение» опытной науки. Во-первых, такой взгляд неверен по чисто историческим соображениям, так как философия намного старше науки (античная и средневековая философия не могла обобщать науку, которой тогда еще не было). Во-вторых, если бы философия могла только что-то обобщать, она не несла бы в себе нового знания. Ценность ее в культуре, в жизненном мире людей была бы минимальной. В действительности же философия не отстает от науки, а опережает ее. Как это возможно?

   Ответить  на этот вопрос — значит ответить и на вопрос, как возможно знание о всеобщем. Эмпирический опыт такое знание дать не может: сбор, и накопление фактов всегда оставит процесс неполным, незавершенным. Но есть и другой путь — диалектический. Он возможен потому, что в мире есть история, развитие — движение от простого к сложному, от низшего к высшему. Познавая высшие, развившиеся формы (структурные образования), диалектический разум познает тем самым общую логику, общие законы движения, присущие не только самой этой форме, но и формам, ей предшествовавшим. Высшее есть в то же время и общее. Законы, действующие на самом высоком уровне эволюции, являются общими для всей эволюции и всего охваченного ею мира в целом.

Самая высшая в  мире реальность — это человек  и мир человека: социальный и духовный. В нем диалектика жизни достигла самого глубокого и полного выражения. Законы этого мира — ключ ко всей диалектике действительности. Это и дает философии как человекознанию право быть категориальным, всеобщим методологическим орудием познания, освоения, постижения всей бесконечной Вселенной, всех ее возможных форм и перевоплощений. Категории философии — это «узелки на память», оставляемые в наследство новым поколениям их предшественниками. В них сжат и сконцентрирован весь исторический опыт человечества, зашифрован социогенетический код культуры. Только на этой основе возникает, работает человеческая мысль, в том числе и мысль философская. 

4.Функции  философии: ее  смысл и значение 

 
Функции философии

1. Общее понятие  функций философии. 

 

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

    мировоззренческую,

    методологическую,

    мыслительно-теоретическую,

    гносеологическую,

    критическую,

    аксиологическую,

    социальную,

    воспитательно-гуманитарную,

    прогностическую

    функции философии.

2. Содержание функций  философии.

    Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

    Методологическая  функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

    Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

    Гносеологическая  – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

    Роль  критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

    Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

    Социальная  функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

    Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

      Смысл философии 
 

Философия учит видеть смысл…, Но в чем заключается  философский смысл? 
Для этого необходимо смотреть на философию, как необходимость в ней для человека. Не могу сказать наверняка, хотя любое открытие сделанное человеком, невозможно без философии. Поиск смысла, можно назвать самой философией. Возвращаясь к вопросу смысла философии, это чистый смысл без значения. Значение, придающееся найденному смыслу, становится само смыслом. Пример: «мышление есть процесс…» М. Хайдеггер. В этом примере, смысл есть мышлением, которое сравнивается с процессом, но, найдя смысл сказанного Хайдеггером определяется значение, которое он придал смыслу мысль, сам смысл же звучит немного по-другому (смысл этого смысла есть акт). Примеров можно навести столько, сколько возможно навести изречений, поэтому философия, как смысл не будет исчерпан, но может не верно быть осмыслен в виде значения. Философию можно найти там, где можно найти смысл, науку философию можно найти там, где смысл определяется значением.  
Философию можно сравнить с ребенком не умеющим говорить, но живущим в обществе общающихся между собой. Имея смысл происходящего, можно быть участником, хотя не быть активным в общении. Получая значение «смысла» общение, теряется сам «смысл», на месте которого, значение, придает активное участие в общественном общении. Довольно часто значению придают смысл, этот абсурд имеет определенную логику, и становится как бы двойным стандартом. Если спросить у человека значение термина «банально» без использования словаря, тут же будет выдано значение этого термина в виде мнения, именно это мнение и будет для этого человека смысл, где само слово «банально» значение. Можно только предположить, насколько мнение превышает терминологию, хотя пользоваться значением до сих пор принято за основу. 
Такой философ, как Сократ не считал нужным записывать значения, ведь был уверен, что мнение проявляется в диалоге или диалектике, а не на бумаге. Ведь это и паузы, имеющие определенный смысл и доходчивость в виде немедленных уточняющих вопросов. И, исходя из мнения других, он составлял свое собственное мнение. Его фраза «я знаю только то, что нечего не знаю» можно объяснить, как (я осмысливаю то, чего не знаю) естественно не без мнения других людей.  
Вернемся опять к смыслу философии. Что в действительности большее открытие, сам процесс открытия или результат? Если посмотреть на смысл это постоянный процесс, если на значение это результат осмысления чего-то. Поэтому вопрос я оставлю открытым, что бы результат был близок, но не означал вершину смысла.
 
 

Информация о работе Лекции по "Философии"