Философия экономики как специфическая отрасль социально-гуманитарного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2016 в 15:29, реферат

Описание работы

Философия экономики рассматривает систему управления хозяйством, как многомерный, противоречивый, объемный мир, который находится в постоянном движении и развитии. Специфика философского знания помогает подняться над внешним, будничным анализом поверхностных явлений и их свойств, проникнуть в сущность глубинных экономических процессов, которые невозможно постичь ни опытом, ни практикой, поскольку они выходят за пределы рационального постижения, но являются бытийными, и при определенных обстоятельствах, достаточно ощутимыми. Благодаря этому, философия экономики способна раскрывать более богатую, по смыслу и сущности, экономическую реальность.

Файлы: 1 файл

философия экономики.docx

— 119.70 Кб (Скачать файл)

В настоящее время разработаны и приняты 3-летние проекты (на 2009-2011 гг.) бюджета и социально-экономического прогноза. Накопленный опыт планирования и хозяйствования в новых рыночных условиях вплотную подводит к необходимости, широкого обсуждения и принятия стратегии социально-экономического развития страны. Ее основные принципы, цели и приоритеты должны быть артикулированы не в партийной многоголосице и не в митинговой стихии, а ответственными государственными структурами в лице президента, правительства, Федерального собрания, большой академической науки. На всенародное обсуждение должен быть вынесен разработанный проект комплексного социально-экономического развития России на ближайшие 10 лет. Необходим ясный и вдохновляющий общенациональный созидательный проект, способный объединить народ, его передовые, лучшие, социально авангардные силы. Править должны лучшие (Ильин И. А.).

2. Промышленное и сельскохозяйственное развитие должно быть сориентировано на потребности внутреннего рынка и отечественного производства. Необходимо преодолеть ущербность концепции «запаздывающей модернизации» по западному образцу и «догоняющего импортозамещения». Промышленная политика по своему содержанию должна быть нацелена на создание нового технико-технологического уклада, наукоемкого, инновационно-активного, прорывного и альтернативного характера, не имеющего аналогов и утверждающей отечественные приоритеты.

Новая промышленная политика должна содержать в себе не просто перечень и даже набор конкретных и перспективных отраслевых проектов, а целостную и комплексную программу общеэкономического характера развития основных производств (по всему технологическому циклу разработки, создания, освоения, производства и продвижения на рынок) продуктов и товаров с высокой добавленной стоимостью и высоких переделов, налаживанию импортозамещающих отечественных производств. Программа развития промышленного и сельскохозяйственного производства должна содержать не только меры технико-технологического перевооружения соответствующих отраслей, но и воссоздание и развитие серьезной производственной и социальной инфраструктуры, современной энергетической базы и разветвленной транспортной системы (автомобильных и шоссейных дорог, морского и речного флотов, железнодорожных и авиационных сообщений, надежных и быстрых средств связи).

Необходимо целенаправленное формирование «полюсов развития», «локомотивов», точек и зон экономического роста в ключевых отраслях современного и новейшего технологического уклада (ракетно-космическая, атомная, авиационная, нанотехнологические, биотехнологические, информационно-технологические и другие наукоемкие отрасли). Только государство может быть инициирующим, направляющим и координирующим центром решения таких масштабных задач, интегрируя усилия предпринимательских структур и науки, высококвалифицированного инженерного корпуса, специалистов и рабочих, классного менеджмента, устойчивого инвестирования. Сегодня по большинству этих направлений создаются мощные госкорпорации, своеобразные аналоги советских министерств.

3. Практически впервые за последнее двадцатилетие у страны появились возможности и средства осуществления серьезной диверсификации и структурной перестройки экономики для восстановления и подъема перерабатывающих отраслей, воссоздания собственной текстильной и легкой промышленности, вывода из катастрофического состояния машиностроения и станкостроения на новой технологической основе, развитие собственного авиапрома, автопрома, судостроения, обновления локомотивного и вагонного хозяйства.

Чтобы осуществить действительный социально-экономический прорыв необходимо не просто «сойти с нефтяной иглы» и «отвязаться от газовой трубы». Следует вывести оставшиеся средства стабилизационного фонда и золотовалютные резервы из-под иностранного контроля и перенацелить их на вложение в самого человека, на возобновление полномасштабного инвестиционного цикла в производстве, в сельском хозяйстве - в первоочередном порядке.

4. Детище современного этапа научно-технического развития - наукограды, научные парки, технополисы, инновационные центры и т.д. Это - своеобразные «силиконовые долины», возникшие в русле НТР и на ее острие. Они выступают наиболее эффективными, инновационными и оптимальными формами организации не только производственной, научно-технической, но и социокультурной жизнедеятельности.

Мировой наукой и экономическими экспертами ООН сегодня вычленены, обоснованы и рекомендованы более шестидесяти самых современных прорывных технологий V волны (субатомарных нанотехнологий, технологий синергетического характера, трансформации вещества и преобразования энергии, применения лазерных принципов на основе использования квантовой термодинамики, биотехнологий, социоинженерии и т.д.)[1].

Сегодня эти достижения концентрируются в основном в рамках военно-промышленного комплекса. В качестве актуальной встает стратегическая задача не просто выявления потенциальных возможностей этих достижений, но и практического «сброса» и реального ввода их в гражданские отрасли.

Сосредоточием духовно-интеллектуальной, научно-технической и технологической мощи страны был и остается и должен быть впредь военно-промышленный комплекс. Оборонная промышленность - не только современные вооружения, надежная безопасность страны, но и нарастающий объем высококачественной продукции широкого потребительского назначения, товаров народного потребления (а не просто тарелки, кофемолки и т.п. пресловутый «ширпотреб»).

5. В новых условиях и на современной технологической основе следует возобновить опыт разработки по формированию модельных территорий, крупномасштабных региональных программ по комплексному освоению природных богатств и социокультурному развитию. В качестве положительного примера можно сослаться на разработку МЕГА-проекта «Урал промышленный - Урал полярный». В этих целях подписано соглашение между Свердловской, Челябинской областями, Пермским краем, Республикой Коми, Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами о сотрудничестве в комплексном освоении недр Приполярного и Полярного Урала на основе опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Подобный опыт складывается и по другим регионам страны.

6. Деревня взрастила современный город, вложив в него весь свой производственный и, прежде всего, демографический, людской ресурс. Настала пора всенародной помощи селу, его восстановления и возрождения в новых условиях. Село и агропромышленный комплекс находится в состоянии развала и ускоряющейся деградации. На наших глазах деревня уходит с земли Русской. Между последними переписями населения 1989 и 2002 гг. из 142 тысяч деревень ушли в небытие 24 тысячи. А 34 тысячи деревень находятся сегодня на грани исчезновения - в каждой из них прозябает менее 10 человек.

Сельское хозяйство не было процветающей отраслью и в советский период. Но даже показатели исходного 1990 г. в сравнении с сегодняшним днем демонстрируют размеры происшедшей в России катастрофы: по зерну произошло сокращение со 116 млн. тонн на одну треть в 2005 году; по мясу - соответственно с 15 млн. тонн до 7 млн. тонн; по молоку - в 1,5 раза; по производству яйца с 47 до 37 млрд. штук. Импортная продовольственная зависимость достигает критической отметки (более 50%), что подрывает основы национальной безопасности страны.

Катастрофа свалилась не с неба и не сама по себе. Если на нужды АПК раньше выделялось до 19% госбюджета, то на 2010 год планируется только... 27 млрд. рублей, то есть несколько десятых долей процента. В тоже время на закупку импортной сельскохозяйственной продукции тратится 35 млрд. долларов! То есть на поддержку зарубежного крестьянства мы направляем в 35 раз средств больше, чем собственному крестьянину. Большинство предприятий убыточно. Доходы составили в 2006 году 200 млрд. рублей, а расходы - превышают 300 млрд. рублей. Село душит диспаритет цен. Если в 1990 г. за 1 т. зерна можно было купить 6 т. дизтоплива, то сегодня с точностью до наоборот! Более сокрушительного обвала, которому подверглось наше село в техническом отношении, мировая практика ведения сельского хозяйства не знает.

Стратегическим просчетом национального проекта по сельскому хозяйству является ориентация только на фермерские хозяйства, личные подворья, которые в основе своей многозатратны и малотоварны. Да и в лучшие времена малые подсобные производства «тремя ногами» опирались на общественные формы крупного хозяйствования. Рентабельное и высокопродуктивное сельское хозяйство перспективно только в крупных предприятиях, общественных формах его возрождения, способных использовать высокотехнологичные и современные промышленные способы производства, потенциал кооперации и специализации. Храм, школа, больница, добротный дом-усадьба, родовое поместье, повсеместная газификация, современная инфраструктура, а главное восстановление Русской традиции позволят вдохнуть жизнь в деревню, не дадут ей уйти Град-Китежем в подводный Светлояр.

7. Вместо слаженной и целостной банковской системы СССР образовались и действуют разрозненные и остро конкурирующие между собой более 1500 банков. Центральный банк России, лишенный общегосударственных начал, не выполняет своей регулирующей роли. Деньги, финансы вместо действенного и эффективного технологического средства и инструментального механизма, как кровеносной системы экономики, превратились в непроходимый тромб, парализующий ее нормальное функционирование. Укажем лишь на ряд самоочевидных моментов. Экономической наукой давно просчитаны формулы объемов денежной массы. У нас же они многократно занижены, составляя лишь четверть от необходимого. Зато непомерно завышен банковский кредит, не говоря уже о запредельном проценте роста (т.н. лихвы) в обманных формах потребительского кредита. В Царской России банковский кредит не превышал 4-5% роста. Примерно таков он сегодня в США, а в Японии составляет только 0,15%! Вот одна из составляющих японского экономического чуда, когда кредитные деньги циркулируют практически без процентов и, соответственно, без инфляции. Денег в своей массе должно быть столько, сколько нужно, это техническое средство - как бензин для автомобиля. Центробанк не выполняет своей эмиссионной функции, а рубль не выполняет функции платежа, как и искажает другие свои функции. Заниженный паритет по отношению к доллару (по оценке специалистов на 40%) значительно снижает покупательную способность рубля, давая «зеленую улицу» «зеленой бумажке», на которую и по сей день молится российский обыватель и, к сожалению, Минфин.

Мы за все платим с учетом завышенного кредитного процента (за воду и хлеб, тепло, электроэнергию, за любые товары и услуги). Идет перекачка в банковскую систему, а через нее - в международные финансовые структуры. Парадокс! И заключается он в том, что организован самой властью.

Нельзя еще раз не сказать и о пресловутом стабилизационном фонде и золотовалютных резервах, стерилизация которых идет через банки США и некоторых европейских стран. Находясь в здравом уме и твердой памяти, кто из нас отдаст свои сбережения на хранение, пусть даже самому добропорядочному соседу, а тем более - своему «заклятому другу»? Вопрос о их сохранности и возврате становится весьма проблематичным. Россия в основном выплатила (причем досрочно) свой внешний государственный долг, но оказалась в кабале корпоративных долгов, равнозначных по своим размерам, всем свои накоплениям, размещенным за рубежом. Достаточно вспомнить пиратские набеги швейцарской компании «НОГА» и все станет ясно. Всем.

8. В духовно-нравственном аспекте должны быть поставлены и разрешены с позиций совести и справедливости вопросы регулирования социально - трудовых отношений. И, конечно, ключевой момент в них - способы и размеры оплаты собственно труда, достойной заработной платы. Сегодня у нас либерализованы все основные факторы производства... кроме труда. Он обесценен, девальвирован. Бытует даже такое расхожее мнение - «как работаете, так и живете». Скорее и вернее надо сказать с точностью до наоборот. Как человек живет - так он и работает. Средняя заработная плата у нас не достигает 500$, что в 10 раз меньше, чем в странах Западной Европы. Конечно, здесь важен и определяющий фактор производительности труда. Но и с учетом этого фактора (производительность нашего труда вчетверо ниже европейского, а заработная плата - в 10 раз). Сохраняется и усиливается сверхэксплуатация, чудовищная эксплуатация работников.

Доля заработной платы в единице вновь произведенной продукции и добавленной стоимости составляет сегодня в среднем до 1/3 в разных отраслях производства, а в некоторых из них всего 10-12%. Для сравнения и сопоставления укажем, что в развитых странах она колеблется в пределах 50-60%. В советский период с учетом общественных фондов потребления эта доля была примерно на таком же уровне. Специалисты - экономисты по социологии и экономике труда, сметчики и расчетчики всегда определят необходимую и возможную формулу оплаты труда, размеры, способы и формы получаемого дохода, но эти расчеты закрыты за семью печатями. И понятно, почему так тщательно охраняется так называемая коммерческая тайна. На поверку за этим секретом «полишинеля» скрывается обыкновенный обман, а по-русски - грабеж.

Самым блокирующим и дорогостоящим фактором разрешения большинства проблем социально-экономического характера был и остается дефицит совести, коренящийся в духовном мире человека. И это в полной мере относится к острым коллизиям, связанным с разрешением проблемы богатства и бедности, пониманием трудового достатка и социальной справедливости в целом. Предваряющим и базовым условием выступает здесь обеспечение равного доступа к тому, что создано самим Богом и матушкой - природой: к земле, ее недрам и ресурсам. Как разрешить проблему социальной справедливости по существу, когда по оценке Д. С. Львова «менее 100 семей современных олигархов владеют сегодня 92% доходов от природных богатств страны, а 8% приходится на весь остальной 140-милионный народ России». Надо честно признать, что право, устанавливающее беззаконие, есть бесправие. И ему должен быть положен предел не только мерами прогрессивного налогообложения, но и возвратом природных ресурсов под контроль всего общества и государства.

Необходимо не только преодолеть, но и не допускать впредь ничем не оправданных разрывов в оплате труда. Сошлемся при этом лишь на один из множества примеров. За 2005 год ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» выплатил собственникам-владельцам в виде дивидендов 26,8 млрд. рублей и пополнил свой собственный капитал на 12,5 млрд. рублей, а в фонд оплаты труда направил всего... 1,7 млрд. рублей.

Цена того или иного товара или услуги в рыночной экономике определяется соотношением платежеспособного спроса и предложения, с учетом покрытия общественно-необходимых затрат и издержек производства и получения дохода. Механизм ценообразования сегодня надежно закрыт от народного контроля, упрятан за так называемый независимый аудит. А если провести не подставной, а объективный государственно-общественный и достоверный финансовый контроль и аудит?

Сейчас поубавились разговоры о пресловутом среднем классе, о стремлении всех сделать собственниками. Даже если и сформируется такой средний слой, то пахать землю в непогоду, лить металл у обжигающей печи, идти в опасный забой, вести тяжеловесный состав или возводить жилье - будет не класс собственников и чиновников.

Информация о работе Философия экономики как специфическая отрасль социально-гуманитарного познания