Функции лишения свободы и социальное назначение в уголовном праве Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Целями данной работы являются: исследование социальной сущности лишения свободы и её функций.
Данные цели конкретизируются в постановке и решении следующих основных задач:
1) исследовать сущность, содержание лишения свободы, как вида уголовного наказания
2) обосновать цели и функций данного наказания;
3) раскрыть понятие и классификацию функций лишения свободы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
Раздел 1. Понятие, сущность и цели лишения свободы в уголовном праве Республики Беларусь.………………………………………………………. 6
Сущность и содержание лишения свободы…………………………. 6
Цели и сроки лишения свободы…………………………………….... 8
Лишение свободы, как вид наказания…………………………………. 15
Раздел 2. Функции лишения свободы и социальное назначение в уголовном праве Республики Беларусь………………………………… 24
2.1 Социальное назначение лишения свободы…………………………... 24
2.2 Понятие и классификация функций лишения свободы, как вида уголовного наказания……………………………………………………….. 27
2.3 Виды исправительных учреждений…………………………………. 29
Задача………………………………………………………………………… 32
Анализ нормы……………………………………………………………….. 34
Заключение…………………………………………………………………… 41
Список использованных источников………………………………………. 42

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 68.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ:

 

Совершение одним и тем же лицом нескольких преступлений в уголовном праве называется множественностью преступления. Множественность преступлений характеризуется следующими обязательственными признаками:

  • Каждое из деяний, образующих множественность, должно быть преступлением, а не административным или дисциплинарным проступком.
  • Любое из совершенных общественно опасных деяний должно содержать признаки самостоятельных составов преступления. При этом множественность образует также случай приготовления, покушения и соучастия в совершении преступления.
  • Каждое из деяний, образующих множественность, должно сохранять свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела в суде.

Действующее уголовное законодательства выделяет следующие виды множественности преступления:

  • Повторность преступлений (ст.41).
  • Совокупность преступлений (ст.42).
  • Рецидив преступлений (ст.43).

Повторность преступлений – это совершение одним и тем же лицом двух и более преступлений, предусмотренных одной и той же статьёй или частью статьи Особенной части УК.

Когда субъект совершает тождественное преступление, все содеянное квалифицируется по одной статье УК. Например, 2 простые кражи по ч.1 ст. 205, расцениваются как одна квалифицирующая кража, по ч.2 ст.205 как совершенная повторно.

Когда субъект совершает однородные преступления, например, кражу и грабеж, то содеянное квалифицируется по совокупности двух преступлений по ст.205 и ст. 206. При чем второе преступление признается повторным и квалифицируется по ч.2 ст.206.

Под совокупностью преступлений следует понимать совершение лицом двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями УК, ни заодно из которых оно не осуждалось и если не истекли сроки давности привлечение к уголовной ответственности за первое совершенное преступление.

Рецидив преступлений – это совершение нового умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.

Уголовное право различает 3 вида рецидива:

  • Общий.
  • Опасный.
  • Особо опасный.

Таким образом, в действиях Горбунова имеется множественность преступлений. Решение не изменится, если станет известно, что Лешенко является совершеннолетним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ нормы  - ст. 141 Уголовного Кодекса Республики Беларусь.

 

 

Диспозиция - убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного насилием, издевательством, тяжким оскорблением или иными противозаконными или грубыми аморальными действиями потерпевшего либо длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего

Санкция - наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до четырех лет.

Преступление, предусмотренное  ст. 141 Уголовного Кодекса РБ имеют в качестве объекта посягательства - жизнь человека, схожего по своей природе с объектами остальных преступлений против жизни; однако лицо, на жизнь которого посягает преступник и которому в результате этого посягательства причиняется смерть (другими словами потерпевший) отличается от других категорий потерпевших тем, что сам провоцирует преступное посягательство своим противоправным (или аморальным) поведением.

Особенность объективной стороны убийства в состоянии аффекта заключается в том, что оно может быть совершено только путем активных действий. Это объясняется тем, что зародившемуся и мгновенно прогрессирующему аффекту всегда необходима разрядка, и он находит ее в действиях, состояние покоя во всех проявлениях аффекта исключается. Таким образом, совершить убийство в состоянии аффекта путем бездействия невозможно, т. к. психологическая природа аффекта такова, что ему в любом случае требуется немедленная «разрядка в действиях». Преступным результатом при совершении убийства в состоянии аффекта является смерть человека. В данном случае объектом посягательства является не только жизнь человека как биологическая основа его существования, но и общественные отношения, с которыми человек был связан при жизни. Поэтому уголовный закон охраняет человеческую жизнь, не только как биологическое явление (от природы данное человеку благо), но и как общественную ценность. Из всех вредных последствий, причиняемых посягательством на жизнь человека, только одно, а именно наступление смерти человека, является элементом объективной стороны убийства. Такое последствие имеет материальную природу, оно предельно точно и определенно - смерть потерпевшего. Не наступление такого последствия исключает признание убийства оконченным. Только неправомерные действия (бездействие) потерпевшего (противоправные или аморальные) являются необходимой причиной для возникновения состояния аффекта, а не какие-то другие действия или явления окружающей действительности. Убийство в состоянии аффекта совершается внезапно, как ответная (непосредственная) реакция на противоправное или аморальное поведение потерпевшего. Однако не исключаются такие ситуации, при которых ответные действия виновный реализует спустя какой-то промежуток времени, при этом они должны быть совершены последним в состоянии аффекта. Действия, которые совершает виновный еще до причинения смерти потерпевшему не свидетельствуют об отсутствии аффекта, если они совершаются виновным непосредственно под влиянием нанесенной ему обиды.

Субъектом любого преступления, в том числе и убийства в состоянии аффекта может быть лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно в соответствии с уголовным законом нести за него уголовную ответственность.

Субъект преступления должен обладать следующими признаками:

1) субъектом может быть только  физическое лицо, т.е. человек;

2) вменяемость лица;

3) достижение определенного законом  возраста. Эти наиболее существенные  и основные признаки всех субъектов  преступлений составляют научное понятие общего субъекта преступления. Такие общие признаки субъекта являются обязательными для всех составов преступлений и необходимыми для квалификации любого уголовно наказуемого деяния.

Такими признаками должен обладать и субъект преступления, предусмотренного ст. 141 Уголовного Кодекса РБ.

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность для лица за убийство в состоянии аффекта, определяется законом в 16 лет. Наиболее важным признаком в рассматриваемом преступлении является категория вменяемости.

Вменяемое лицо в момент совершения преступления способно сознавать характер своего поведения и руководить им.

Невменяемое лицо во время совершения общественно опасного деяния не может сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. Такое лицо в соответствии с законом не подлежит уголовной ответственности [1].

Наука уголовного права изучает признаки не только субъекта преступления, которые характерны для всех составов преступлений, но и особенности личности преступника, который совершил какое-то конкретное уголовно наказуемое деяния. Изучение личности преступника помогает глубже раскрыть причины и условия, способствующие совершению конкретного преступного деяния, конкретным преступником.

Хотя поведение человека в состоянии аффекта не является для него типичным, однако, в нем иногда проявляются определенные социально-психологические черты и свойства его личности.

Как на объективную сторону исследуемого убийства, аффект накладывает свой отпечаток и на его субъективную сторону. Аффект в рассматриваемых случаях определяет содержание, характер и другие особенности субъективной стороны преступления в целом, а также таких ее составных элементов, как мотив, цель и умысел.

Содержание и степень вины в преступлении, предусмотренном ст. 141 Уголовного Кодекса РБ, во многом зависят от особенностей конфликтной ситуации, обусловленных ими особенностей состояния виновного в момент возникновения и до реализации преступного умысла, характера и особенностей преступного поведения, поскольку вызванный неправомерными действиями (бездействием) потерпевшего аффект накладывает отпечаток на всю деятельность виновного. Умысел на убийство весьма тесно связан с состоянием аффекта, что дало основание именовать такой умысел в теории уголовного права «аффектированным». Последний возникает в состоянии аффекта, а значит, и внезапно, как и само это состояние, и должен быть реализован незамедлительно - не обязательно «немедленно» или «сейчас же», но важно, чтобы еще в состоянии аффекта, до его окончания. Таким образом, состояние аффекта должно сопровождать как формирование, так и реализацию преступного умысла. Формирование мотива и умысла на совершение преступления протекает всегда, непредвиденно и быстро, хотя и не так стремительно, как возникает аффект, но непременно вслед за неправомерным (или аморальным) поведением потерпевшего и непосредственно под влиянием возникшего аффекта. Когда за предполагаемым аффектом скрывается продуманная подготовка к заранее продуманному убийству, такое преступление не может квалифицироваться по ст. 141 Уголовного Кодекса РБ. Отличительной особенностью аффектированного умысла является то, что он возникает под непрерывным, все возрастающим до критической точки переживания давлением эмоций и в этом смысле носит вынужденный характер. Своеобразно изменяя сознание и преломляя волю виновного лица, аффект «понуждает» его решать и поступать неадекватно воздействию внешнего повода и другим условиям конфликтной ситуации [15, с. 125-127].

Сужение сферы восприятия и ослабление самоконтроля, собственно, и служат основаниями смягчения уголовной ответственности за преступление, совершенное в состоянии аффекта. При этом аффектированный умысел может рассматриваться как смягчающее ответственность обстоятельство не сам по себе, не самостоятельно, а как элемент субъективной стороны преступления, которое задумано и выполнено в состоянии «оправданного» аффекта. Решающее значение, таким образом, имеет не столько внезапный, сколько аффективный характер этого умысла и вызвавшие его обстоятельства.

Психическое состояние виновного влияет не только на умысел в момент совершения преступления, но и определяет мотив и цель аффектированного убийства.

Мотив рассматриваемого преступления носит ситуационный, неустойчивый, скоротечный характер. При этом процесс его осознания виновным свернут и, как правило, ограничивается актуализацией потребностей, детерминируемых конфликтной ситуацией. Мотив в таких случаях возникает внезапно и тут же порождает умысел, оказывая существенное влияние на его динамику и реализацию.

Доминирующим мотивом при совершении убийства в состоянии аффекта является мотив мести, который предполагает «намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания».

Мотив мести порождается самой конфликтной ситуацией между виновным и потерпевшим, он вытекает из неправильного разрешения такого конфликта. Мотив этот возникает на почве внешнего повода, но сам этот повод не может выступать в роли мотива человеческого поведения. Однако надо отметить, что хотя мотив мести сам по себе относится к числу низменных побуждений, в рассматриваемых случаях он носит извинительный характер, поскольку во многом обусловлен противоправным (либо аморальным) поведением потерпевшего и вызванным им состоянием аффекта.

Цель, как и мотив данного преступления, носит сугубо ситуационный характер, она генерируется конкретной конфликтной ситуацией. Виновный, находясь в состоянии аффекта, преследует цель - причинить вред обидчику, отомстить за причиненное ему зло, обиду. Такая преступная цель порождается непосредственно самим аффектом и под его воздействием [19, с. 71].

В составе преступления предусмотренного ст. 141 Уголовного Кодекса РБ, в качестве обязательного признака, относящегося к субъективной стороне преступления, назван аффект. Имеется в виду физиологический аффект, так как патологический аффект есть расстройство психики, исключающее вменяемость. Он не может быть признаком состава преступления и регулируется ст. 28-29 Уголовного Кодекса РБ.

Это преступления на основании ст. 12 Уголовного Кодекса РБ отнесено к преступлению небольшой тяжести. Продиктовано это двумя обстоятельствами.

Во-первых, аффект вызван совершением преступления или аморального поступка. В этом случае поведение потерпевшего носит характер провокации, при которой в причинении ему вреда он сам частично повинен. В причинении вреда вина делится на двоих.

Во-вторых, преступление виновным совершается в состоянии аффекта, при котором вследствие резкого сужения сферы сознания. В таком состоянии лицо смутно осознает характер совершенных действий и еще более смутно предвидит их последствия. Кроме того, при аффекте лицо в значительной мере утрачивает контроль за своим поведением, которое становится импульсивным, хаотичным и нецеленаправленным [1].

Смутное предвидение наступления общественно опасных последствий в результате нецеленаправленных действий исключает стремление к ним в виде их желания. Стало быть, названные преступления совершаются не иначе как с косвенным умыслом. Все вместе взятое позволяет сказать, что указанные преступления имеют небольшую степень общественной опасности.

Что же касается сильного душевного волнения, то оно многими судьями толкуется как оценочная категория. В самом деле, если есть сильное волнение, то есть и несильное.

В юридической литературе отмечается, что доказательством наличия у виновного аффекта является характер посягательства. Считается, что оно должно заключаться в посягательстве, не опасном для наиболее важных благ потерпевшего. Другим доказательством выступает время ответной реакции на противоправное поведение потерпевшего.

Конечно, в большинстве случаев аффект возникает вслед за насилием, оскорблением и т.д. и даже в ходе них, если они имеют продолжительный характер. Но это не всегда так [10, с. 204].

В психологии поводом возникновения аффекта признается отрицательный раздражитель. Им, конечно, является непосредственное насилие или оскорбление. Но им может быть и информация о ранее совершенных общественно опасных и аморальных деяниях. Раздражителем, вызывающим аффект, может служить осознание результатов насилия. Аффект может возникнуть и от воспоминания насилия, оскорбления, обиды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Лишение свободы, как наказание не отражает всей сущности термина. С одной стороны, любое наказание лишает осуждённого того объёма свободы, которая у него была до применения наказания. С другой стороны, любое наказание (даже наказание в виде лишение свободы) не может лишить осуждённого всего объёма принадлежащих ему прав и свобод.

Информация о работе Функции лишения свободы и социальное назначение в уголовном праве Республики Беларусь