Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2009 в 14:47, Не определен

Описание работы

Прокурорский надзор в РФ

Файлы: 1 файл

nadzor.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

       Защита  социально-экономических прав основана на конституционном нормировании основных прав. В законодательстве закреплен такой режим экономической деятельности, который позволяет обеспечить обладание каждым гражданином конституционно признанными правами, среди которых право на свободное использование своих способностей и имущества для занятия любыми не запрещенными видами деятельности и корреспондирующая им обязанность органов государственной регистрации не чинить препятствий в становлении предпринимательства.

       Группу  конституционных прав и свобод образуют право свободно избирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции); право частной собственности на имущество, его всемерную охрану со стороны государства (статья 35, 36); свобода объединения граждан, в том числе для предпринимательских целей (статья 30); поощрение со стороны государства свободной конкуренции и ограничение монополистической деятельности (статья 34).

       Генеральный прокурор РФ ориентирует прокуроров на охрану законных интересов прежде всего больших групп населения, на вмешательство в наиболее неблагоприятные сферы общественных отношений, такие, как трудовые правоотношения, пенсионное обеспечение, защита прав престарелых и инвалидов,

       Подобные  нарушения законодательства носят  устойчивый и распространенный характер; их выявлению и устранению прокуроры уделяют серьезное внимание. Самый злободневный вопрос середины 90–х годов — это вопрос о невыплате заработной платы.

       В указании Генерального прокурора РФ от 28 февраля 1996 г. № 14/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о своевременной выплате заработной платы и соблюдением платежной дисциплины» определены цели, задачи, средства надзора в этой правовой сфере. Как свидетельствует надзорная практика, наибольший эффект приносят в данном случае использование права на обращение в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также обращение в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов (статья 41 ГПК РСФСР и статья 41 АПК РФ). Наработана практика использования новых полномочий — обращение прокуроров в суды с заявлениями на взыскание начисленной, но невыплаченной работникам заработной платы.

       Предмет надзора за соблюдением экономических  прав и свобод граждан образует также исполнение законодательных установлений о правомерном ограничении прав на занятие отдельными видами деятельности в соответствии со статьей 55 Конституции и статьей 49 ГК РФ. Лицензирование отдельных видов деятельности — одна из гарантий предотвращения вреда жизни, здоровью граждан из-за отсутствия специального образования, надлежащей профессиональной подготовки физических и юридических лиц — предпринимателей. Лицензирование имеет в виду защиту публичного, т.е. общественного интереса.

       Прокурор  не должен упускать из вида и факты  злоупотребления предпринимательской свободой, такие, как систематическое извлечение прибыли некоммерческой организацией путем занятия деятельностью, не соответствующей ее уставной правоспособности, уклонения от постановки на налоговый учет и т.д. Поэтому наряду с проверкой соблюдения прав граждан в процессе регистрации такой же тщательной должна быть проверка выполнения обязанностей перед обществом.

       Неослабного внимания прокурора требуют вопросы  законности применения мер государственного принуждения к предпринимателям вследствие неисполнения ими или ненадлежащего исполнения предписаний законодателя, совершения действий, образующих административно наказуемый проступок или уголовное преступление. Имеется в виду законность мер привлечения к финансовой, административной ответственности со стороны налоговых, антимонопольных органов.

       Особую, охраняемую законом группу составляют права граждан на благоприятную среду обитания. Генеральный прокурор требует от всех прокуроров, чтобы надзор за исполнением природоохранного законодательства воспринимался как одно из приоритетных направлений. Усилия природоохранных прокуратур, а также территориальных прокуроров концентрируются на предупреждении экологических правонарушений, своевременном выявлении уже совершенных деяний с тем, чтобы локализовать вред природе, здоровью людей, минимизировать потери общества, связанные с необходимостью оздоровления окружающей природной среды.

       Особое  значение в деле предупреждения экологических правонарушений имеет взаимодействие органов прокуратуры с общественными природоохранными движениями в целях своевременного выявления самовольно возводящихся объектов в обход требований об обязательной экологической экспертизе, ненадлежащего выполнения контрольных полномочий территориальными органами.

       В заключении по данному вопросу можно сказать, что в соответствии с Конституцией высшей ценностей является человек, его права и свободы, которые обязаны защищать все ветви государственной власти. Отсюда вытекает и главная цель деятельности прокуратуры — правозащита. Правозащитная деятельность прокуратуры охватывает все сферы жизни общества, урегулированные законодательными актами. В деятельности прокуратуры проявляется двуединая направленность — охрана прав и законных интересов отдельного гражданина и охрана всех граждан через охрану прав и законных интересов государства, общества. Названная цель реализуется даже тогда, когда прокурор участвует в уголовном судопроизводстве: обвиняя преступника, он защищает других граждан от преступлений (одновременно он следит и за тем, чтобы права подсудимого – гражданина не были нарушены).

 

2. НАДЗОР  ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ  ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ  ОПЕРАТИВНО–РОЗЫСКНУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

       Прокурорский  надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность – сравнительно новое направление в работе органов прокуратуры. При принятии Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» 13 марта 1992 г. появилась необходимая правовая основа для прокурорского надзора в этой сфере деятельности государственных правоохранительных органов. Несколько раньше этого закона был принят Закон о прокуратуре Российской Федерации, согласно которому одним из направлений прокурорского надзора стал надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

       Осуществление надзора за исполнением законов  в сфере оперативно-розыскной деятельности (ОРД) предполагает, прежде всего, знание прокурорами ее содержания и нормативной основы. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 года определяет ее как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то законом в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (статья  1 Закона).

       Задачами  оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (статья 2 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

       Определяя процессуальное значение результатов  проведенных оперативно-розыскных мероприятий в раскрытии и расследовании преступлений, Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 г. предусматривает, что «результаты оперативно-розыскной деятельности могут... использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств» (ч.2 ст.11). В отличие от ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности 1992 г., согласно которому результаты оперативно-розыскной деятельности рассматривались в качестве самостоятельного доказательства (статья69 УПК РФ), Закон 1995 г. устанавливает, что результаты оперативно-розыскной деятельности приобретают характер доказательства по уголовным делам после соответствующего их процессуального оформления.

       Закон весьма обстоятельно регламентирует правовые обязанности органов и должностных  лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При этом законодатель делает основной акцент на соблюдении требований по всемерной охране прав и законных интересов граждан, а также обеспечении конспирации этой деятельности.

             В Законе предусмотрены  меры социальной и правовой защиты должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Этим лицам предоставляется полная процессуальная самостоятельность, независимость от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Они обязаны руководствоваться только законом и ведомственными актами (статья 15 Закона).

             В Целях соблюдения установленного Законом порядка  производства оперативно-розыскных  мероприятий определены формы контроля и надзора за этой деятельностью. Сюда относится,  прежде всего, парламентский контроль, осуществляемый соответствующими комитетами, а также контроль ведомственного характера. На Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров возложен надзор за соблюдением законности в этой деятельности.

             При осуществлении  или организации надзора прокуроры исходят из того, что предметом прокурорского надзора являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и нормативными актами, принятыми в развитие этих законов, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.  Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят. Решения, носящие тактический характер (об очередности проведения оперативно-розыскных мероприятий, о применении тех или иных специальных технических средств, круге участников и т.д.), также не относятся к предмету прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности.

       Анализ  Федерального закона «Об оперативно-розыскной  деятельности» позволяет сделать вывод, что в предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений:

       о заведении и прекращении дела оперативного учета (статья 10);

       о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий (статьи 8, 9, 15);

       о представлении результатов оперативно-розыскных  мероприятий органу дознания, следователю или в суд (статья 11);

       об  уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения (статья 5);

       о рассекречивании сведений об использованных или используемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий (статья 12).

       Проверки  установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений осуществляется:

             а) по мере необходимости  по материалам в связи с отсутствием положительных результатов при розыске:

             обвиняемых или  подозреваемых по уголовным делам, лиц, совершивших преступления;

              без вести пропавших; 

             б) по информации о  ненадлежащем реагировании:

             на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам находящимся в их производстве:

             на указания прокурора

             в) в других случаях  с учетом состояния законности в  этой сфере деятельности.

             При оперативно-розыскной  деятельности ставится цель установить неизвестных следствию лиц, совершивших преступление, а также выяснить обстоятельства содеянного, при розыскной же деятельности речь идет об установлении местонахождения лица, совершившего преступление. Производство розыскных действий — прерогатива как органов дознания (статья 118 УПК), так и органов расследования (статья 196 УПК). Лицо, производящее дознание, как и следователь, обязано принять все зависящие от него меры к установлению местонахождения преступника. В этих целях органы дознания и следователи располагают целым арсеналом процессуальных средств, которые должны в полной мере использовать. И только тогда, когда они не достигнут поставленной цели, они вправе дать соответствующие поручения оперативно-розыскной службе.

             Следователи не могут  принять на себя обязанности по производству оперативно-розыскной деятельности, так как они не обладают необходимыми для этого профессиональными знаниями и практическими навыками, они не располагают технико-криминалистическими средствами, необходимыми для проведения оперативных мероприятий.

Информация о работе Прокурорский надзор