Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 16:03, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение проблем стадий уголовного процесса возбуждения уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного дела, выработка на основе полученных результатов ряда теоретических выводов, а также предложений и научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения.
Достижение цели потребовало формулирования и решения следующих задач:
- изучить историю становления и развития института возбуждения уголовного дела в России;
- определить понятие и значение стадий возбуждения уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного дела;
Покончив с войной Советское правительство, взяло курс на всестороннее укрепление правосудия, постепенную ликвидацию чрезвычайных органов. В декрете от 25 августа1921 г. ВЦИК указал, что возбуждать и вести дела о преступлениях призваны органы юстиции, а потому на их деятельность надо обращать особое внимание. В конце декабря 1921 года IX Всероссийский съезд Советов признал необходимым реорганизовать ВЧК, сузить её полномочия. 6 февраля 1922 г. ВЧК и её органы были упразднены и при НКВД создано Государственное политическое управление, деятельность которого регламентировалась специальным Положением. ГПУ имело право возбуждать и расследовать уголовные дела по таким преступлениям, как контрреволюционные, хищения на железнодорожных и водных путях сообщения, контрабанда и незаконный переход границы. Другим важным мероприятием советского правительства по укреплению законности служило учреждение специального государственного органа, призванного осуществлять высший надзора соответствием закону решений и действий государственных учреждений, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Таким органом стала прокуратура, образованная 28 мая 1922 г. Так возник орган, уполномоченный не только возбуждать уголовные дела, но и осуществлять надзор за деятельностью по возбуждению дела других компетентных органов.
В конце мая 1922 года третья сессия ВЦИК приняла первый советский уголовно - процессуальный кодекс, который имел огромное значение в истории нашего уголовно - процессуального права в целом и института возбуждения уголовного дела в частности.
Данному институту посвящалось седьмая глава кодекса. В ней регламентировались поводы, основания и порядок возбуждения уголовного дела, а также перечислялись органы, уполномоченные на это. К числу поводов было отнесено предложение прокурора. Из всех заявлений о преступлении было выделено анонимное заявление, которое признавалось поводом только после негласной проверки органом дознания. Положительно решался вопрос о том, должен ли судебный или следственный орган принимать заявления о преступлениях по делам, ем у не подследственным или не подсудным (ст. ст. 96-101).
Правила, относящиеся к данному институту, имелись и в некоторых других разделах уголовно-процессуального кодекса. Например, в главе об основных положениях предусматривались обстоятельства, препятствующие возбуждению уголовного дела, и указывались некоторые ограничения в возбуждении дел частного и частно –публичного обвинения (ст. ст. 2, 4, 9-11). В главе о дознании конкретизировались некоторые органы возбуждения уголовного дела и их полномочия (ст. ст. 102-106). В главе об обжаловании действий следователя решался вопрос о том, куда ив каком порядке приносится жалоба на постановление следователя и т. д.
Все эти изменения без существенных изменений вошли в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 года. Наиболее принципиальные из них нашли отражение в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 31 октября 1924 г. В этом общесоюзном законе, в частности были закреплены нормы, которыми определялись органы, основания и порядок возбуждения уголовного дела (ст. ст. 4-6).
На базе этих законодательных актов был издан ряд ведомственных приказов инструкций, которые играли значительную роль в истории института возбуждения уголовного дела.
Так, в кодексах недостаточно полно определялся порядок начала и введения дознания воинским командованием и специальными инспекциями. В этой связи появился ряд ведомственных директив. 28 июня 1923г. Реввоенсовет и НКЮ РСФСР издали приказ, который подробно описывал порядок возбуждения дела и ведения дознания в армейских частях. Особенно подчеркивалось, что правом «возбуждения дознания» наделяются командиры только отдельных воинских частей, а мелкие армейские подразделения обслуживаются ближайшей частью[600].
На начальном этапе построения Молодого Советского государства обозначилась острая нехватка профессиональных кадров в различных сферах общественной жизни. В этой связи в уголовно-процессуальном праве выделились специальные субъекты, в отношении которых, право возбуждать уголовные дела, было предоставлено только определенному кругу должностных лиц. В дальнейшем этот институт развивался, трансформировался и в настоящее время представлен в ныне действующим Уголовно – процессуальном кодексе, правда перечень специальных субъектов в связи с изменением политической, социальной обстановкой и наступлением иного времени в целом изменился (ст. 448 УПК РФ). 1 июня был издан циркуляр о том, что «уголовное преследование против директоров совхозов, трестов и МТС может возбуждаться лишь с предварительного разрешения областных, краевых и республиканских прокуроров». В отношении директоров совхозов и МТС это было подтверждено приказом от 26 июля 1936 г.
2 июня 1934 г. аналогичный порядок
возбуждения уголовных дел был
введен а отношении преступных
деяний специалистов и
15 апреля 1935 г. Прокурор СССР
издал циркуляр, в соответствии
с которым дела о
Приказом от 22 июня 1935г. Прокурор СССР предписал получать санкцию областного (краевого, АССР) прокурора на привлечение к уголовной ответственности заведующих, приемщиков и бухгалтеров заготпунктов, приказом от 11 августа 1939 г.- на привлечении врачей и директоров школ по должностным преступлениям и т. д.
Издание этих приказов и циркуляров было вызвано тем, что решение вопроса о наличии преступления в деятельности указанных должностных лиц предполагало знание и правильную оценку всей их работы в целом и потому в то время было не всегда под силу низовым работникам прокуратуры. Указанные предписания обеспечивали максимальную объективность при возбуждении уголовных дел о наиболее сложных должностных правонарушениях, устраняя возможность проявления при этом отдельных местнических тенденций. В целом они сыграли положительную роль в работе органов прокуратуры и предварительного следствия.
В истории возбуждения уголовного дела, как и уголовно –процессуального права в целом важней шее значение имело принятие 5 декабря 1936 г. Конституции СССР. В этом основном законе Советского государства наряду с другими первостепенной важности вопросами четко регламентировались задачи и основные принципы советского суда и функции прокурорского надзора. Помимо этого, в ст.52 конституции были предусмотрены некоторые особенности при решении вопроса о привлечении к судебной ответственности депутатов Верховного Совета СССР.
Другим законодательным актом, ознаменовавшим собой важный шаг в развитии института возбуждения уголовного дела, явился Закон о судоустройстве СССР союзных и автономных республик от 16 августа 1938 г. В нем более подробно регламентировались полномочия судебных учреждений и единоличные действия судьи. В ст. 28 подчеркивалось, что народные судьи при возбуждении уголовного дела выносят постановление. В ст. 18 конкретизировался порядок привлечения к уголовной ответственности народного судьи и членов областных краевых и других вышестоящих судов. Из истории рассматриваемого института в период Великой Отечественной войны следует отметить прежде всего Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 1941г. о военном положении. Он расширил полномочия военного командования по возбуждению уголовных дел о тех преступных деяниях которые совершались в местностях, объявленных на военном положении (ст.2). Важное значение имело так же принятие НКЮ СССР Инструкции по производству дознания в Военно - Морском Флоте (24 сентября 1942 г.) и Инструкции органам дознания Красной Армии(12 ноября 1942 г.). Эти ведомственные директивы четко регламентировали порядок возбуждения уголовного дела и ведения дознания в воинских частях и военизированных учреждениях, подчеркнув необходимость точного исполнения и соблюдения при этом норм уголовно - процессуального кодекса.
В период Великой Отечественной войны было отменено получение санкций вышестоящих прокуроров на возбуждение некоторых категорий уголовных дел, установленное ранее изданными приказами и циркулярами Прокурора СССР. Такие санкции надо было получать только в случае необходимости возбуждения уголовного дела по деяниям, совершенным директорами предприятий союзного значения, прокурорами, следователями, а так же иностранными подданными стран, не воюющих с советским Союзом.
В послевоенный период в развитии института возбуждения уголовного дела важнейшее значение имело принятое 24 мая 1955 г. Положение о прокурорском надзоре в СССР. Это положение подняло на новую высоту роль прокурорского надзора во всех сферах применения и исполнения законов, более четко определило права и обязанности прокурора, внесло полную ясность в вопрос о взаимоотношениях прокурора, суда, органов предварительного следствия и дознания. Все это имело важное значение для правильного решения ряда вопросов, связанных с рассмотрением и проверкой первичных материалов о преступлениях, для усиления надзора за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел и отказа в таковом надлежащими органами, должностными лицами[601].
Следующим этапом развития института возбуждения уголовного дела в процессе развития уголовного права России стало принятие в 1960 году уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Рассматриваемому вопросу была посвящена 8 глава, а также ст. ст.3, 255 и 256 указанного кодекса. В нем было четко указано, что возбуждать уголовное дело имели право: прокурор, орган дознания, следователь, судья (суд ) ( ст. ст. 3,109, 112, 255-256 УПК), причем каждый в пределах своей компетенции. Никакие другие органы государства таким правом не обладали; их обращения о привлечении лица к уголовной ответственности могли рассматриваться только как повод к возбуждению уголовного дела. Прокурор мог возбудить уголовное дело о любом преступлении, независимо от подследственности дела, следователь в пределах своей компетенции, исходя из правил о подследственности установленной ст. 126 УПК. Существенно ограничивались случаи возбуждения уголовного дела судьёй (судом), это: дела частного обвинения, а так же случаи когда в судебном заседании будет установлено, что подсудимый совершил другое преступление, по которому обвинение ему не было предъявлено (ст. 255), когда в судебном заседании будут установлены обстоятельства, указывающие на совершение преступления лицом, не привлеченным к уголовной ответственности (ст. 256 УПК), либо в отношении свидетеля, потерпевшего и эксперта, давших, заведомо ложные показания или заключения (ч. 3 ст. 256 УПК).
Появились такие поводы к возбуждению уголовного дела как сообщение профсоюзных и комсомольских организаций, народных дружин по охране общественного порядка, товарищеских судов, сообщение предприятий и учреждений любого звена, а не только правительственных как было до этого. Помимо этого было установлено что, статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, являются поводами, установленными в Уголовно-процессуальном кодексе.
Введена обязательность рассмотрений заявлений и сообщений о преступлениях, а не только их принятие. Явка с повинной стала, прописана отдельной статьёй, в которой устанавливался порядок её принятия.
Впервые установлен обязательный процессуальный порядок составления постановления о возбуждении уголовного дела, в котором должны быть указаны время, место, кем оно составлено, повод и основание, статья уголовного закона, по признакам которого оно возбуждается.
В ст. 116 установлен надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела – это явилось важным шагом на пути верховенства закона, относительно независимого контроля прокуратуры над первоначальной стадией процессуальной деятельности органов, имеющих установленные законом полномочия на возбуждения уголовного дела.
В целом, оценивая Уголовно-процессуальный кодекс 1960 года, можно сказать, что он уверенно вошел в XXI век. Даже, несмотря на переход общества к демократическому построению в начале 90-ых, он твердо себя чувствовал больше десяти лет. Адекватно и своевременно реагировал на общественные запросы о либерализации и демократизации законодательства, путем внесения изменений. И если бы, не непонятное желание некоторых деятелей законодательной инициативы, во всём, слепо, ориентироваться на Запад, копировать его, без вдумчивого осмысления демократизировать все сферы общественной жизни, ломая при этом российские уголовно-процессуальные наработки, не учитывая свой богатый опыт к которому пришла Советская, а позже и Российская юстиция, то порядок возбуждения уголовного дела и в целом уголовно процессуальный кодекс 1960 года имел бы обоснованное право на жизнь, естественно с учетом динамики свойственной всему процессуальному праву относительно текущего времени.
Следующим этапом развития института возбуждения уголовного дела стало принятие уголовно процессуального кодекса, который вступил в действие 1 июля 2002 года. Рассматриваемому институту впервые был посвящен целый раздел (VII), который имел в своем составе главы 19 и 20. Основное отличие возбуждения уголовного дела, от ранее установленного порядка, состояло в том, что для этого нужно согласие прокурора (ч.1 ст.146). Этот кодекс действует по настоящее время.
1.2. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
Значительная роль в обеспечении строгого соблюдения законов отводится уголовному судопроизводству, и, в частности, первоначальному его этапу - возбуждению уголовного дела, которого не может миновать ни одно расследование. Именно возбуждение уголовного дела является процессуальной основой дальнейшего развития всего уголовного судопроизводства, и первой стадией движения уголовного дела, первой стадией уголовного процесса.
Информация о работе Проблемы возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела