Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2010 в 18:03, Не определен
Введение
1. Сделки как объект преступного посягательства
2. Понятие и виды преступлений против порядка заключения и исполнения сделок
3. Уголовно-правовая характеристика принуждения к совершению сделки или к отказу ее совершения и уклонения от погашения от кредиторской задолженности
3.1 Уголовно-правовая характеристика принуждения к совершению сделки или к отказу ее совершения
3.2 Уголовно-правовая характеристика уклонения от погашения от кредиторской задолженности
Заключение
Список использованных источников
Принуждение к совершению сделки или к отказу от её совершения насильственным путём является преступлением безотносительно к наличию или отсутствию у лица права на понуждение к заключению договора, которое возникает в случаях, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством. Понуждение к исполнению такой обязанности должно осуществляться ненасильственным путём в строгом соответствии с законодательной процедурой [19, с. 212].
Основной состав преступления простой формальный.
Объективная сторона преступления включает в себя совершение двух действий:
Требования совершить сделку или отказаться от её совершения означает требование совершить какое-либо действие гражданско-правового характера. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 154 ГК). Виды и формы сделок для ответственности по данной статье значения не имеют.
Совершение сделки включает в себя достижение соглашения о выражении воли (действия) одной стороны (односторонняя сделка) либо заключение договора путём выражения согласованной воли (действий) двух сторон (двусторонняя сделка) либо трёх или более сторон (многосторонняя сделка). Требование совершить сделку включает в себя и случаи требования изменить условия уже заключённой сделки в любой момент до её полного исполнения.
Отказ от совершения сделки предполагает изменение намерения лица совершить какое-либо действие по односторонней сделке либо отказ от заключения или исполнения договора. При этом не имеет значения, была ли уже фактически совершена сделка (достигнута соответствующая договорённость между сторонами) или понуждаемое лицо ещё только намеревалось её совершить, например, продавец ещё только подыскивает потенциального покупателя. Требование отказаться от совершения сделки распространяется и на случаи требования расторгнуть уже исполняемую сделку.
Принуждение к совершению сделки или к отказу от её совершения осуществляется путём психического насилия, выражающегося в угрозе применения физического насилия над потерпевшим или его близкими (угроза ограничением свободы, истязанием, причинением боли, телесных повреждений, убийством) либо уничтожения или повреждения их имущества. Применительно к данному преступлению шантаж не относится к способам принуждения.
Очередность высказывания требования и угрозы не имеют значения. Принуждение будет как в случае предъявления требования совершить сделку или отказаться от её совершения и угрозе насилия за отказ подчиниться, так и в случае высказывания угрозы и последующего предъявления требования о сделке как условии неприменения насилия. Однако в любом случае необходимо установить такую взаимосвязь между угрозой и требованием о сделке, при которой насилие направлено на подавление свободы волеизъявления лица в отношении предполагаемой или совершаемой сделки. Такая взаимосвязь может быть установлена и при разновременном применении насилия и предъявлении требования о сделке, когда вначале применяется насилие, которым подавляется общая воля лица, а затем предъявляется предложение якобы добровольно совершить ту или иную сделку.
Существенное
значение для определения сущности
данного преступления имеет то обстоятельство,
что ответственность
Оконченным данное преступление считается с момента совершения действия – принуждения к совершению сделки или к отказу от её совершения. Не имеет значения, подчинилось ли принуждаемое лицо требованиям виновного, была ли в действительности совершена или не совершена сделка.
Основной состав данного преступления охватывает только угрозу применения насилия. Поэтому реальное уничтожение либо повреждение имущества квалифицируется по совокупности преступлений, а применение физического насилия является основанием для применения ч.3 данной статьи.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивы и цели не имеют значения для квалификации.
Субъект преступления общий, ответственность наступает с шестнадцати лет. Совершение данного преступления должностным лицом с использованием служебных полномочий влечёт дополнительную ответственность за превышение власти или служебных полномочий по ч.3 ст. 426 УК.
Квалифицированный состав данного преступления будет иметь место, если указанные в ч.1 ст. 246 УК действия совершены повторно либо группой лиц по предварительному сговору.
Повторность
в данном составе является тождественной
и не зависит от факта осуждения
за ранее совершённое
Насильственное склонение нескольких лиц к совершению одной сделки не образует признака повторности.
Особо квалифицированный состав в дополнение к основному и квалифицированному составам содержит следующие признаки: совершение преступления организованной группой; применение насилия.
Насилие
в особо квалифицированном
Реальное повреждение или уничтожение имущества при любом виде состава данного преступления квалифицируется по совокупности преступлений.
В отличие от принуждения к совершению сделки или к отказу от её совершения принуждение, предусмотренное ст. 185 УК, предполагает принуждение к выполнению или невыполнению действий не гражданско-правового характера.
Принуждение
к выполнению обязательств, которые
стороны приняли на себя в результате
добровольного совершения сделки, квалифицируется
по ст. 384 УК. Однако принуждение к изменению
условий выполнения обязательства, является
принуждением к совершению сделки.
Уголовная ответственность за уклонение от погашения кредиторской задолженности предусмотрена ст. 242 УК Республики Беларусь:
Статья 242. Уклонение от погашения кредиторской задолженности
Уклонение
индивидуального
Данная
статья устанавливает уголовную
ответственность за посягательство
на установленный порядок
Уклонением
от погашения кредиторской задолженности
в крупном размере по вступившему
в законную силу судебному решению
при наличии возможности
Преступление, предусмотренное ст.242, является длящимся. Ввиду этого уклонение от погашения кредиторской задолженности в крупном размере по судебному решению, вступившему в законную силу, имевшее место до начала действия УК 1999 г., влечет ответственность должностного лица юридического лица, обязанного погасить кредиторскую задолженность, по ст.184 УК 1960 г., введенной в него в 1982 г.
Частное лицо, в том числе и индивидуальный предприниматель, в указанном случае не подлежит уголовной ответственности по УК 1960 г. Если же уклонение от погашения данной задолженности продолжалось и после введения в действие нового Уголовного кодекса, такое бездействие как должностного лица, так и индивидуального предпринимателя надлежит квалифицировать по ст.242.
Неисполнение судебного решения, обязывающего погасить кредиторскую задолженность в крупном размере, по причине отсутствия у лица необходимых средств не может служить основанием для привлечения его к ответственности по ст.242. Также не влечет уголовной ответственности по ст.242 уклонение от погашения по вступившему в законную силу судебному решению кредиторской задолженности в размере, не являющемся крупным.
Рассматриваемое преступление характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.
Субъект
преступления — специальный: индивидуальный
предприниматель или
Неисполнение судебного решения, обязывающего погасить кредиторскую задолженность в крупном размере, ввиду отсутствия у лица необходимых средств, явившегося следствием умышленного создания или увеличения им неплатежеспособности либо сокрытия, сбыта или уничтожения своего имущества, при наличии обстоятельств, указанных в законе, следует квалифицировать соответственно по ст.240 или 241.
Уклонение
должностного лица юридического лица
от погашения по вступившему в законную
силу судебному решению кредиторской
задолженности в крупном размере при наличии
возможности выполнить обязанность является
частным случаем уголовно наказуемого
неисполнения судебного акта (ст.423). В
соответствии с ч.2 ст.42 подобная конкуренция
общей (ст.423) и специальной (ст.242) уголовно-правовых
норм подлежит разрешению в пользу применения
специальной нормы. Дополнительная квалификация
действий лица по ст.423 в данном случае
не требуется.
Посредством
сделок осуществляется нормативный
процесс имущественных
В целом же сделка представляет собой определенный юридический факт, т.е. такой факт реальной действительности, с наличием которого закон связывает соответствующие юридические последствия. Однако, поскольку сделка это волевое действие, следовательно, она отличается от юридических фактов, именуемых событиями, которые происходят помимо воли людей (например, стихийные бедствия). В основе же сделок лежит воля граждан или организаций, их совершающих. При этом внутренняя воля участников сделки и волеизъявление должны совпадать, иначе сделка будет признана недействительной, и тем самым не приведет ни к каким юридическим результатам. Иными словами, сущность сделки составляют воля и волеизъявление сторон.
Информация о работе Преступление против порядка заключения и исполнения сделок