Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 01:43, курсовая работа
Целью работы является исследование основ деятельности международного уголовно суда и определение его роли и места в реализации права вооруженных конфликтов.
Цель работы определила ее основные задачи:
– рассмотреть понятие права вооруженных конфликтов;
– проанализировать основные источники международного гуманитарного права;
– выявить специфические особенности реализации права вооруженных конфликтов.
– проанализировать предпосылки формирование и развитие международных уголовных судов (трибуналов).
– определить роль и место Международного уголовного суда в механизме реализации права вооруженных конфликтов.
Актуальность исследования. В наше время особую остроту приобрела проблема вооруженных конфликтов, которые влекут за собой массовые нарушения прав человека, создают угрозу миру и безопасности. Призрак новой мировой войны отошел в прошлое, но говорить о прочных гарантиях мира и безопасности для народов Земли пока преждевременно. Более 30 вооруженных конфликтов ежегодно - вот реальная статистика конфликтогенности последних лет XX тысячелетия1.
XX – самый кровавый за всю известную нам историю. 174 миллиона человек стали жертвами геноцида и массовых убийств. Только за один год последнего десятилетия XX века есть задокументированные данные о гибели 120 000 человек – жертв геноцида, политической или религиозной дискриминации. К сожалению, история доказала, что совершенные в ходе второй мировой войны преступления, какими бы ужасными они ни были, нельзя считать уникальными в историческом плане, геноцид – это до сих пор явление нашего времени.
В докладе Генерального секретаря ООН К. Аннана «Повестка дня для мира» говорится: «Сегодня, как и на протяжении всей истории, вооруженные конфликты продолжают внушать страх и ужас человечеству, требуя от нас принятия безотлагательных мер, чтобы предотвратить, сдержать и затушить их». Этим целям и служит международное гуманитарное право. Декларация Генеральной Ассамблеи в связи с 50-й годовщиной ООН 1995 г. в качестве одной из основных задач указывает на «необходимость содействовать уважению и имплементации международного гуманитарного права».
Приходится констатировать, что, несмотря на продвижение человечества по пути цивилизации, вооруженные конфликты отличаются растущей жестокостью. В отношении межгосударственных конфликтов это объясняется использованием достижений науки и техники. Что же касается конфликтов немеждународных, то особая их ожесточенность обычно связана с применением варварских способов ведения военных действий, игнорированием элементарных правил защиты жертв войны. Все это придает особое значение гуманитарному праву.
С принятием Устава ООН2 в праве войны произошли принципиальные изменения. Покончено с его главной в прошлом частью - с правом на войну. Принципы и нормы нацелены на ограничение бедствий войны. В результате право войны превратилось в гуманитарное право. В Консультативном заключении Международного суда ООН по делу о правомерности угрозы или применения ядерного оружия 1996 г. говорится, что комплекс «норм, который первоначально назывался «законы и обычаи войны»... в дальнейшем стал именоваться «международное гуманитарное право».
Гуманитарное право
активно развивалось после
В международном праве неуклонно возрастает число норм, ориентированных на человека. Оно включает: согласование между государствами общечеловеческих стандартов прав и свобод личности; предоставление человеку юридической возможности реализовывать и защищать свои права и свободы; принятие государствами обязательных мер по гарантированной реализации прав и свобод человека и гражданина, их охране. В основе прав и свобод человека и гражданина лежит ценность человеческой личности, что нашло свое подтверждение в международных договорах универсального и регионального характера. Частью правовой системы прав и свобод личности является соблюдение прав человека в период вооруженных конфликтов. В целях ограничения воюющих в средствах и методах ведения войны, защиты гражданского населения, определения статуса воюющих, военнопленных, правового положения отдельных категорий лиц государства создали систему норм международного права на период ведения боевых действий. Они составляют сегодня отдельную отрасль - международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов.
Международное гуманитарное право - это попытка государств установить определенный минимум норм и правил поведения сторон вооруженного конфликта с целью облегчить страдания жертв таких конфликтов. Эти нормы изложены в международных договорах и признаются практически всеми членами мирового сообщества.
В 1948 году после Нюрнбергского и Токийского процессов после второй мировой войны Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций впервые признала необходимость создания постоянного международного суда для рассмотрения преступлений, которые по своей жестокости аналогичны тем, которые были совершены в недавнем времени. Посему очевидно, что принципы, положенные в основу решений Нюрнбергского трибунала, должны иметь универсальное применение в будущем. Обеспокоенность мирового сообщества количеством жертв, а также степенью и объемом угрозы, исходящей от подобных проявлений агрессивности, привели к осознанию необходимости создания более эффективного инструментария, способного обеспечить такой мир, в котором государства будут уважать нормы и договоры, добровольно подписанные самими же этими государствами.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между субъектами в период вооруженной борьбы, направленные на обеспечение реализации права вооруженных конфликтов.
Предметом исследования являются правовые основы реализации права вооруженных конфликтов.
Целью работы является исследование основ деятельности международного уголовно суда и определение его роли и места в реализации права вооруженных конфликтов.
Цель работы определила ее основные задачи:
– рассмотреть понятие права вооруженных конфликтов;
– проанализировать основные источники международного гуманитарного права;
– выявить специфические особенности реализации права вооруженных конфликтов.
– проанализировать предпосылки формирование и развитие международных уголовных судов (трибуналов).
– определить роль и место Международного уголовного суда в механизме реализации права вооруженных конфликтов.
Методологическую основу работы составляет диалектический подход к научному познанию общественных процессов и правовых явлений, позволяющих изучить объект и предмет исследования как в прошлом, так и в настоящем. Также использовались методы системного, структурно-функционального анализа и сравнительного правоведения.
В ходе работы в качестве основных научных методов использовались: формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, социологический, криминологические методы выборочного изучения и обобщения, метод системного анализа, анкетирования и другие частнонаучные методы, с помощью которых осуществлялась теоретическая интерпретация научного и эмпирического материала, положенного в основу выводов и предложений.
Теоретической основой исследования стали труды таких известных юристов-международников, как И.И. Лукашук, Г.В. Игнатенко, С.И. Леншин, П.Н. Бирюков, В.А. Батырь, Г.И. Тункин и ряда других.
В структуру работы входит введение, две главы основной части, состоящие из параграфов, заключение, список использованной литературы.
Идея международного гуманитарного права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI - XVII вв. Так, Ф. де Витториа в 1532 г. писал, что нормы права наций, в том числе гуманитарного права, должны выводиться из «согласия большей части всего мира, прежде всего во имя общего блага всех». Голландский юрист, дипломат Гуго Гроций (1583 - 1654) в своем труде «О праве войны и мира» (1625) впервые подробно обосновал существование «права, которое определяет отношения между народами или их правителями». Гуго Гроций определил, что в практике государств трудно найти доказательства существования права, регулирующего отношения между народами или их правителями, в этой связи его источники необходимо искать в природе, морали, Боге, но при этом «известные права могли возникнуть и в силу взаимного соглашения как между всеми государствами, так и между большинством их3». В этот период государства не делали различий между национальным правом и международными соглашениями. Итальянский политический деятель и историк Н. Макиавелли (1469 - 1527) в труде «Государь» (1513) показал, что превыше всего стоит «государственный интерес», во имя которого допустимо использовать любые средства, в том числе обман, вероломство, предательство. Жестокость при ведении боевых действий не считалась преступлением. С XVI - XIX вв. начало формироваться гуманитарное международно-правовое сознание. Об этом свидетельствуют труды И. Канта и В.Ф. Малиновского, которые утверждали, что идея создания норм международного права обрела признание. Но государства, постоянно ведущие войны, не особо считались с принятыми на себя международными обязательствами4. В 1762 году Жан-Жак Руссо в трактате «Об общественном договоре» сформулировал основные идеи международного гуманитарного права. Именно его предложения послужат основой гуманизации отношений воюющих сторон. «Война - это отношения не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты...». И далее Ж.-Ж. Руссо делает главный логический вывод о том, что с солдатами можно воевать только до тех пор, пока они сами воюют. А как только они сложили оружие, «они вновь становятся просто людьми». И их нельзя убивать, а необходимо щадить5.
XIX в. ознаменовался новыми подходами к соблюдению прав человека на жизнь, честь и свободу. Это нашло свое подтверждение в идеях Великой французской революции 1789 г. В основу внешней политики Французской Республики было положено «соблюдение всеобщего мира и принципов справедливости», отказ от всякой войны с целью завоевания.
К концу XIX в. завершился раздел мира между колониальными державами. Считалось правомерным деление на гуманное обращение с военнопленными и гражданами – «право цивилизованных народов», где оно должно соблюдаться. Однако гуманитарное право было неприменимо для «бесправных варварских народов колониальных стран». Но капиталистические отношения требовали передела мира, сфер экономического влияния. Единственно быстрым и эффективным средством считалась в тот период война. По инициативе России в 1899 г. была созвана первая Гаагская конференция мира, где осуществилась кодификация законов и обычаев войны, получившая продолжение на второй Гаагской конференции мира в 1907 г. С конца XIX в. международное гуманитарное право подверглось переосмыслению - естественно-правовая школа уступила место школе позитивного права. В этот период появилась концепция «внешнего государственного права». На Западе ее представителем был Г. Гегель, в России - Н.А. Безобразов: «Государство само создает и отменяет правовые нормы, регулирующие его внешние связи и международное право, в том числе и международное гуманитарное право, а значит, государство вправе отречься от принятых ранее на себя обязательств6». Немецкий юрист Р. Иеринг придерживался концепции реализма, утверждая, что «право - это политика силы», а значит, единственным справедливым законом в решении международных споров является сила, т.е. военная мощь государства.
Профессор Петербургского университета Ф.Ф. Мартенс в работе «Современное международное право цивилизованных народов» исходил из того, что в основе всех правовых отношений лежит сама жизнь. Международное право только тогда обретет прочный фундамент, «когда естественные и исторические законы развития народов будут выяснены». Ф.Ф. Мартенс большое значение уделял таким факторам, как мораль, справедливость, милосердие, которое должно быть объективно выражено в международных нормах, регулирующих вооруженное противостояние.
В наши дни все чаще
употребляется понятие «
Другая группа зарубежных юристов (А. Робертсон, Х. Фрик) определяют международное гуманитарное право слишком узко, считая его частью (отраслью) прав человека либо сводя его к праву Гааги (право ведения войны, регулирующее отношения между государствами) или праву Женевы (права человека в период вооруженного конфликта)9. Так, английский юрист А. Робертсон полагает, что международное гуманитарное право является лишь отраслью прав человека, а сами права человека составляют основу гуманитарного права. Западногерманский юрист Х. Фрик понимает под международным гуманитарным правом совокупность юридических норм, направленных на «обеспечение минимума правовой защиты раненым, больным, военнопленным и гражданским лицам, выбывшим из строя или не принимающим участия в военных действиях».
Третья группа зарубежных юристов (А. Рандельцхофер, О. Кимминих) считает, что международное гуманитарное право состоит из двух частей - права Гааги и права Женевы - и действует оно только в период вооруженных конфликтов. Они критикуют Ж. Пикте, который утверждает, что международное гуманитарное право действует и в мирное время. Так, А. Рандельцхофер считает, что в собственном смысле слова международное гуманитарное право – «это совокупность норм, закрепленных в Гаагской (1907), Женевской (1949) конвенциях и Гаагской конвенции 1954 года», то есть никакого деления на право Гааги и право Женевы не существует. О. Кимминих выступает против того, чтобы ограничивать только международное гуманитарное право правом Женевы. Он пишет, что право Гааги является тоже международным гуманитарным правом и вытекает из идеи гуманности. При этом О. Кимминих отрицает деление права войны на право Гааги и право Женевы10.
Такая позиция зарубежных авторов не учитывала, во-первых, различий и особенностей в защите прав человека в период войны и в мирное время, не выделяла специфики защиты прав человека во время вооруженного конфликта. Во-вторых, международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов рассматривалась изолированно, в отрыве от достижений по международно-правовому регулированию ведения войны. Данная защита ограничивает и запрещает применение некоторых средств ведения войны. Все это сводило право, применяемое в период вооруженных конфликтов, до уровня защиты жертв войны, что не отвечало практике государств, выступающих за комплексное решение всех вопросов права, применяемого в вооруженных конфликтах. В-третьих, они смешивали два понятия: международное гуманитарное право и международное гуманитарное право, применяемое в вооруженных конфликтах.
Таким образом, термин «международное гуманитарное право» означает совокупность действующих обычных и конвенционных норм обеспечивающих уважение человеческой личности и ее развитие, международное гуманитарное право охватывает две подотрасли: право человека и право войны. Вместе с тем существует различие между нормами международного права, регулирующими применение силы в отношениях между государствами, и международным гуманитарным правом в период вооруженного конфликта международного и немеждународного характера. Так, Устав ООН запрещает государствам использовать силу против других государств, за исключением случаев, когда жертва агрессии защищается против агрессора (самооборона). Эту отрасль права называют «jus ad bellum» (лат.), т.е. «применение силы». Международное гуманитарное право - jus in hello (лат.) - не рассматривает вопросы законности или незаконности вооруженных конфликтов. Jus in hello имеет дело с фактом вооруженного столкновения, независимо от того, что послужило причиной возникновения конфликта и можно ли его как-то оправдать.