Международные уголовные суды (трибуналы) как средство реализации права вооруженных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование основ деятельности международного уголовно суда и определение его роли и места в реализации права вооруженных конфликтов.
Цель работы определила ее основные задачи:
– рассмотреть понятие права вооруженных конфликтов;
– проанализировать основные источники международного гуманитарного права;
– выявить специфические особенности реализации права вооруженных конфликтов.
– проанализировать предпосылки формирование и развитие международных уголовных судов (трибуналов).
– определить роль и место Международного уголовного суда в механизме реализации права вооруженных конфликтов.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

б) военные преступления, а именно нарушения законов или  обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или  увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории. Убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море, убийства заложников. Ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления;

в) преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные  в отношении гражданского населения  до или во время войны. Преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.

Руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного на совершение преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами в целях осуществления такого плана. Должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государства или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания. Тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности. Трибунал вправе рассматривать дела в отсутствие обвиняемых, слушать дело заочно.

Для расследования дел  и обвинения главных военных преступников образуется Комитет по расследованию дел и обвинению главных военных преступников, когда каждая из сторон назначает главного обвинителя. Приговор Трибунала содержит мотивы, на основании которых он вынесен; приговор является окончательным и не подлежит пересмотру. Трибунал имеет право приговорить виновного к смертной казни или другому наказанию и вправе в дополнение к определенному им наказанию вынести постановление об отобрании у осужденного награбленного имущества.

Устав Международного военного трибунала для Дальнего Востока был принят 19 января 1946 г. для справедливого, быстрого суда и наказания главных военных преступников на Дальнем Востоке. Место пребывания - Токио. Трибунал состоял не менее чем из шести и не более чем из одиннадцати членов, назначаемых Верховным Главнокомандующим Союзных Держав. Трибунал имел право судить и наказывать военных преступников на Дальнем Востоке, которые обвинялись либо персонально, либо как члены организаций в преступлениях, включая и преступления против мира. Индивидуальная ответственность:

а) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение объявленной  или необъявленной войны или  войны, нарушающей международное право, договоры, соглашения или заверения. Участие в совместном плане или заговоре в целях осуществления любого из вышеупомянутых действий;

б) военные преступления, предусмотренные конвенциями, а  именно преступления против законов  и обычаев войны;

в) преступления против человечности, а именно: убийство, истребление, порабощение, ссылка, а также другие бесчеловечные акты, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны. Преследования по политическим или расовым мотивам, которые были произведены при совершении любого преступления или в связи с любым преступлением, подсудным Трибуналу, независимо от того, нарушало или нет такое действие внутренние законы той страны, где оно совершалось.

Руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, принимавшие  участие в разработке или осуществлении  совместного плана или заговора, предусматривавших совершение какого-либо из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любым лицом при выполнении подобных планов. Ни служебное положение подсудимого в любой период времени, ни то, что он действовал по приказу правительства или вышестоящего начальника, не освобождают его от ответственности за совершение любого преступления, в котором его обвиняют. Трибунал имеет право приговорить подсудимого, признанного виновным, к смертной казни или любому другому наказанию. Приговор будет приведен в исполнение в соответствии с приказом Верховного Главнокомандующего Союзных Держав, который имеет право в любое время смягчить наказание или иным образом изменить приговор, но не может повысить наказание.

Международные военные  трибуналы, созданные после Второй мировой войны, провели два процесса над главными военными преступниками. Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками  проходил с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Суду были преданы высшие государственные и военные руководители фашистской Германии, которым было предъявлено обвинение в совершении преступлений, указанных в ст. 6 Устава МВТ <1>. Токийский процесс над главными японскими военными преступниками проходил с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. Перед судом предстали 28 государственных и военных руководителей, дипломаты Японии.

Значение уставов и  приговоров Международных военных  трибуналов состоит в том, что  они закрепили принцип индивидуальной уголовной ответственности и сформулировали составы преступлений, за совершение которых такая ответственность наступает. Нюрнбергский приговор провозгласил, что "преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права". Принципы, изложенные в уставах и приговорах, стали общепризнанными принципами международного права.

После Второй мировой войны вновь стали выдвигаться предложения об учреждении постоянного международного суда по уголовным делам. ООН впервые обратилась к этой проблеме в 1948 г.

В начале 50-х годов  появился первый проект Статута Международного уголовного суда, но работа над ним  не была завершена, так как реализация идеи юристов зависела от руководителей государств и части политиков, которые не хотели допустить даже теоретической возможности предстать перед таким международным судом.

В 1982 г. Комиссия международного права по просьбе Генеральной  Ассамблеи ООН после фактически 30-летнего перерыва возобновила свою работу над проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. 4 декабря 1989 г. на Генеральной Ассамблее ООН Тринидад и Тобаго предложили создать Международный уголовный трибунал по борьбе с наркотиками. Генеральная Ассамблея в п. 1 Резолюции 44/39 предложила Комиссии международного права рассмотреть вопрос о создании Международного уголовного суда или другого международного судебного органа с приданием ему права судить лиц, совершивших преступления против мира и человечности, определенных в Кодексе. В 1990 г. Комиссия международного права рассмотрела различные варианты создания подобного органа и включила этот анализ в доклад Генеральной Ассамблеи. В Резолюциях 45/39 от 28 ноября 1990 г. и 46/54 от 9 декабря 1991 г. Генеральная Ассамблея вновь высказала рекомендацию о создании международного суда, но уже без упоминания об обороте наркотиков.

В 1991 г. Комиссия международного права приняла в первом чтении проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, передала его на рассмотрение правительств и в 1992 г. в рамках работы над проектом Кодекса обратилась к вопросу создания органа международной уголовной юстиции.

Была образована специальная  рабочая группа, занявшаяся выработкой основных предложений для доклада, представленного Генеральной Ассамблее.

В нем обосновывалась необходимость учреждения Международного уголовного суда путем принятия Устава - многостороннего договора.

В 1993 г. Комиссия международного права создала рабочую группу, уточнив ее название - Рабочая группа по проекту Устава Международного уголовного суда, которая подготовила первый проект документа.

В Резолюции 48/31 от 4 декабря 1993 г. Генеральная Ассамблея предложила Комиссии международного права завершить работу над созданием проекта Статута Международного уголовного суда в 1994 г. В соответствии с Резолюцией 30 государств представили комментарии по проекту, разработанному рабочей группой.

Важнейшей вехой в  истории создания постоянного суда стало учреждение Советом Безопасности ООН двух трибуналов ad hoc - Международного трибунала от 25 мая 1993 г. для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., и Международного уголовного трибунала от 8 ноября 1994 г. для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января 1993 г. по 31 декабря 1994 г.

Международный трибунал для судебного преследования  лиц, ответственных за серьезные  нарушения международного гуманитарного  права, совершенные на территории бывшей Югославии, с 1991 г. учрежден Советом Безопасности, действует на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций. Функционирует в соответствии с положениями Устава, принятыми 25 мая 1993 г.

Международный трибунал полномочен осуществлять судебное преследование лиц, которые совершают или отдают приказ о совершении серьезных нарушений Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., действий, направленных против лиц или имущества, пользующихся защитой Женевской конвенции:

а) умышленное убийство;

б) пытки и бесчеловечное  обращение, включая биологические  эксперименты;

в) умышленное причинение тяжких страданий или серьезного увечья или нанесение ущерба здоровью;

г) незаконные, произвольные и проводимые в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью;

д) принуждение военнопленного или гражданского лица служить в  вооруженных силах неприятельской державы;

е) умышленное лишение  прав военнопленного или гражданского лица на беспристрастное и нормальное судопроизводство;

ж) незаконное депортирование, перемещение или арест гражданского лица;

з) взятие гражданских  лиц в качестве заложников.

Международный трибунал полномочен подвергать судебному преследованию  лиц, нарушающих законы и обычаи войны, за:

а) применение отравляющих веществ или других видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий;

б) бессмысленное разрушение городов, поселков или деревень или  разорение, не оправданное военной  необходимостью;

в) нападение на незащищенные города, деревни, жилища или здания либо их обстрел с применением каких бы то ни было средств;

г) захват, разрушение или  умышленное повреждение культовых, благотворительных, учебных, художественных и научных учреждений, исторических памятников и художественных и научных произведений;

д) разграбление общественной или частной собственности.

Международный трибунал полномочен осуществлять судебное преследование  лиц, совершающих геноцид. Международный  трибунал уполномочен осуществлять судебное преследование лиц за преступления против человечности, когда они совершаются в ходе вооруженного конфликта, будь он международного или внутреннего характера, и направлены против любого гражданского населения, - убийства, истребление, порабощение, депортацию, заключение в тюрьму, пытки, изнасилования, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам, другие бесчеловечные акты.

Юрисдикция Международного трибунала  персональная. Местопребыванием Международного трибунала является Гаага.

8 ноября 1994 г. Советом  Безопасности ООН был принят  Устав Международного трибунала  по Руанде. Международный уголовный  трибунал для судебного преследования  лиц, ответственных за геноцид  и другие серьезные нарушения  международного гуманитарного права,  совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, совершенных нарушения на территории соседних государств в период с 1 января 1994 года по 31 декабря 1994 года, полномочен осуществлять судебное преследование лиц, совершающих геноцид.

Международный трибунал по Руанде38 полномочен осуществлять судебное преследование лиц, ответственных за преступления против человечности, когда они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население по национальным, политическим, этническим, расовым или религиозным мотивам. Международный трибунал полномочен осуществлять судебное преследование лиц, которые совершают или отдают приказ о совершении серьезных нарушений ст. 3, общей для Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны, и Дополнительного протокола II к ним от 8 июня 1977 г.

Резолюцией Генеральной  Ассамблеи 51/207 от 17 декабря 1996 г. было принято  решение о созыве дипломатической  Конференции полномочных представителей ООН, посвященной учреждению Международного уголовного суда, были определены приблизительные сроки ее созыва - 1998 г. В 1997 г. уточнены время и место созыва конференции. 15 июня и 17 июля 1998 г., г. Рим (Резолюция Генеральной Ассамблеи 52/160 от 28 января 1998 г.). В результате шести сессий Подготовительного комитета на конференцию был представлен проект Статута, включивший более трех тысяч предложений, не согласованных между собой, иногда диаметрально противоположных.

Информация о работе Международные уголовные суды (трибуналы) как средство реализации права вооруженных конфликтов