Международные уголовные суды (трибуналы) как средство реализации права вооруженных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование основ деятельности международного уголовно суда и определение его роли и места в реализации права вооруженных конфликтов.
Цель работы определила ее основные задачи:
– рассмотреть понятие права вооруженных конфликтов;
– проанализировать основные источники международного гуманитарного права;
– выявить специфические особенности реализации права вооруженных конфликтов.
– проанализировать предпосылки формирование и развитие международных уголовных судов (трибуналов).
– определить роль и место Международного уголовного суда в механизме реализации права вооруженных конфликтов.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

После Второй Мировой  войны и победы над фашизмом, которая  была достигнута в основном благодаря  самоотверженности народов нашей  страны, мировое сообщество вновь  вернулось к проблемам правового  регулирования вооруженных конфликтов. Необходима была новая, отвечающая современным общественным отношениям система правовых норм. Эту задачу выполнили четыре Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

Женевская конвенция I об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях17 закрепила и структурировала нормы, регулирующие правовое положение раненых и больных, санитарных формирований и учреждений: санитаров, обеспечивающих розыск и подбирание, транспортировку раненых и больных; санитарного транспорта, а также использование отличительной эмблемы. Конвенция I подтверждает норму Гаагского права о том, что постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные формирования не могут быть подвергнуты нападению ни при каких условиях. Личный состав санитарного формирования в целях защиты раненых и больных может быть вооружен. Охрана санитарного учреждения может осуществляться пикетом, часовыми или конвоем. Главным представляется требование о недопустимости нападения на санитарное подразделение при оказании помощи раненым и больным из числа гражданских лиц. Воюющие стороны должны принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскать мертвых и установить их личность, стороны проследят, чтобы умершие были погребены с честью, с соблюдением обрядов религии, а могилы отмечались таким образом, чтобы их всегда можно было разыскать. Гарантией безопасности служит распространение на личный состав санитарных служб, занимающихся розыском, подбиранием, транспортировкой и лечением раненых и больных, личный состав национальных обществ Красного Креста и других официально признанных и зарегистрированных добровольных обществ помощи, в случае их пленения другой воюющей стороной, режима военного плена. Однако время нахождения в плену должно соответствовать необходимости исполнения ими санитарных обязанностей. Среди положений Конвенции, регулирующих защиту санитарных транспортных средств, особого внимания заслуживают нормы, определяющие безопасность санитарных летательных аппаратов. Они должны использоваться «исключительно для эвакуации раненых и больных, для перевозки санитарного и личного состава и имущества». Кроме того, все основные условия полета (высота, время и маршрут) устанавливаются специальными соглашениями между заинтересованными сторонами. Любые несанкционированные полеты над территорией, где находится противник, запрещаются. Экипаж летательного санитарного аппарата подчиняется любому требованию о спуске на землю и не препятствует проведению осмотра. Санитарное воздушное транспортное средство должно иметь видимые отличительные знаки, сигнализацию.

Женевская конвенция II об улучшении участи раненых, больных  и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море18 устанавливает правила обращения с пострадавшими на море. Документ закрепляет термин «кораблекрушение», который применяется ко всякому кораблекрушению, независимо от обстоятельств, при которых оно произошло, включая вынужденные посадки самолетов на море или падение в море. При оказании помощи не существует различий между гражданскими лицами и военнослужащими, им обеспечиваются гуманное обращение и уход.

Любому военному судну  разрешается передача раненых, больных  и потерпевших кораблекрушение  лиц, если это позволяет их состояние, стороне, которая способна обеспечить их безопасность. Конвенция II закрепляет различие между военными и госпитальными судами. К госпитальным судам относятся суда, построенные или оборудованные с целью оказания помощи и переправки раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. На них используются специальные опознавательные знаки. Такие суда не могут быть подвергнуты нападению или захвату неприятелем при условии, что их названия и характеристики сообщены воюющими друг другу за 10 дней до их использования.

Для обеспечения безопасности раненых и личного состава  на судне может быть необходимое вооружение и отличительная эмблема.

Женевская конвенция III об обращении с военнопленными19 подробно регламентирует правила обращения с военнопленными с момента попадания в плен до репатриации из плена. В ней закреплены правила в отношении личных вещей военнопленного, создания лагерей для военнопленных, их интернирования, питания, одежды, гигиены и медицинской помощи. Оговорено присутствие медицинского и духовного персонала для военнопленных, закреплены правила об отправлении религиозных обрядов, дисциплине в лагерях среди военнопленных, сохранении воинских званий, привлечении военнопленных к работам и оплате этого труда, сношениях военнопленных с внешним миром. Особая часть Конвенции посвящена взаимоотношениям военнопленных с властями. Она содержит правила подачи жалоб по поводу режима плена, причем военнопленные (кроме лагерей для офицеров) каждые 6 месяцев избирают доверенных лиц, которые представляют их интересы. В офицерских лагерях таковым является офицер, старший по званию.

Конвенция подробно регламентирует наложение уголовных и дисциплинарных взысканий. Статья 82 закрепляет: «Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену Державы». Другие нормы устанавливают недопустимость коллективных наказаний за индивидуальные проступки, телесных наказаний, лишения дневного света. Нормы Женевской конвенции III ориентируют воюющих в каждом конкретном случае рассматривать возможность замены судебного преследования и наложения уголовного наказания мерами дисциплинарного взыскания.

Женевская конвенция IV о  защите гражданского населения во время  войны20 подтверждает необходимость защиты медицинского и духовного персонала, раненых, больных, женщин и детей, а также гражданских лиц. Гражданскими лицами являются все лица, которые не входят в состав вооруженных сил. Нормы Конвенции закрепляют строжайшие запреты на использование гражданского населения в качестве прикрытия от нападения неприятеля. Запрещены также коллективные наказания гражданских лиц, меры запугивания и террора населения, ограбление, взятие заложников и репрессалии в отношении гражданского населения. Недопустимо оказание физического и морального воздействия на гражданских лиц с целью получения от них или от третьих лиц (детей, родителей и др. близких) различных сведений под угрозой расправы.

Большое место Конвенция  отводит вопросам интернирования: о  местах интернирования, питании, одежде, гигиене, отправлении религиозных  обрядов, интеллектуальной и физической деятельности, перемещении интернированных, наказаниях. Интернированные лица, пойманные после побега или при попытке к побегу, подлежат за этот проступок только дисциплинарному взысканию, даже в случае рецидива. Кроме того, побег или попытка побега не рассматриваются как отягчающее вину обстоятельство.

Конвенция ориентирует  государства на создание справочных бюро с целью сбора сведений о  лицах, находящихся в заключении более двух недель, принудительно  поселенных в определенном месте  или интернированных, а также  сведений о перемещении, освобождении, репатриации, побеге, госпитализации, рождении и смерти.

Немало нового Женевская  конвенция IV привнесла в правовое регулирование режима оккупированной территории. Конвенция исходит из того, что оккупация не означает аннексию. Запрещается угон и депортация населения из оккупированной местности в оккупирующую державу. Оккупационные власти не могут принуждать население служить в своих вооруженных силах. Специально отмечается, что население может быть использовано на принудительных работах, не связанных с военными операциями, и только в пределах оккупированной территории21.

С 1948 г. были приняты Всеобщая декларация прав человека22, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него23, Конвенция о беженцах, Пакты ООН о правах человека 1966 г. плюс региональные договоры по правам человека - все это усилило международную правовую защиту людей от злоупотреблений властью.

14 мая 1954 г. была  принята Конвенция о защите  культурных ценностей в случае  вооруженного конфликта24. Контроль за выполнением был возложен на ЮНЕСКО.

Следует указать также  на Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов  бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении  от 10 апреля 1972 г25. Эта Конвенция существенно усилила один из запретов, предусмотренных Женевским протоколом 1925 г., а именно запрещение бактериологического оружия.

Конвенция о химическом оружии 1993 г. запрещает не только его использование, но также производство и обладание им. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (от 10 декабря 1976 г.) имела целью в корне пресечь возможность применения нового способа ведения военных действий - воздействуя на природную среду. Конвенция 1980 г. запрещает применять против гражданского населения осколочные бомбы, осколки которых не просматриваются в человеческом теле рентгеном, мины-ловушки, зажигательное оружие. Все эти Конвенции были приняты в рамках ООН. Проходившая в Женеве с 1974 по 1977 г. Дипломатическая конференция по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов (была представлена 102 государствами), приняла 8 июня 1977 г. два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г.

Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. касается защиты жертв международных  вооруженных конфликтов. Протокол I обязывает воюющих соблюдать его нормы и обеспечивать соблюдение Протокола. Поэтому любые отклонения от предписаний Протокола I не могут быть оправданы ссылкой на военную необходимость. Протокол применяется к ситуациям вооруженного конфликта международного и немеждународного характера, а также национально-освободительные войны. Рассматриваемым документом нормативно закреплены определения: «раненые», «больные», «лица, потерпевшие кораблекрушение» и т.д.26

Учитывая опыт вооруженных  конфликтов, Протокол I, подтверждая  принципы Брюссельской конвенции 1874 г., устанавливает, что «право сторон выбирать методы или средства войны не является неограниченным». Исходя из этой правовой формулы, воюющим запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания, а также обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Значительная по объему статья закрепляет недопустимость вероломства. Под вероломством понимаются «действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника, заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия. Примерами вероломства могут являться:

- обманные действия, направленные на ведение переговоров под видом перемирия или капитуляции;

- выходы из строя  вследствие ранений или болезни;

- обладание статусом  гражданского лица;

- обладание статусом, предоставляющим защиту, путем использования  знаков, эмблем, форменной одежды ООН, нейтральных или других государств, не являющихся сторонами, находящимися в конфликте».

По смыслу ст. 37 Протокола I в качестве квалифицирующего признака вероломства целесообразно закрепить  также противоправность использования военной формы противника при непосредственном ведении военных действий, а также в тылу.

От вероломства следует  отличать военные хитрости, которые  применяются с целью введения противника в заблуждение и не нарушают норм международного права, поскольку  не обманывают доверие другой воюющей стороны в отношении предоставляемой защиты. К военным хитростям следует отнести: использование маскировки; дезинформацию; проведение военно-оперативных игр, тактических маневров.

Впервые в международно-правовых документах приводится подробная разработка положений о гражданской обороне. Выделяются 15 ее задач: оповещение, эвакуация, спасательные работы, борьба с пожарами, восстановление и поддержание порядка в районах бедствия, различные организационные мероприятия (своевременное оповещение и эвакуация в бомбоубежище, обеспечение продовольствием, недопущение распространения пожаров и инфекций). Подчеркивается, что организации гражданской обороны и их персонал пользуются уважением и защитой.

Более четко дано определение  понятиям «шпион» и «наемник». Устанавливается, что они не имеют права на статус комбатанта или военнопленного. Значительное место в прогрессивном развитии международного гуманитарного права занимают нормы, устанавливающие меры по защите женщин и детей.

Сфера действия Протокола I не распространялась на ситуации, связанные с внутренними вооруженными конфликтами. В этой связи в 1977 г. был принят Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Он применяется в вооруженном конфликте, происходящем на территории какого-либо государства между вооруженными силами и антиправительственными вооруженными подразделениями. В нем закреплены основные гарантии для всех лиц, которые не принимают или прекратили принимать участие в военных действиях. В отношении их запрещаются любые противоправные действия, связанные с посягательством на жизнь, здоровье, применение коллективных наказаний, рабство и работорговля, грабеж.

Информация о работе Международные уголовные суды (трибуналы) как средство реализации права вооруженных конфликтов