Тенденция развития российского парламентаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Одна из проблем, стоящих перед российским обществом, это выработка модели механизма, обеспечивающего принятие государственных решений на основе волеизъявления большинства населения. Известно, что государственная власть не может обеспечивать реализацию всех потребностей слоев и групп населения (хотя бы в силу ограниченности материальных ресурсов). К тому же, интересы различных групп граждан очень часто противоречат друг другу, что влечет их противоположное отношение к одним и тем же постановлениям государственной власти. В этих условиях перед государственной властью стоит задача обеспечить эффективное управление обществом в целом.

Содержание работы

Введение …...………………………………………………………..........................3
Глава 1. Теоретико - методолические основы исследования парламентской власти
1.1. Теория парламентаризма в работах классиков политической мысли…………………………………………………………………………………5
1.2. Парламентаризм в трудах современных ученых……………………………...8
ГЛАВА 2. Парламент России
2.1. Историческая практика представительных органов России………………..16
2.2. Состояние парламентаризма в современной России………………………..20
2.3. Основные сценарии развития парламентаризма в России……………...…..26
Заключение………………………….......................................................................30
Список использованных источников и литературы…………………............35

Файлы: 1 файл

конституционное право.docx

— 109.08 Кб (Скачать файл)

 Идеи народно-представительной  власти разрабатывали и марксисты:  Г.В.Плеханов, позднее перешедшие  на позиции марксизма Дейч, Засулич  и включившийся в революционное  движение в 1890-х годах В.И.Ульянов  (Ленин).  

 Парламент в России  появился лишь под воздействием революционных событий 1905 г. 17 октября 1905 г. император подписал манифест, в соответствии с которым населению даровались "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". В развитие этого положения манифеста была образована рабочая курия. Право избирательного голоса получили рабочие промышленных заведений численностью более 50 человек. Дума приобретала, вместе с законодательными, и контрольные функции: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей". Подписывая манифест, Николай II признался, что дарует конституцию. В соответствии с манифестом была избрана I (Первая) Государственная дума, просуществовавшая всего неполных четыре месяца и по своему социальному составу оказавшаяся самой "демократичной" из всех Дум при царе: наиболее многочисленную группу составляли крестьяне -- 45,5%, затем дворяне -- 36%; ее членами являлись 10 князей, 4 графа и 2 барона.  

 Российский "парламент", состоял из Государственной думы  и Государственного совета. Обе  "палаты" получили право издания,  изменения и отмены законов, но за исключением Основных законов, инициатива пересмотра которых отводилась императору. Характерно, что последний, как и большинство монархов (президенты по преимуществу пользовались правом отлагательного вето), обладал правом абсолютного вето, что обеспечивало возможность утверждения законов, а без его вердикта они не могли вступить в силу. Но принципиально это означало утрату российским императором права своим указом по частному делу отменить действие общих законов, если они вступали в противоречие между собой. Статья 94 Основных законов определяла: "Доколе новым законом положительно не отменен закон существующий, он сохраняет полную свою силу". Тем самым была предпринята попытка утвердить в России верховенство закона.  

 Однако новосозданный  законодательный орган ни царя, ни его правительство не устраивал - еще до открытия сессии Думы царь издал указ о наделении Госсовета законодательными полномочиями и правом вето на законы, принятые Думой. Вместе с тем, социально разнообразная Дума с первых же заседаний повела себя не вполне миролюбиво в отношении царя и его окружения и 9 июля 1906 г. была распущена под предлогом, что депутаты "уклонились в не принадлежавшую им область". Тем не менее, принято считать, следуя высказанному еще в 1909 г. мнению видного правоведа проф. В.Ф.Залесского, что "1906 год ознаменовался насаждением в России западноевропейского парламентаризма".   

 Но и Вторая Дума, просуществовавшая с февраля  по июнь 1907 г., оказалась малоуправляемой. Даже после уточнения избирательного законодательства, отдававшего отныне все преимущества состоятельным сословиям, эта Дума получилась еще "левее" первой. Социал-демократы, отказавшись от тактики бойкота, получили 65 мест (всего левые партии завоевали 222 мандата -- 43%), а крайне правые потерпели на выборах поражение. Третья и Четвертая Думы оказались сравнительно жизнестойкими по преимуществу благодаря их составу, более лояльному к царской власти. А лояльность была обеспечена за счет опять-таки измененного избирательного законодательства, блокировавшего оппозицию.   

 При разработке правовых  основ деятельности Госдумы правительственные  структуры постарались, чтобы  ее законодательные полномочия, бюджетные права и контрольная  (в отношении министров) функция  изначально были ограничены. Над  Думой был поставлен Госсовет, не пропускавший неугодные правительству законопроекты; она была лишена права формировать правительство, которое было ответственно только перед монархом.  

 Поскольку монарх и  его правительство удерживали  существенные полномочия в сфере законодательства, Государственную думу России начала нашего века сложно квалифицировать в качестве парламента.  

 В послереволюционный  период отечественной истории  развивался иной тип народного представительства - Советы. Принцип разделения властей был отвергнут, тем самым государство отказалось и от парламентаризма европейского типа. Законодательные и представительные институты (просуществовавший в 1917 -- 1937 гг. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, позднее - Верховный Совет, съезды Советов) лишь частично соответствовали общей модели парламентаризма. Законодательные функции Советов были ограниченными и порой просто формальными. К недостаткам советской системы можно отнести выборы в Советы всех уровней на безальтернативной основе - в строгом смысле слова этот процесс трудно назвать "выборами", ибо можно было только проголосовать за рекомендованную "партией-государством" кандидатуру. Таким образом, при советской власти формально единовластные Советы были в целом второстепенными элементами политической системы - они не располагали правовым потенциалом влияния на реальную жизнь общества.  

 По "сталинской" Конституции  СССР 1936 г. власть объявлялась  принадлежностью всех трудящихся  города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Избирательная система обращалась в систему всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании. Реабилитировались некоторые элементы парламентаризма - законодательная власть определенно связывалась прежде всего с исключительными прерогативами Верховного Совета СССР - высшего органа государственной власти страны.  

 Советские конституции  70-х гг. (союзная 1977 г. и Конституция  РСФСР 1978 г.), продолжая линию на  преемственность социалистического принципа, несколько откорректировали его в контексте концепции "развитого социализма". Однако страна постепенно теряла идеологическую и геополитическую ориентацию.  

 Начало конституционной  реформы пришлось на конец  1988 г., когда был принят закон  "Об изменениях и дополнениях  Конституции (Основного закона) СССР". Уже одно то, что в лице Верховного Совета СССР страна получила постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти, а в лице Комитета конституционного надзора (предтечи Конституционного Суда) - один из важнейших институтов системы сдержек и противовесов, с очевидностью, подтверждает: начало процессам парламентаризации было положено.  

 В условиях демократии  Советы могли бы стать значимым  фактором осуществления народовластия.  Но возвращение к демократическим формам парламентаризма носило поверхностный характер, который вел к ослаблению государственности, расшатыванию связей между союзными республиками и распаду Советского Союза.  

 Итак, анализ исторической  практики представительных органов  власти России позволяет уяснить,  что отечественный путь к парламентаризму  был сложным и нередко драматическим.  Это обусловлено множеством факторов, в том числе характером социально-исторического  развития, национальными духовными  традициями, опытом государственной  жизни, геополитическими обстоятельствами, достигнутым на каждом этапе  уровнем политической и правовой  культуры и т.д. Своеобразие  российского варианта установления  парламентской формы правления  обусловливалось особенностями  дореволюционной и послереволюционной истории, многовековыми традициями самодержавия, а также опытом авторитарного управления обществом. Господство в России на протяжении многих столетий деспотической системы власти, отсутствие реальных прав и свобод личности, преимущественная ориентация государства на принудительно-силовые методы во внутренней и внешней политике, сильнейшая централизация управления как такового, подавление инакомыслия предопределили отставание процессов парламентаризации в стране.  

 Российской модернизации  государственной власти изначально  и по сей день присущи половинчатость, внутренняя противоречивость, непоследовательность. Зачастую замыслы и проекты реформирования представительных структур в России оставались лишь на бумаге, а заявленные преобразования не доводились до логического завершения или проваливались вовсе. А через определенное время вновь порождалась необходимость преобразований в системе властных отношений, но уже с несколько более высокой, чем ранее, исходной позиции.  

 

 

 

 

2.2. Состояние парламентаризма в современной России

 

 

 

 

   Становление современного российского  парламентаризма происходит, в определенном  значении заново, с использованием  опыта парламентской деятельности, накопленного в других странах  в преломлении к нашим российским  условиям.  

 После сентябрьско  - октябрьских событий 1993 г. становление  представительных органов проходит  в условиях укрепления власти  президента Российской Федерации.  Поэтому, несмотря на то, что  в основе конституционного строя  лежит принцип разделения властей, органы которых самостоятельны, равноправны, независимы, в российской действительности президентская власть стоит над всеми остальными - законодательной, исполнительной и судебной.  

 Конституцией Российской  Федерации (ст.94) было установлено, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органов Российской Федерации. Никто, кроме Федерального Собрания Российской Федерации, не имеет права принимать федеральные конституционные законы и федеральные законы. Конституционное положение о том, что Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, обуславливает активную роль парламента в политическом и законодательном процессе. Регламентом Государственной Думы установлено, что Государственная Дума проводит ежегодно две сессии - весеннюю, продолжительностью в шесть месяцев, и осеннюю, продолжительностью в четыре месяца. Таким образом, палата за период своей работы вполне может реализовать обширную законотворческую программу.    

Однако развитие полноценного парламентаризма немыслимо без правового оформления конституционной ответственности правительства перед парламентом, которая в действующем Основном законе имеет по преимуществу формальный характер. Тем самым нижняя палата Федерального Собрания, не обладая правом привлекать министров к конституционной ответственности за незаконные действия, наделяется возможностью выражать вотум недоверия правительству в целом. При этом Президент России "вправе не отправлять правительство в отставку не только при первом, но и при повторном выражении недоверия правительству со стороны Государственной думы", приобретая, в последнем случае, праве роспуска Думы (ч.3 ст. 117).  

 Существенное значение  имеет то обстоятельство, что  законодательно предусмотрена совершенно разноплановая компетенция палат парламента. Такой подход призван обеспечить систему сдержек и противовесов в деятельности Федерального Собрания. В этом смысле Совет Федерации предстает в роли своеобразного фильтра по отношению к Думе, что, по замыслу разработчиков Конституции, должно также предотвратить возможность установления в России "тирании большинства", которое может оформиться в результате победы тех или иных политических сил на выборах в нижнюю палату. Помимо этого, система сдержек и противовесов дополняется так называемое отлагательным вето Президента (ст. 107), что создает, практически, двойную структуру "сдержек" по отношению к парламенту и, в частности, к его законотворческой палате - Госдуме. Пределы компетенции палат российского парламента, двойная "подстраховка" системы сдержек и противовесов во многом отражают определенную урезанность прав Федерального Собрания.   

 По новой Российской  Конституции:  

- Возможность роспуска Думы для Президента стала заурядным явлением, в то время как объявление импичмента Президенту сделалось фактически невозможным.   

- Фактически невозможным стало и внесение изменений в Конституцию, что свидетельствовало о намерении Президента на долгое время сохранить сложившийся расклад сил и свою монополию на власть.   

- К минимуму сведены надзорно-контрольные функции Парламента (Счетная палата).  

- Парламент лишился каких-либо возможностей влиять на состав правительства.   

- Серьезно ограничена и законодательная деятельность Думы. Два вето Совета Федерации и Президента сделали непроходимыми любые законодательные инициативы думцев, с которыми не согласен Президент.  

- Разделение Парламента на две палаты, каждая из которых имеет свой круг конституционных полномочий, свои функции в системе власти, своего председателя, свой аппарат, свое здание, практически исключило возможность превращение законодательной власти в противостоящую Президенту и Правительству, стремящуюся к самодостаточности, систему.  

 Президент также передал  часть кадровых назначений "верхней  палате" - Совету Федерации, обеспечив  тем самым лояльность себе  со стороны Конституционного, Верховного  судов и Центризбиркома.  

Информация о работе Тенденция развития российского парламентаризма