Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 15:14, шпаргалка
Административное право как отрасль российского законодательства. Источники административного права.
Административное право как отрасль права - это совокупность норм, правил поведения установленных или санкционированных государством.
1. Хозяйственные товарищества и общества. В настоящее время хозяйственные товарищества и общества – обычная и наиболее распространённая в имущественном обороте форма коллективной предпринимательской деятельности. Они открывают в ГК перечень отдельных видов коммерческих организаций, будучи к тому же универсальной формой, в рамках которой может осуществляться любая профессиональная предпринимательская деятельность – производственная, торговая, посредническая, кредитно-финансовая, страховая и т. д. Различают:
· Общество с ограниченной ответственностью;
· Акционерное общество (открытое или закрытое).
2. Производственный кооператив – объединение граждан, не являющихся предпринимателями, и создаваемое ими для совместной хозяйственной деятельности на базе личного трудового участия и объединения некоторых имущественных взносов (паёв), причём члены кооператива несут дополнительную ответственность по его долгам своим личным имуществом в пределах, установленных законом и уставом кооператива. Из этого следуют и отличия кооперативов от обществ и товариществ. Прежде всего, кооператив – объединение граждан, не являющихся предпринимателями, а участвующих в его деятельности личным трудом. Речь при этом идёт не об участии в предпринимательской деятельности, как это имеет место в хозяйственных товариществах. Паевые взносы членов кооператива и их размер сами по себе не влияют ни на количество голосов, имеющихся у его членов, ни на размер получаемого им дохода. В соответствии с п.4 ст.110 ГК каждый член кооператива имеет всего один и только один голос при принятии решений независимо от размера пая, а чистый доход распределяется в соответствии с их трудовым участием, а не пропорционально паям (вкладам), что никак не свойственно обществам и товариществам. Это и характеризует кооператив как артель – особую форму организации трудовой деятельности граждан, основанную на началах равенства всех её участников.
3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия Унитарным предприятием согласно п.1 ст. 113 ГК признаётся коммерческая организация, не являющаяся собственником. Такая особая организационно-правовая форма сохранена новым Кодексом только для государственной и муниципальной собственности. Данный подход законодателя объясняется тем, что фигура юридического лица, не являющегося собственником своего имущества, не свойственна нормальному товарному обороту, участниками которого всегда являются самостоятельные юридические лица. Унитарные предприятия могут быть основаны на праве или хозяйственного ведения, или оперативного управления имуществом. Поскольку унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, исключает дополнительную ответственность собственника-учредителя по своим долгам, к его имуществу предъявляются повышенные требования. Ведь его уставный капитал, как и соответствующий капитал хозяйственных обществ, по сути тоже представляет собой минимальную гарантию удовлетворения имущественных претензий его кредиторов. Поэтому уставный капитал такой организации регулируется законодательно в части установления его минимального размера, кроме того, к моменту государственной регистрации унитарного предприятия весь его объявленный уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником-учредителем без каких либо рассрочек (пп.3 и 4 ст.114 ГК). Унитарные предприятия, основанные на ещё более узком праве оперативного управления переданным им учредителем-собственником имуществом, получили название «казённых». Необходимость в появлении такой разновидности унитарных предприятий обусловлена наличием организаций, действующих в качестве производственных предприятий, не являющихся собственниками используемого имущества, но по сути от имени государства в целом и в его интересах. Поскольку направляющее их деятельность государство должно взять на себя и определённую ответственность за них перед другими участниками оборота, «казённые» предприятия не нуждаются в предоставлении им широких прав на имущество, находящееся у них (в том числе и на движимое, например, на готовую продукцию). Число этих предприятий сравнительно невелико, все они находятся в федеральной государственной собственности. Установление дополнительной ответственности их учредителя-собственника по их долгам является неизбежным следствием наличия у них ограниченного права оперативного управления на закреплённое за ними имущество государства (пп.4 и 5 ст.115 ГК), что вызывается также необходимостью охраны интересов других участников имущественного оборота.
К числу некоммерческих организаций относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и объединения, фонды, учреждения.
Потребительские кооперативы представляют собой объединения на основе членства граждан и юридических лиц. В отличие от производственных кооперативов, здесь нет обязательного личного участия членов в общих делах, поэтому потребительский кооператив не является коммерческой организацией. Соответственно, нет ограничений на круг участников, даже не исключается членство одного и того же гражданина в двух и более (в том числе однородных) потребительских кооперативах. Юридическим лицам также не предусмотрено ограничений: членство в потребительских кооперативах разрешено как коммерческим, так и некоммерческим организациям (с учётом ограничений на распоряжение имуществом, имеющимся у юридических лиц-несобственников, то есть унитарных предприятий и учреждений).
Общественные и религиозные организации (объединения) - добровольные объединения граждан для удовлетворения их духовных и иных нематериальных потребностей, имеющие статус юридического лица и не являющиеся коммерческими организациями. Лишь в этом качестве, то есть как участники имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, они приобретают правовое положение, определяемое нормами ГК. Фонд – некоммерческая организация, не основанная на членстве его участников (учредителей). Эти последние не только не обязаны участвовать в его деятельности, но и лишены возможности прямо участвовать в управлении делами фонда и не имеют никаких имущественных прав. Фонд является единым и единственным собственником указанного имущества.
Учреждения – некоммерческие организации, не являющиеся согласно п.1 ст.120 ГК собственниками используемого ими имущества. К их числу относятся: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты и т. д. Не являясь собственником, учреждение обладает весьма ограниченными правами оперативного управления на переданное ему собственником имущество (абз.2 п.1 ст.120 и ст.296 ГК), что не предполагает и участия такой организации в предпринимательских отношениях, за исключением некоторых случаев, прямо предусмотренных учредительными документами. Основным источником имущества учреждений являются полученные ими по смете от собственника средства; смета и характеризует их имущественную обособленность в соответствии с п.1 ст.48 ГК.
Возможны также объединения юридических лиц – ассоциации и союзы (п.1 ст.121 ГК), создаваемые исключительно на добровольной основе без права осуществлять какие-либо функции управления организациями, находящимися в их составе. Цели их создания – координация деятельности участников и представление и защита общих интересов – исключают необходимость постоянного участия в предпринимательстве.
Образовательная программа
«Организация делопроизводства в органах
государственной власти и местного самоуправления»
предлагается к реализации впервые. Возможность
ее осуществления именно в РГГУ заключается
в сформировавшейся в вузе универсальной
образовательной среде, которая позволяет
синтезировать научные, методологические,
методические и практические достижения
в подготовке специалистов в данной области.
Необходимость подготовки специалистов
данного профиля объясняется масштабной
политикой модернизации системы государственного
управления, реализация которой в настоящее
время рассматривается как приоритетная
задача. Она включает изменение отношений
между властью и обществом, внедрение
информационно-коммуникативных технологий
в государственное управление, формирование
информационно открытого общества и т.д.
В настоящее время ключевым моментом организации
делопроизводства в органах государственной
власти является внедрение информационных
технологий, в том числе электронного
документооборота. Их применение позволит
поднять на новый уровень не только делопроизводство
в самих органах власти, сделать более
прозрачной деятельность государственного
аппарата, но и оптимизировать осуществление
государственных функций. В Обращении
Президента России Федеральному Собранию
Российской Федерации 2009 г. прямо сказано,
что развитие информационных технологий,
включая оказание государственных услуг
через электронные каналы – это новый
уровень государственного управления,
который необходимо внедрить в нашей стране
в ближайшее время.
Одновременно проведение в стране реформы
местного самоуправления привело к созданию
стройной системы муниципальных органов,
которые сосредоточили в своих руках значительные
функции по управлению конкретной территорией.
Кроме того, весьма распространена практика
наделения их отдельными государственными
полномочиями. Таким образом, муниципалитеты
на сегодняшний день – это самый массовый
аппарат управления, который требует соответствующего
кадрового, информационного и документационного
обеспечения.
Важнейшим фактором, характеризующим успешность реализации государственной политики в области формирования механизмов управления различными сферами развития общества, является обеспечение постоянности ориентации этого развития на устойчивое и безопасное освоение социально значимых ценностей, обеспечение устойчивости государственного управления. Вместе с тем спады и подъемы, находки и разочарования, удачи и неудачи в социальном развитии естественны, главное, чтобы они не были катастрофичны и не имели негативных, опасных последствий для жизни людей.
Понятие устойчивости государственного управления не имеет общепризнанного и строгого определения. Его можно рассматривать как видовое к понятию устойчивого развития, синонимичным к понятию безопасного развития. В любом случае, это не мешает выделить фактор развития информационной сферы как один из основных индикаторов, через который явно определяется состояние устойчивости государственного управления и безопасности развития общества. Благо, понятие государства предполагает управление, а в теоретических основах создания систем управления понятия информации и устойчивости решения информационных задач имеют ясную определенность.
Предупреждение и оптимизированный выход из конфликтных и кризисных ситуаций в области социальной политики и экономики, доведение до населения общественно-значимых решений органов власти, исследование общественного мнения, повышение правовой грамотности граждан, оценка возможных последствий принимаемых государственных решений, выявление новых тенденций и закономерностей в развитии событий, контроль и оценка эффективности исполнения федеральных программ, "взвешивание" альтернативных вариантов государственных решений - такие вопросы решаются в рамках создания информационных систем поддержки процессов государственного управления.
Вместе с тем, информационная сфера, являясь средой и средством реализации государственной управленческой политики, предполагает ее целенаправленную определенность, наличие некоторой доктрины достаточно четких приоритетов развития общества. От четкости выделения этих приоритетов во многом зависит эффективность государственного управления. Однако, как показала практика, бывшая маниакальная направленность на обеспечение реализации догматичной идеологии с достижением "ясной перспективной" цели, которой страдала советская политика, имела катастрофически неустойчивые последствия. С другой стороны, жизнь показывает, что чрезмерно большая нечеткость целей развития общества также не может обеспечить эффективного управления - при этом возникают хаотичные тенденции, приводящие к тем же неустойчивым последствиям. Интуитивно напрашивается стремление к "золотой середине" между жесткой целенаправленностью управления и хаотичной неопределенностью развития
Принцип ГУ представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению. Отличительные свойства диалектичность и системность.
Общесиситемные принципы ГУ — общеуниверсальные закономерности (их применение):
1. Принцип объективности
государственного управления
2. Принцип демократизма
— воспроизводит народовластие
в государственном управлении. Предполагает
пронизывание потребностями, интересами
и целями жизнедеятельности
3. Принцип правовой
4. Принцип законности
5. Принцип разделения власти в государственном управлении.
6. Принцип федерализма
государственного управления —
позволяет развивать и
7. Принцип публичности государственного управления.
Втрое основание систематизации связано с анализом и научной характеристикой тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые организуют группы онтологических элементов (цели, функции, структура, процесс). Структурные принципы подразделяются на:
1. Структурно-целевые; 2. Структруно-функциональные; 3. Структурно-орагнизационные; 4. Структурно-процессуальные.
Третье основание классификации принципов: Специализированные принципы: принципы госслужбы, принципы работы с управленческим персоналом, принципы информационного обеспечения государственного управления и т. д.
Систематизация принципов (Г. А. Атаманчука):
1. Общественно-политические
— сформулированы в результате
познания социальной природы
ГУ общих закономерностей и
основных особенностей его
2. Функционально структурные
— абстрагированные
3. Организационно-структурные — отражают характер, закономерности и специфику орг. структуры ГУ, служат отправными моментами при его формировании;
4. Государственно-управленческой
деятельности — раскрывают