Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 23:16, контрольная работа
В последние годы вопросы правового регулирования се¬мейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства приобрели особую актуальность. Это связано с рядом причин объективного характера: распад СССР и появле¬ние на его территории независимых государств; многократное усиление миграции населения, включая свободный выезд из Российской Федерации граждан Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без граж¬данства; развитие деловых и личных контактов российских граждан с иностранными гражданами
В том случае, когда на территории Российской Федерации заключается брак между иностранными гражданами, к каждому из них должно применяться законодательство государства, гражданином которого лицо является.
Законом (п. 2 ст. 156 СК) предусмотрено, что при заключении брака на территории Российской Федерации наряду с применением национального законодательства лиц, вступающих в брак, относительно условий заключения брака должны также соблюдаться и требования российского законодательства в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака, установленных ст. 14 СК. Отсюда следует, что ни при каких обстоятельствах на территории Российской Федерации не допускается заключение брака между: а)лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке, б) близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать), (братьями и сестрами); в) усыновителями и усыновленными; г) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Выполнение требований ст. 14 СК для лиц, вступающих в брак на территории Российской Федерации, является обязательным. Поэтому иностранный гражданин при подаче на территории Российской Федерации заявления о вступлении в брак должен представить справку, выданную компетентным государственным органом или консульством (посольством) государства, гражданином которого он является, подтверждающую, что он в браке не состоит, и легализованную в соответствующем консульском учреждении, если иное не вытекает из международных договоров (ст. 13 Закона об актах гражданского состояния). Лицо без гражданства представляет аналогичную справку, выданную компетентным органом страны его постоянного проживания. Как правило, такая справка составляется на русском языке или к ней прилагается перевод текста на русский язык, верность которого свидетельствуется консульством (посольством) государства, гражданином которого является это лицо (страны постоянного проживания лица без гражданства), министерством иностранных дел или иным соответствующим органом этого государства либо нотариусом. Что касается лиц, состоявших ранее в зарегистрированном браке, то они должны предъявить органу загса документ, подтверждающий прекращение прежнего брака.
В связи с тем, что законодательство ряда государств признает действительными браки граждан этих государств с иностранными гражданами только тогда, когда лица, вступающие в брак, получили на это разрешение компетентного органа данного государства, орган загса при приеме заявления должен выяснить у заявителей, требуется ли получение такого разрешения от компетентного органа государства, гражданином которого является иностранный гражданин.
Условия заключения брака на территории Российской Федерации лицом без гражданства определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства (п. 4 ст. 156 СК). Таким образом, если лицо без гражданства постоянно проживает в Российской Федерации, то условия вступления в брак будут для него определяться по российскому законодательству (ст. 12-15 СК).
Статья 6 Закона о гражданстве РФ не связывает заключение брака с обязательным изменением гражданства вступающих в него лиц. Поэтому гражданин Российской Федерации при вступлении в брак с иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации, а иностранец - гражданство своего государства, тогда как в некоторых государствах действует практика обязательного принятия женой гражданства мужа.13
Расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака иностранных граждан между собой на территории РФ производится в соответствии с российским законодательством (п. 1 ст. 160 СК). То есть в соответствии с требованиями Семейного кодекса (ст. 16-26) решаются все вопросы, связанные с расторжением брака: административный (то есть в органах загса) или судебный порядок расторжения брака, основания расторжения брака в суде или в органах загса, бракоразводная процедура, момент прекращения брака. Что касается раздела общего имущества супругов, алиментных обязательств супругов, права супруга на сохранение фамилии, избранной при заключении брака в качестве общей, то эти вопросы решаются по правилам ст. 161 СК, которой установлено, что права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства - законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. Для иностранных граждан или лиц без гражданства, расторгающих брак, в России не предусмотрено каких-либо исключений.
Таким образом, брак граждан Российской Федерации с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брак иностранных граждан между собой, может быть расторгнут на территории Российской Федерации в органе загса (ст. 19 СК) при наличии соответствующих оснований или в суде (ст. 21-23 СК). Возможность признания произведенного в Российской Федерации расторжения брака в соответствии с законодательством Российской Федерации за границей (например, расторжение брака между иностранными гражданами) определяется законодательством государства, гражданами которого являются лица, расторгшие брак. Семейным кодексом (п. 2 ст. 160) не изменена и ранее действовавшая норма (ч. 5 ст. 163 КоБС), в соответствии с которой гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами территории Российской Федерации, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории Российской Федерации супругом, независимо от его гражданства (иностранный гражданин или гражданин Российской Федерации), в суде Российской Федерации. Вопрос о территориальной подсудности иска гражданина Российской Федерации о расторжении брака должен решаться в соответствии с нормами ГПК. Правило п. 2 ст. 160 СК направлено на защиту прав граждан Российской Федерации в тех случаях, когда брачно-семейное законодательство страны проживания предусматривает сложную процедуру расторжения брака или вообще не допускает развода. Суд Российской Федерации вправе рассмотреть иск гражданина Российской Федерации, проживающего за пределами территории Российской Федерации, о расторжении брака и при отсутствии другого супруга в случае неявки его в судебное заседание, если он надлежаще был извещен о времени и месте судебного разбирательства (ст. 157, 213 ГПК). Однако следует иметь в виду, что расторжение брака в суде Российской Федерации может быть не признано действительным (то есть прекращающим брак) в государстве, в котором проживают супруги.
В Российской Федерации признается действительным расторжение брака между иностранными гражданами, совершенное за пределами территории России с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решение о расторжении брака, и подлежащего применению права (п. 4 ст. 160 СК).
Расторжение брака не связано с обязательным изменением гражданства бывших супругов (ст. 6 Закона о гражданстве РФ).
3. Правовое регулирование
личных неимущественных и
Законодательство, применяемое к регулированию личных неимущественных и имущественных отношений супругов при наличии иностранного элемента, определяется в соответствии с коллизионными нормами ст. 161 СК. Правило о праве, подлежащем применению к личным неимущественным и имущественным правам и обязанностям супругов, установленное п. 1 ст. 161 СК, основано на "территориальном подходе" и состоит в том, что права и обязанности супругов определяются законодательство того государства, на территории которого они имеют совместное (общее) место жительства (то есть гражданство супругов во внимание не принимается). Такой подход к выбору законодательства обусловлен тесной связью супругов с правовой системой государства по месту их совместного проживания. Отсюда следует, что к личным неимущественным и имущественным отношениям, например, супругов - иностранных граждан, проживающих совместно в г. Санкт-Петербурге, будет применяться российское законодательство (ст. 31-46, 89-92 СК). Если же на момент рассмотрения вопроса о праве, подлежащем применению, совместное место жительства у супругов отсутствует, то их отношения регулируются законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. В том случае, если супруги никогда не проживали совместно ни в прошлом, ни в настоящем, то их личные неимущественные и имущественные права и обязанности определяются на территории РФ российским законодательством.
При заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, вправе самостоятельно избирать законодательство, подлежащее применению для определения их прав и обязанностей по брачному договору или соглашению об уплате алиментов (п. 2 ст. 161 СК). При этом в зависимости от желания супругов может применяться как законодательство РФ, так и законодательство другого государства, причем супруги вправе избрать законодательство той страны, с которой ни один из них не имеет никакой правовой связи (если супруги считают, например, это законодательство наиболее подходящим для себя). Данная норма является новеллой Семейного кодекса и имеет прогрессивный характер. Ее введение в семейное законодательство связано как с необходимостью определения порядка урегулирования имущественных отношений между супругами, являющимися гражданами разных государств, так и с тенденцией расширения договорных начал в сфере имущественных отношений между супругами в целом. Однако следует иметь в виду, что право выбора законодательства, подлежащего применению к брачному договору или соглашению об уплате алиментов, п. 2 ст. 161 СК предоставлено не всем супругам, а только тем, которые не имеют общего гражданства или совместного места жительства. Брачные договоры и соглашения об уплате алиментов друг другу супругов, имеющих общее гражданство или совместное место жительства, регулируются по правилам п. 1 ст. 161 СК.
При выборе законодательства супруги не связаны в принципе какими-либо ограничениями. Однако, если российским судом при разрешении конкретного имущественного спора между супругами будет установлено, что избранные ими для применения к брачному договору или соглашению об уплате алиментов на супруга нормы иностранного законодательства противоречат основам правопорядка Российской Федерации, то в этом случае нормы иностранного семейного права не применяются к разрешению спора (ст. 167 СК).
Выбор супругами законодательства осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 161 СК при заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу. Данный вопрос решается в соответствующем пункте брачного договора или соглашения об уплате алиментов. В Семейном кодексе (п. 2 ст. 161 СК) речь идет о выборе супругами законодательства только к правам и обязанностям по брачному договору или соглашению об уплате алиментов, то есть к имущественным отношениям. Право выбора законодательства к регулированию личных неимущественных отношений СК супругам, не имеющим общего гражданства или совместного места жительства, не предоставлено.
Если супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, не избрали применимое законодательство, то к их брачному договору или соглашению об уплате алиментов применяется законодательство, определяемое по правилам п. 1 ст. 161 СК (то есть по правилам, которые применяются для определения законодательства, регулирующего личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов).
Статья 27 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам определяет законодательство, подлежащее применению к личным неимущественным и имущественным правам и обязанностям супругов, являющихся гражданами разных стран СНГ. Так, если супруги имеют совместное место жительства на территории одного из государств - членов СНГ, то их личные и имущественные правоотношения определяются законодательством этой страны.
В том случае, когда супруги проживают в разных государствах - членах СНГ, но имеют общее гражданство, к их правоотношениям применяется законодательство страны, гражданами которой они являются. Если же супруги не имеют ни общего гражданства, ни совместного места жительства, то их личные и имущественные правоотношения регулируются законодательством страны - члена СНГ, в которой они имели последнее совместное место жительства (п. 3 ст. 27 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
В случае, когда супруги, являющиеся гражданами разных государств - членов СНГ и проживающие на территориях различных государств, не имели никогда совместного места жительства на территориях государств - членов СНГ, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству государства, учреждение которого рассматривает дело (п. 4 ст. 27 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
В то же время правоотношения супругов, касающиеся их недвижимого имущества, определяются по законодательству только того государства - члена СНГ, на территории которого находится это имущество (п. 5 ст. 27 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
4. Правовое регулирование усыновления (удочерения) при наличии иностранного элемента
В последнее время усыновление (удочерение) иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации, становится довольно распространенным явлением. Так, только в 1994-1995 гг. зарегистрировано 3693 подобных факта, что составило около 2,5% от общего количества случаев передачи детей на усыновление и под опеку или попечительство (148390)14.
Коллизионные вопросы усыновления (удочерения), включая и отмену усыновления, решены в ст. 165 СК. Усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления на территории Российской Федерации иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления (п. 1 ст. 165 СК). Аналогичное правило содержалось и в ст. 165 КоБС (в ред. Федерального закона от 7 марта 1995 г. № 28-ФЗ). Если усыновители (супруги) имеют разное гражданство, то усыновление будет регулироваться законодательством обоих государств, гражданами которых они являются. При усыновлении (отмене усыновления) на территории Российской Федерации ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, лицом без гражданства, должно применяться законодательство государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновлении (отмене усыновления). Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (п. 2 ст. 126 СК).
Применение при усыновлении на территории России иностранного законодательства обусловлено, прежде всего, интересами усыновляемых детей, являющихся российскими гражданами, которые после усыновления, скорее всего, будут проживать вместе с усыновителями - иностранными гражданами за пределами территории России. Соблюдение при усыновлении требований законодательства зарубежного государства (гражданами которого являются усыновители) позволяет обеспечить соответствующий правовой статус ребенка в этом государстве. Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 29 Закона о гражданстве РФ ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его лицом, не состоящим в гражданстве Российской Федерации, сохраняет гражданство Российской Федерации. Если усыновители или один из усыновителей имеют иное гражданство, то по их ходатайству гражданство Российской Федерации у усыновленного ребенка прекращается, но при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство.
Информация о работе Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права