Исследование системы нормативно-правового сопровождения ВПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 06:53, научная работа

Описание работы

Основной целью данной работы является анализ и исследование нормативно-правовых аспектов ВПО в РФ.
Задачи данной работы:
Исследование основной проблематики законодательной базы в системе образования.
Анализ текущей ситуации в сфере ВПО
Анализ регулирующих полномочий различных ведомств РФ,
Рассмотрение модернизации сложившихся норм и законов действующим правительством на примере законопроекта об образовании.

Содержание работы

Введение 3
1. Исследование системы нормативной базы высшей школы РФ. 4
2. Модернизации отечественного образования в законодательстве на примере законопроекта. 16
Заключение. 27
Список использованной литературы. 28

Файлы: 1 файл

нирм.docx

— 67.91 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской федерации

ГОУ ВПО “Дальневосточный государственный университет 

путей сообщения”

 

 

 

 

Кафедра: “Менеджмент”

 

 

Научно-исследовательская  работа магистра

на тему: “Исследование системы нормативно-правового сопровождения ВПО ”

 

Выполнил: Лаба В.В.

Студент группы и-51

                                                                                                         Проверил:

 

 

 

 

г. Хабаровск

2012

 

 

Оглавление

Введение 3

1. Исследование системы нормативной базы высшей школы РФ. 4

2. Модернизации отечественного  образования в законодательстве  на примере законопроекта. 16

Заключение. 27

Список использованной литературы. 28

 

 

Введение

Основной целью данной работы является анализ и исследование нормативно-правовых аспектов ВПО в РФ.

Задачи данной работы:

    • Исследование основной проблематики законодательной базы в системе образования.
    • Анализ текущей ситуации в сфере ВПО
    • Анализ регулирующих полномочий различных ведомств РФ,
    • Рассмотрение модернизации сложившихся норм и законов действующим правительством на примере законопроекта об образовании.

 

  1. Исследование  системы нормативной базы высшей школы РФ.

Обозначая особенности и  тенденции функционирования российской высшей школы, необходимо остановиться на проблемах в правовом обеспечении ее деятельности.

Федеральные органы исполнительной власти (Госкомвуз, Министерство общего и профессионального образования РФ, Министерство образования РФ), последовательно сменявшие друг друга оставили большой «багаж» нормативной базы, регулирующей деятельность высшей школы.

Сегодня нормативная база образования - это десятки, а то и сотни нормативных актов и документов, которые изрядно усложняют правоприменительную практику, а также работу для законодателя по правовой регламентации сферы образования. В значительной степени от такого положения дел «страдает» и система образовательных учреждений различного уровня, в том числе и вузов. Способствуют негативным процессам преобразования в государственном аппарате, в рамках реформирования административной сферы, затронувшие органы государственной власти в системе образования.[17]

Ярко выраженная отраслевая структура прежних министерств и ведомств в современной системе федеральных органов исполнительной власти сменяется органами управления, определяющими сферы государственного регулирования с учетом сложившейся экономической инфраструктуры.

Сформированные в соответствии с Указом Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» новые министерства, службы и агентства получили «разграниченные» [1] полномочия в установленной сфере деятельности.

Однако перенесение регулирующих функций на уровень сразу нескольких органов исполнительной власти в рамках системы образования, в значительной степени породили неопределенность в полномочиях по созданию правовых документов.

Вместе с упраздненным Министерством образования РФ оказались не заполнены правовые сферы, касающиеся ранее всех без исключения образовательных учреждений.

Отметим, что наряду с  обозначенными законодателем профильными органами управления образованием (Минобрнауки, Рособрнадзор, Рособ- разование) управленческие функции в отношении образовательных учреждений осуществляют и иные федеральные органы исполнительной власти. В первую очередь, речь идет о таких органах, как, например, Минсельхоз РФ, Минздравсоцразвития РФ, имеющих в своем непосредственном подчинении системы высших учебных заведений.

Регулирующие полномочия таких федеральных органов исполнительной власти в отношении подведомственных образовательных учреждений «связаны» нормотворческой компетенцией Минобрнауки РФ, которая, к тому же, весьма ограничена пределами своего предмета, обозначенного в положении об этом государственном органе [2].

Минобрнауки РФ принимается значительное число документов, часть из которых отнесены к нормативно-правовым актам. Здесь можно упомянуть, например, порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе единого государственного экзамена, порядок проверки экзаменационных работ и системы оценки результатов, а также порядок подачи и рассмотрения апелляций; положение о медалях «За особые успехи в учении»; номенклатуру специальностей научных работников и т.п.

Хотя акцент многих нормативных  документов, которые, как следует  из их содержания, охватывали деятельность всех образовательных учреждений независимо от ведомственной принадлежности, в современной практике нормативного регулирования смещается в сторону регламентации системы вузов, подведомственных Рособразованию.

Образовательным учреждениям, находящимся в системе других органов исполнительной власти для  регулирования возникающих вопросов приходится довольствоваться многочисленными документами, либо адаптировать под себя вновь принятые акты Рособразования.

В результате без необходимого правового ориентира остается, порядка 200 учебных заведений, что составляет значительную часть субъектов системы высшего профессионального образования. Мы не касаемся негосударственной (обозначение, скажем, весьма надуманное) высшей школы, которая полностью выпадает из правового формата, предложенного существующей нормативной практикой.

Другой сопутствующей  проблемой является то, что принимаемые  доку менты, направленные на преодоление имеющихся пробелов, каждый раз создают необходимые предпосылки для формирования «правового вакуума» в регулировании высшего образования.

При реализации такой практики нормативного регулирования, на смену  утратившим силу документам (имевшим, между прочим, юрисдикцию в отношении любых образовательных учреждений!) приходят акты строго определенной, узкой сферы нормативного действия. Как правило, такие акты применяются и направлены на систему вузов Рособразования.

Весьма показательным  примером может служить Постановление  Госкомвуза от 31 мая 1995 г. № 4 [3], регулирующего в Типовом Положении деятельность общежитий вузов и отмененное приказом Минобрнауки РФ от 01 июля 2009 г. № 234. Компенсацией этому нормативному документу явилось лишь Письмо Рособразования от 27 июля 2007 г. № 1276/12-16 [4] с Примерным положением о студенческом общежитии вузов и ссузов, подведомственных Федеральному агентству.

Полагаем, что правовые документы, принимаемые в отношении подведомственных Рособразованию вузов, должны распространяться на всю систему образовательных учреждений независимо от ведомственной принадлежности и статуса собственника-учредителя.

Другие документы, которые  принимались Рособразованием по части управленческих полномочий в отношении учреждений высшего профессионального образования, действуют, как правило, параллельно с ранее изданными по данному вопросу.

В связи с этим, до сих  пор без разрешения остается вопрос о действии нормативных актов РСФСР и СССР, регулирующих сферу образования, не отмененных и фактически продолжающих действовать.

Статус нормативных актов  образовательного законодательства, особенно советского периода, требует четкого определения, учитывая принимаемые в настоящий период документы по «пересекающимся» вопросам.

Надо сказать, что проблема образовательных нормативных актов государственных органов РСФСР и СССР, причем, весьма многочисленных, часто ставится в пример, в качестве одной из проблем правоприменения [5]. Ее очевидность настолько велика, что трудности возникают практически каждый раз, когда требуется решить очередную ситуацию в рамках правового поля. И все это происходит на фоне нарастающего числа инструктивных документов по образованию государственных органов системы образования.

Только за период с 2006 г. по 2009 г. Рособразованием направлено порядка 50 писем различного содержания, а перечень аналогичных документов изданных Рособранадзором составляет более 80. По большему счету, данные документы не имеют нормативного характера, хотя подчас служат единственным ориентиром в поиске необходимой правовой информации.

Объемный удельный вес  писем, только по Рособразованию, в практике регулирования деятельности образовательных учреждений, как разъяснительного и рекомендательного характеpa обычно берется на «вооружение» в качестве нормативных актов.

На «излишки» в нормативной  базе и разбросанность норм, регулирующих вопросы образования, уже обращалось внимание в литературе, и ученые весьма скептически относятся к разработке и принятию единого кодифицированного акта взамен подзаконной нормативной базы, понимая, и не без оснований, безнадежность такой работы [6].

К единому знаменателю, представляется, должны быть приведены все акты инструктивного, разъяснительного характера, обозначена их роль и статус в правовом массиве и нормативной иерархии.

Впрочем, было бы полезным, если не сказать необходимым, принятие нормативного документа, определяющего статус актов образовательного законодательства, изданных не только в советский период, но в 90-е годы, когда активно формировалась нормативная база современного образовательного права.

Позитивные изменения  в правовых актах нередко сопровождаются и негативными моментами. В этой связи, рассредоточенность образовательных норм по различным актам российского законодательства, относящимся к самым разным его отраслям, также видится в числе проблем современного образовательного права. Российское законодательство об образовании представляет собой комплексные акты административно-хозяйственного права, в которых нормы о правах и обязанностях обучающихся представлены поверхностно, а порой фрагментарно.

акая нормативная практика значительно осложняет сферу регулирования образования, и в большей степени ориентирует на развитие внутриунивер- ситетских регламентов, выступающих в рамках сочетания централизации и децентрализации высшей школы, в качестве источников образовательного права.

Меняющаяся позиция государства  по отношению к управляемым объектам, расширение вузовской автономии позволяют образовательным учреждениям активно вступать в процесс «собственного» регулирования. Представляется, что локальное нормотворчество должно занять «свою нишу» в регламентации жизнедеятельности высшего учебного заведения. Поэтому помимо централизованных источников, особое место в системе нормативных актов вузов являются их внутренние документы. Указанные нормативные акты определяют порядок функционирования высшего учебного заведения, формирования органов управления, взаимоотношения между подразделениями, права и обязанности преподавателей, сотрудников, обучающихся и администрации, финансово-хозяйс- твенную деятельность и т.д.

Государственная образовательная  политика признает принципы демократизма и автономии высшего образования, что позволяет высшим учебным заведениям большинство вопросов, в том числе академических, регулировать самостоятельно, с учетом сложившихся традиций и корпоративной культуры образовательного учреждения. Поэтому организация образовательной деятельности конкретного вуза отли чается известной спецификой, определенной, прежде всего, в Уставе образовательного учреждения.

Однако, без внимания остается негосударственная высшая школа. Законодательство предлагает, лишь использовать положения о статусе государственных вузов под негосударственные (организация управления в вузах т.п.)1. Отмечается эпизодическое регулирование отдельных вопросов.

Здесь отметим, что образовательное  законодательство строится по принципу сохранения своей конструктивно- нормативной основы, за счет фрагментарного технического дополнения норм (например, о негосударственных образовательных учреждениях).

Другой проблемой в  локальном регулировании высшей школы видится отсутствие нормативных документов о внутренней структуре образовательного учреждения, представляющих необходимую типовую информацию.

В этой связи, в современных  условиях советский опыт формирования актов о высшей школе, имел бы определенный успех. Типовые документы, как, например, Положение о факультете высшего учебного заведения 1962 г., Положение о кафедрах высших учебных заведений СССР 1962 г. являются, пожалуй, единственным источником информации по основам организации основных линейных и функциональ-

' В литературе предлагается  разработка и принятие законов  «О негосударственных высших учебных заведениях» или «О негосударственном секторе в высшем образовании», что является попыткой ответа на вопрос о месте негосударственной высшей школы в действующем законодательстве, и государственных интересах в этой системе.

ных подразделений вузов учебно-научной направленности в современный период.

Не отличаясь обилием  нормативных документов, Советская  правовая база деятельности вузов отражала логически стройную и качественную нормот- ворческую деятельность. Лишний раз подтверждают этот факт те документы, которым пока не нашлось достойной замены у современного законодателя.

Общий статус вуза конкретизируется в специальном и персональном статусе. В качестве его содержания, выделяют организационно-правовую форму, вид и отраслевую принадлежность вуза, а также конкретизацию его правосубъектности в Уставе.

Проведенные обобщения сводятся к значительным статусным различиям  высших учебных заведений, которые  неуклонно возрастают. Усложнение структуры  вузов их диверсификация, диктуют  потребность в поиске более детального регулирования их правового статуса.

Информация о работе Исследование системы нормативно-правового сопровождения ВПО