Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения имеет на сегодняшний день огромное социальное и политическое значение. Дорожно-транспортные происшествия и связанные с ними негативные последствия, в том числе причинение вреда жизни и здоровью людей, по-прежнему остаются одной из существенных проблем при обеспечении безопасности дорожного движения. Так, в 2012 году на территории России произошло 177504 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 24040 человек и еще 235334 - получили ранения, в Челябинской области совершено 4075 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 541 человек, а ранено 5126.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

В последние годы в законодательстве ряда стран появились новые определения составов дорожных правонарушений. Прежде всего, это касается ведения телефонных разговоров при управлении транспортным средством.

Практически все развитые страны ввели запрет на разговоры по мобильному телефону за рулем без гарнитуры «hands–free». Исключение составляют пока некоторые штаты в США, Канада, Кувейт, в Европе–Швеция.

Полностью запрещены телефонные разговоры зарулем в Австралии, Швейцарии. А в некоторых штатах Австралии, Бельгии, Кении, Малайзии, Сингапуре, кроме внушительного штрафа, за это правонарушение предусмотрено тюремное заключение. В Испании запрещено пользоваться и гарнитурой «hands–free». Возможно лишь использование специально установленных комплектов громкой связи.

Запреты распространяются также на отправление SMS–сообщений во время управления автомобилем, которые приравниваются к наказанию за разговор по мобильному телефону без гарнитуры «hands–free».

В Австралии, Белоруссии, Бразилии, Германии, Кипре, США обсуждается возможность принятия законов, запрещающих курение за рулем. Правда, в Австралии этот запрет будет действовать только в случае, если в салоне автомобиля находится ребенок до 12 лет, который невольно становится пассивным курильщиком. В Великобритании с 1 января 2007г. начал действовать закон, устанавливающий штраф за курение во время управления автомобилем в размере 30 фунтов (около 56 долл. США).

В большинстве государств законодательно приравнивают вождение автомобиля в состоянии наркотического опьянения к управлению автомобилем в пьяном виде (Белоруссия, Великобритания, Германия, Испания, США, Украина, Финляндия, Франция).

Характерно, что тюремное заключение за вождение автомобиля в пьяном виде предусмотрено не в странах третьего мира, а, наоборот, – в демократичной Западной Европе. Например, в Великобритании пьяного водителя могут арестовать на 6 месяцев при условии, что тот не попадал в ДТП, и лишить лицензии на вождение на один год. А если по его вине случилась авария с пострадавшими, – закон предусматривает тюремное заключение сроком до 14 лет, штраф в размере 5 тыс. фунтов.

Аналогичное наказание предусмотрено для водителей, находящихся за рулем под воздействием наркотиков.

Великобритания фактически лидирует в Европе по размерам штрафов и суровости наказания за нарушение дорожных правил, немногим уступают ей Эстония, Венгрия, Франция, Германия). Постоянно вводятся новые виды нарушений, за которые предусматриваются штрафы.

Так, например, в правительстве Великобритании началось обсуждение закона, который намного ужесточает наказание для автомобилистов, ставших виновниками ДТП из-за усталости. Фактически речь идет о том, чтобы утомленного водителя наказывать также сурово, как пьяного.

В европейском законодательстве появился и такой состав правонарушений, как агрессивность на дороге (агрессивное вождение). Сам феномен агрессивного поведения за рулем характерен не только для Европы, но и для всего мира. Он вызван высоким уровнем автомобилизации и, как следствие, частыми заторами на дороге; разными по техническим (преимущественно скоростным) параметрам автомобилями; различным уровнем подготовки водителей; возрастающей агрессивностью общества в целом.

Но четко определить его границы и формы достаточно трудно. По результатам социологического опроса населения Европы институтом Гэллапа в 2003г., самым агрессивным правонарушением на нашем континенте является «агрессивное мигание фарами», а, например, в Австралии – непристойные жесты; в Японии – «агрессивное преследование» – следование за другим автомобилем на очень близком расстоянии.

Смысловое толкование этого термина широко обсуждается в мире. На специальной конференции, посвященной этой проблеме, в Канаде в 2000г. было предложено такое определение этого понятия: «Поведение за рулем является агрессивным, если оно преднамеренно ведет к увеличению риска столкновения, либо мотивировано раздражительностью, нетерпимостью, враждебностью или попыткой сэкономить время за счет других участников движения».

Обычно под агрессией на дорогах подразумевается последовательное нарушение сразу нескольких правил (маневрирования, объезд стоящих в заторе транспортных средств по встречной полосе, езда по обочине дороги, по тротуару, а также другие нарушения, когда водитель проявляет явное неуважение к остальным участникам движения).

Другим, сравнительно новым, видом нарушений является не предоставление преимущества в движении специальным транспортным средствам, чем зарубежные специалисты объясняют рост количества столкновений транспорта с автомобилями служб оперативного реагирования, движущимися с включенными сигнальными устройствами.

Но по-прежнему, по статистике, наиболее тяжкими нарушениями на дороге во всем мире считаются превышение установленной скорости, вождение автомобиля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, проезд на красный сигнал светофора. За эти правонарушения практически во всех странах мира устанавливается наибольшая ответственность.

 

2 Понятие и виды административных  правонарушений в области дорожного  движения

2.1 Административное правонарушение, как основание административной  ответственности

 

Согласно закону административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Анализ этого определения позволяет выделить общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающие его от правомерного поведения, а также от иных правонарушений (преступлений, дисциплинарных проступков, гражданско-правовых деликтов). К числу таких признаков следует отнести следующие:

- общественная опасность;

- административная противоправность;

- административная наказуемость;

- виновность.

Между тем в научной литературе отмечается, что признаками административного правонарушения являются:

- противоправность;

- виновность;

- наличие административной  ответственности за его совершение;

- отсутствие обстоятельств, исключающих административную деликатность деяния[15].

Сущностным признаком, присущим административному правонарушению, является его общественная опасность. Как административное правонарушение поведение физического лица может быть оценено тогда, когда оно представило угрозу охраняемым законом общественным отношениям. Верность вывода о признании общественной опасности в качестве признака административного правонарушения подтверждается и анализом уголовного законодательства. Так, в ст. 14 УК РФ закреплено понятие преступления, которым признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. Таким образом, уголовный закон оценивает как преступление не все общественно опасные деяния, а лишь их определенную часть.

Развивая данную позицию, следует сказать, что если бы административные правонарушения не влекли вредных последствий, не представляли бы опасности для личности, общества и государства, не требовалось бы устанавливать юридическую ответственность за их совершения, создавать аппарат для борьбы с ними.

Л. В. Коваль, анализируя сущность правоотношений, связанных с реализацией административных правонарушений, верно отмечает, что неправильно отделять от «административного правонарушения» такой его признак, как «общественная опасность» и «вредность», а также рассматривать их обособленно. Логический анализ таких категорий, как «общественная опасность» и «вредность», приводит к выводу о том, что объем понятия «общественная вредность», будучи подчиненным, входит в объем понятия «общественная опасность», которое является подчиняющим. Каждый деликт, таким образом, содержит в себе опасность и реальное причинение вреда[16].

Следует признать, что общественная опасность отдельных административных правонарушений не столь очевидна, как опасность преступлений. Но взятые в своей совокупности даже такие безобидные на первый взгляд правонарушения дезорганизуют общественные отношения, в сохранении которых заинтересовано общество и государство. В связи с этим признание общественной опасности в качестве сущностного (материального) признака административного правонарушения означает, что деяние, лишенное его, не может квалифицироваться как административное правонарушение. Однако в современной научной литературе имеет место точка зрения о том, что административное правонарушение не обладает таким признаком, как общественная опасность[17].

Следует признать, несостоятельность данной позиции. Огромное количество административных правонарушений самым непосредственным образом влияет на уровень правопорядка в стране, создает реальную угрозу безопасности личности и государства.

Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является административная противоправность. Как отмечает А. П. Шергин, «...этот признак является одной из правовых гарантий законности в применении административных взысканий...»[18].

 Данное обстоятельство  связано с тем, что административным правонарушением может быть признано только такое поведение, которое запрещено нормами административного права, т. е. противоречит содержащимся в них предписаниям. Если общественная опасность является качеством, объективно присущим определенным деяниям, то их противоправность устанавливается законодателем в нормах, запрещающих совершение подобных деяний. Общественная опасность деяния не означает его обязательной противоправности, поскольку законодатель, к сожалению, не всегда оперативно реагирует на существование общественно опасных деяний установлением правового запрета на их совершение.

Неотъемлемым признаком административного правонарушения является административная наказуемость. Общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

Обязательным признаком административного правонарушения является виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному деянию и его последствиям. С. И. Котюргин отмечает, что вина является атрибутом понятия административного правонарушения, важнейшей чертой субъективной стороны состава административного правонарушения, непременным реквизитом административной ответственности, которая, в свою очередь, не может не носить личностного характера.

Развивая учение о вине в структуре состава административного правонарушения, С. И. Котюргин констатирует, что вина есть психическое отношение человека к самому себе, к своим действиям и их последствиям. Вина предполагает свободу выбора в поведении человека, соблюдение определенных процедур в обращении с другими людьми и выполнение предписанных правил обращения с объектами внешнего материального мира[19].

Для признания деяния административным правонарушением необходимо установить, что оно явилось продуктом психической деятельности здравомыслящего лица[20]. Таким образом, не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное, противоправное и административно наказуемое деяние (действие или бездействие), совершенное помимо воли человека, то есть лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчет.

Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных признаков. Отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением. Оно в таком случае может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением.

 

2.2 Общая характеристика  составов административных правонарушений  в области дорожного движения

Административная ответственность лиц, управляющих транспортными средствами, за нарушение правил дорожного движения установлена ст. ст. 12.1 - 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективная сторона административных правонарушений в области дорожного движения в большинстве случаев сопряжена с участием транспортного средства в дорожном движении, поэтому складывается из активных действий, но это только на первый взгляд.

Двадцать четыре раза в главе 12 действия нарушителя описаны как управление транспортным средством при юридически значимых обстоятельствах, препятствующих этому: отсутствие регистрации; не пройден государственный технический осмотр; нарушены правила установки государственных регистрационных знаков; отсутствуют документы, предусмотренные Правилами дорожного движения; имеются неисправности или условия, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена; нарушены правила применения ремней безопасности или мотошлемов; водитель не имеет права управления транспортным средством, находится в состоянии опьянения, нарушил требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Невыполнение водителем какого-либо из перечисленных требований делает его потенциально опасным для других участников дорожного движения, поэтому составы сконструированы как формальные (ст. 12.1, 12.2, ч. 1, 2, 4, 12.3, ч. 1, 2, 12.5, ч. 1, 2, 3, 3.1, 4, 6, 12.6, 12.7, ч. 1, 2, 12.8, ч. 1, 3, 4, 12.37).

Три правонарушения совершаются путем передачи управления транспортным средством другому лицу: не имеющему при себе документов на право управления им; заведомо не имеющему право управления транспортными средствами (за исключением учебной езды) или лишенному такого права; находящемуся в состоянии опьянения (ч. 3 ст. 12.3, ч. 3 ст. 12.7, ч. 2 ст. 12.8).

Движение, создающее опасность или препятствия для других участников дорожного движения, так или иначе, упоминается в десяти статьях: 12.9 «Превышение установленной скорости движения», 12.10 «Нарушение правил движения через железнодорожные пути», 12.11 «Нарушение правил движения по автомагистрали», 12.12 «Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика», 12.13 «Нарушение правил проезда перекрестков», 12.14 «Нарушение правил маневрирования», 12.15 «Нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона», 12.16 «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», 12.17 «Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми или звуковыми сигналами» и 12.18 «Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения».

Информация о работе Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения