Понятие радиовещания и деятельности радиожурналиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы является выявление основных аспектов деятельности радиожурналиста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
История радиовещания……………………………………………………………… 4
Предварительная подготовка к эфиру…………………………………….……..…. 9
Общение в работе радиожурналиста ………………………………………..……..13
Ведущий информационно-музыкальной радиостанции ………………………….20
Практическая часть …………………………………………………………………34
Список литературы ………………………………………………………….…...…37

Файлы: 1 файл

радийная журналистика.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

     Досье журналиста — это прежде всего  жизненный опыт и, конечно же, знания, накопленные им в период общей предварительной подготовки (такие знания, естественно, должны быть активно использованы на всех этапах работы); это понятия об основных и наиболее актуальных сторонах избранной тематики и "подходах" к ней, представление об этических рамках данной проблематики; и, наконец, это знание истории, географии, культуры региона, на который работает эфирный канал. Кроме справок в Интернете хороший журналист пользуется газетными вырезками, сообщениями информационных агентств, справочниками по избранной                                                                                                                           специализации. Эти материалы могут быть заложены в личный или редакционный компьютер, куда могут также заноситься лучшие написанные на данную тему материалы — как собственные, так и коллег. В это же досье вносятся запомнившиеся фразы, цитаты, по тем или иным причинам не использованные в предыдущих передачах удачные приемы, "задумки", заголовки и т.д.

     Подобные  наработки должны всегда находиться под рукой, но чтобы и их легко можно было найти, необходима строгая система их подбора и хранения. Она сугубо индивидуальна, но главное общее условие — не доверяться памяти. Второй совет — не забивать беспорядочно ящики письменного стола ворохом бумаг, газетных вырезок, случайных записей. Сделанные накануне заметки надо обязательно перечитать на следующий день, это поможет лучше запомнить их, найти точное место для них в архиве и, что особенно важно, восстановить ход мыслей, которые привели к необходимости сделать эту запись.

     Важный  момент организации и ведения  архива — его постоянное обновление. Избавляться при этом от старых материалов, если нет на то крайней необходимости, не стоит — неизвестно, где и когда могут понадобиться пожелтевшие листки, хранящие дыхание времени.

     Завершающий этап предварительной подготовки связан уже с конкретным заданием, полученным журналистом в редакции. К его  выполнению можно готовиться исподволь, если тема и конкретная программа запланированы заранее или если журналист является ведущим какой-либо постоянной передачи или цикла. Но очень часто задание бывает связано с необходимостью оперативного освещения события в тот момент, когда оно происходит (это и есть собственно прямой эфир). В этом случае время подготовки сжимается иногда до нескольких часов полета на место события или даже до нескольких минут для участия, скажем, в оперативном интервью в студии. Но чем острее дефицит времени, тем большее значение приобретают основательность, глубина и "боеготовность", которую журналист приобрел на ранних этапах подготовки к передаче.

     Определив тему и узнав задание, корреспондент "привязывает" все накопленное к данному реально разрабатываемому жизненному событию. На этом этапе радиожурналист независимо от того, выступает ли он в прямом эфире или собирается делать документальные записи, обязан четко представить себе, а при наличии времени и записать план действий. В него войдут:

     —  точное осознание цели задания (если она не очень понятна, следует  обязательно переспросить или уточнить ее);

     —  пути получения как можно более  полных и точных сведений об объекте;

     —  описание ситуации и обстановки, в  которой придется работать;

     —  примерный перечень и формулировка вопросов, на которые необходимо получить ответы;

     —  определение жанра передачи, пусть  даже предварительное;

     —  выработка одного-двух запасных вариантов  на случай срыва той или иной договоренности, изменения ситуации и т.п.

     Наконец, на этом этапе подготовки к эфиру  радиожурналист обязан самым тщательным образом проверить технические средства записи.

     Итак, предварительная подготовка к передаче завершена, и радиожурналист оказывается один на один с непосредственными

     участниками события, рассказ о которых и  составляет смысл его творческой деятельности. Причем это может быть рассказ или интервью в прямом эфире, совпадающие по времени с событием вне студии или в самой студии, или работа, смысл которой в том, чтобы записать на пленку (а уже потом в аппаратной отмонтировать ее) наиболее яркие высказывания, эпизоды и детали, — безотносительно к форме дальнейшего эфира перед журналистом возникают проблемы, связанные с профессиональным общением.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общение в работе радиожурналиста

     Готовя  передачу, радиожурналист всегда общается с людьми: получает информацию о них и об их жизни, воспринимая и внутренне оценивая личностную сущность человека, выбирает свою адекватную систему поведения по отношению к нему. Другими словами, он непрерывно взаимодействует с людьми. В этом взаимодействии происходит столкновение интересов двух сторон. Если интересы совпадают, общение развивается органично, правда, при условии, что журналист не совершает психологических ошибок. Разные или противоположные интересы в общении ведут к борьбе и появлению элементов противостояния. В журналистской деятельности и то и другое проявляется иногда в сложных, причудливых сочетаниях.

     Многое  решает целевая направленность материала. Одно дело создавать портретный радиоочерк, задачей которого является популяризация личности, и совсем другое — готовить острый критический материал, проводить журналистское расследование. В этих случаях желание "героев" сотрудничать с журналистом может быть совсем разным. Между этими полярными примерами есть бесчисленное множество вариаций, с которыми журналисту приходится встречаться в своей работе.

     На  готовность того или иного человека предоставить журналисту информацию, вступить с ним в контакт влияют различные факторы.

     Во-первых, компетентность человека в том вопросе, по которому к нему обращается корреспондент. В случае отказа дать информацию журналист должен правильно представить себе его мотивы. Иногда они действительно связаны с тем, что человек, к которому он обращается, не знает материала в такой степени, чтобы высказать глубокое и интересное суждение. Тогда журналисту приходится искать другой источник информации. Конечно, с теми, кто не только знает и охотно готов дать все нужные сведения, но часто и сам звонит и пишет в редакцию, работать легче. Но здесь следует быть осторожным: мотивы такой активности не всегда продиктованы самыми лучшими побуждениями и действительной компетентностью человека в той или иной проблеме.

     Во-вторых, система служебной субординации. Радиожурналист неизбежно столкнется с этим обстоятельством, как только попытается получить информацию в официальном учреждении, какой-либо фирме или на предприятии. Иногда человек, который компетентен в данном вопросе (журналист знает об этом более или менее точно), уклоняется от предоставления материала или выражения собственного мнения. Причиной может быть его неуверенность в положительной реакции вышестоящих инстанций на опубликование этого материала: во многих учреждениях предоставление информации по определенным вопросам резервировано за руководством. Из этого следует, что в каждом конкретном случае журналист должен правильно решить, на каком уровне ему следует устанавливать контакт, чтобы получить нужную информацию. В-третьих, профессиональная принадлежность человека. Любой опытный журналист знает, что профессия накладывает отпечаток на характер обмена информацией. Эту интересную особенность подметил психолог П.М. Ершов: "Люди, привыкшие иметь дело с детьми, молодежью, люди, от которых по роду деятельности требуется доброжелательная аккуратность, кто имеет в виду будущее — педагоги, воспитатели, — часто имеют склонность преимущественно выдавать информацию. Всякого рода администраторы, занятые больше настоящим, наоборот, склонны чаще добывать ее. Для тех, кто привык употреблять слова с полной ответственностью — таковы военные, математики, специалисты в точных науках, — характерна склонность обмениваться информацией конкретной, однозначной даже тогда, когда речь идет о предметах, далеких от круга их профессиональных интересов.

     Люди  гуманитарных профессий — писатели, критики, искусствоведы, режиссеры — часто склонны, наоборот, к выражениям многозначным и к многословию. Профессиональные навыки выступают в характере обмена информацией всегда, разумеется, с поправками на индивидуальный характер каждого отдельного человека. В-четвертых, психологические свойства личности. Одни люди более коммуникабельны, другие — менее. Признаки готовности или нежелания сотрудничать с журналистом, проявляющиеся во внешней реакции человека, не всегда могут быть расценены правильно. За негативным отношением к сотрудничеству может скрываться чрезмерная скромность или присущий человеку "комплекс неполноценности". Этот комплекс — явление вполне нормальное, так или иначе, он проявляется у многих людей, и журналист должен с этим считаться. Терпеливое и тактичное развитие контакта, как правило, приносит успех.

     Облегчить контакты с интересующими людьми журналисту помогает опять-таки специализация, т.е. работа в определенном диапазоне  проблем. Конечно, такая специализация  не всегда возможна, ибо задачи, возникающие перед ним, весьма многообразны. Но любой журналист с опытом обязательно "обрастает" связями в той сфере, которой он по преимуществу занимается, о которой пишет и о которой создает радиопередачи. Взаимоотношения с уже знакомыми людьми на основе собственной сложившейся и известной профессиональной репутации всегда проще и неформальнее отношений, которые возникают в результате первых, новых контактов. Постоянная забота журналиста о расширении круга своих источников информации — непременная предпосылка его успешной деятельности.

     Ответственные, занятые люди иногда расценивают  интервью для печати, радио и телевидения  как непростое и не всегда нужное лично им мероприятие, требующее затрат времени.

     Иногда  за отказом скрывается боязнь высказать свое собственное мнение, нежелание входить в противоречие с мнением других, неопределенность и несформированность своих взглядов. С другой стороны, это может быть связано с попыткой выиграть время для того, чтобы собраться с мыслями, или с неправильным пониманием целей интервьюера, неблагоприятной обстановкой беседы. Журналисту нужно уметь правильно классифицировать эти причины, вовремя прекратить разговор или искать его верное продолжение.

     Уклонение от общения с журналистами почти  никогда не бывает выражено в форме прямого и категорического отказа. Чаще используются более "мягкие" формы, поскольку известно, что обязанность предоставлять журналистам информацию и право последних собирать и свободно распространять ее закреплено законодательством. Опубликованный факт отказа предоставить журналисту информацию, как правило, уже сам по себе красноречив и негативно влияет на репутацию, как должностного лица, так и представляемого им учреждения, а, кроме того, дает оправданную этим обстоятельством возможность истолкования.

     Но  чаще журналист встречает благожелательное отношение со стороны людей, к  которым он обращается в поисках  информации. Ведь если верно известное в журналистике выражение "имена делают новости", то справедливо и обратное — "новости делают имена": рассказывая о событиях и фактах, передавая мнения и оценки, печать, радио, телевидение выделяют из общей массы героев своих передач, повышают их значимость в собственном и общественном сознании. При общении с журналистом учитывается влиятельность и значение СМИ как мощных каналов выражения и формирования общественного мнения.

     В процессах общения конечная цель определяет лишь общую стратегию  поведения общающихся. Тактика же, способы их поведения, как утверждает социальная психология, зависят от того, как воспринимаются и отражаются в сознании друг друга собеседники.

     От  журналиста требуется высокая культура, выражающаяся, в частности, в умении замечать и правильно истолковывать  нюансы в поведении человека. Оценка журналистом партнеров по общению начинается с первых минут знакомства. И здесь опыт предостерегает от ряда типичных ошибок.

     —   Партнеру легко  приписываются  некоторые  качества на основе установившихся стандартов оценки внешнего облика. Например, высокий лоб, очки часто заставляют предположить в собеседнике образованность, а седина дает повод думать о его богатой духовной жизни. Это элементарные примеры, но они показывают предрасположенность воспринимать человека определенным, "запрограммированным" образом.

     —  Партнера оценивают по принципу "сужу по себе", т.е. журналист приписывает свои душевные качества другому, переносит на него черты, свойственные ему самому, видит в другом человеке свой аналог.

     —  Журналист наделяет собеседника (особенно если это выдающаяся или высоко стоящая в общественной иерархии личность) набором положительных качеств, в действительности, возможно, ему не свойственных. Такое представление может сложиться в ходе предварительно проведенного изучения предстоящего партнера по общению из разговоров о нем со "знающими" людьми, по слухам и т.д.

     Вообще  журналисту нужно научиться оперативно преодолевать инерцию первых впечатлений, которые лишь в редких случаях  дают точное представление о людях. В сознании воспринимающего первые впечатления чаще всего относят человека к одной из групп людей в тех "классификациях типов", которые сложились в прошлом опыте. Дальнейшее узнавание человека ведет к раскрытию в нем признаков, составляющих своеобразие его личности.

Информация о работе Понятие радиовещания и деятельности радиожурналиста