Морально-этические проблемы современного телевидения. На примере программы «Максимум» НТВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Средства массовой информации и коммуникации часто вызывают полемику в обществе. Вопросы массовых коммуникаций важны потому, что прямо или косвенно оказывают влияние на жизни людей. Влияние, которое СМИ оказывают на общество, привлекает внимание и порождает дискуссии. СМИ уже по определению находятся на виду, что делает их весьма и весьма уязвимыми для всесторонних нападок. Работа журналистов подвергается критике вне зависимости от того, нарушают ли они законы профессиональной этики или нет. «Профессия предоставляет журналисту право и, более того, вменяет ему в обязанность вершить от имени общества публичный моральный суд над явлениями, привлекающими внимание общества»,- пишет в своей книге главный редактор журнала «Журналист» Д.С. Авраамов.

Файлы: 1 файл

Введение 1.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Каждому из видов профессиональной этики – врачебной, педагогической, этики ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т. д. – присущи свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научная добросовестность, ответственность, личная честность. Судебная этика требует честности, справедливости, гуманизма (даже к подсудимому), верности закону.

Профессиональная этика является многозначным понятием.  Во-первых, это определённые кодексы поведения людей при выполнении ими своей профессиональной деятельности.  Во-вторых, это теория данных кодексов, способы  их обоснования. Актуальной является проблема соотношения профессиональной этики и общечеловеческой морали.  В целом, данное соотношение предстаёт разновидностью диалектического отношения части и целого.  Нельзя подменять общечеловеческую мораль профессиональной.[22]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Профессиональная этика журналиста

     Профессия предоставляет право журналисту и, более того, вменяет ему в обязанность вершить от имени общества публичный моральный суд над явлениями, привлекающими общественный интерес. Сам процесс журналистского труда, а главное, его результат, так или иначе, затрагивают интересы многих. Выбор темы и поиски адреса, определение цели публикации и отбор фактов, оценка поведения героя или характеристика ситуации, даже настроение материала – в каждой из этих «технологических» операций обязательно проявляется и отношение журналиста к тем, о ком и для кого он пишет. Таким образом, моральные отношения вплетены в содержание его работы, а сама она от начала и до конца предстает как нравственная по своему характеру деятельность. Отсюда и вытекает необходимость существования особой профессиональной морали, регламентирующей поведение собственного морального сознания. Ее основная функция состоит в том, чтобы согласовывать интересы зрителя и редакции, смягчать противоречия между двумя видами деятельности, из которых складывается журналистика, не допускать конфликта между потребностью аудитории в правдивой информации и задачами воздействия на нее диктуемыми издателем. В любом обществе это - трудный компромисс, но в нем всегда есть граница, которую нельзя переходить – правда. Так в чем же все-таки она должна проявляться, этика поведения современного журналиста? По отношению к кому или к чему должен быть этичен журналист? Какие именно кодексы морали и нравственности он должен соблюдать? И во всем ли? Этичны ли журналисты вообще или сама профессия не предусматривает соблюдения, каких – либо норм? Эти вопросы мы и попытаемся рассмотреть в этой главе.

 

3.1 Законодательство Российской Федерации о СМИ и журналистской деятельности

Для того, чтобы разобраться в вопросе об этических регуляторах в журналистике, необходимо разграничить их с регуляторами правовыми. Как мы уже говорили в первой главе, нормы права и этики часто схожи и некоторые ограничения в них одинаковы. Тем не менее, имеются и различия. Их мы и попытаемся проанализировать, и ограничить этические нормы от норм правовых. Для этого нам следует обратиться к законодательству РФ о СМИ.

Начнем с небольшого экскурса в историю. Исходные замечания о журналистской практике, в том числе замечания юридического плана, можно встретить в подстрочниках рукописей, предназначавшихся для печатания в первой русской газете "Петровские ведомости", а также на полях ее корректурных оттисков.[23] Известно, что и само издание этой газеты было определено актом, имевшим правовой статус, - Указом Петра Великого от 15 декабря 1702 г. Всем государственным учреждениям России, гласил указ, предписывается "собирать сведения о военных и о всяких других событиях, учиняющихся в Московском и окрестных государствах, посылать те сведения без мотчания (т. е. без промедления) в Монастырский приказ для печатания.[24] Петр, как видим, сразу же позаботился о том, чтобы начинавшаяся издаваться газета была обеспечена нужными ей сведениями. И этому служил изданный им указ.

В последующие годы XVIII и XIX столетий государство в силу необходимости должно было повышать интерес к периодике, ибо удельный вес и социальная значимость ее в обществе беспрерывно возрастали. По поводу периодики принимаются и распоряжения, имевшие характер нормативных актов. Так, в октябре 1720 г. устанавливается светский контроль за печатным словом в форме предварительной цензуры. А через несколько месяцев (в январе 1721 г.) принимается еще один документ - регламент духовной коллегии - прямой предшественник российских законов о прессе .[25] Во время царствования Екатерины II 1783 г.) издается Указ о вольных типографиях, характеризуемый историками как первый в России сводный закон о цензуре и печати.[26]

Правовые нормы, касающиеся прессы, формировались в России, можно сказать, довольно продолжительное время. Книга К. А. Арсеньева "Законодательство о печати"[27] насчитывает 265 страниц. В частности, уже этот факт может свидетельствовать о разносторонности и многообразии созданных к тому времени правовых документов о печати.

И вот все это складывавшееся в течение двух с лишним столетий законодательство было отменено Декретом о печати, принятым Совнаркомом 27 октября 1917 г., фактически - на третий день после победы в Петрограде вооруженного восстания. Декрет - не закон, его принимает не законодательная власть, а исполнительная - правительство. Место юридической нормы в этом случае занимает распоряжение, предписание, волевое побуждение, диктат.

Подписывая Декрет, В. И. Ленин, разумеется, учитывал, что Парижская коммуна потерпела поражение, в частности, потому, что своевременно не приостановила деятельность враждебной ей печати. Однако как диалектик он, думается, отдавал себе отчет и в том, что действие Декрета должно быть ограничено во времени: безальтернативная печать может принести обществу больше вреда, чем пользы. Иначе с чем нам следует связывать тот факт, что в конце Декрета было записано: "Как только новый порядок упрочится, ..для нее (печати) будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону"[28].

Но закону о печати так и не суждено было появиться в России вплоть до недавнего времени. Правда, на печать можно было экстраполировать положения, скажем, 7-й статьи Гражданского кодекса РСФСР (о защите чести и достоинства), 130-й, 131-й, 75-й и 141-й статей Уголовного кодекса РСФСР (соответственно: о клевете, оскорблении, разглашении сведений, составляющих государственную тайну, плагиате), некоторых других. Однако примеров того, что по этим статьям возбуждались иски против журналистов, было немного. Законодательная, исполнительная и судебная власть более 70 лет сосредоточивалась фактически в одних руках. Монопольно направлял, поощрял и карал своих "подручных" партийный аппарат, руководство печатью в известные годы осуществлялось точно так же, как руководство хозяйственной деятельностью, образованием, культурой, литературой. Оно было малокомпетентным, со слабым знанием предмета руководства, кичливым, временами вероломным и полностью безответственным перед народом.

Уже и изложенное, на наш взгляд, проливает некоторый свет на значение, которое имеет законодательство о прессе и других средствах массовой информации в переходе от тоталитарного к правовому государству, а также указывает на то место, которое оно должно занять в системе разрабатывавшихся не одним поколением отечественных законодателей правовых норм.

Какие конкретно юридические документы имеются в виду? Это в первую очередь Конституция РФ, в которой среди прочих прав и свобод человека и гражданина признаются и гарантируются «право на неприкосновенность частной жизни», «право на тайну переписки», «свобода мысли и слова», «свобода искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», «свобода массовой информации». Одновременно Конституция закрепляет некоторые ограничения названных свобод, объявляя, например, недопустимыми «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия», «пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду», «принуждение кого-либо к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Также законодательную базу о СМИ составляют: непосредственно Закон РФ «О средствах массовой информации», а также Гражданский и Уголовный кодексы.

Информация о работе Морально-этические проблемы современного телевидения. На примере программы «Максимум» НТВ