Понятие Особенной части российского уголовного права, ее значение и система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2009 в 14:34, Не определен

Описание работы

Вопросы к экзамену

Файлы: 1 файл

УП.doc

— 519.00 Кб (Скачать файл)

      Вред  здоровью, хотя и  не представляющий опасности  для жизни, но относящийся  к тяжкому по своему исходу и последствиям. Последствия эти описаны в статье 111 УК. Это потеря зрения. Сама по себе потеря зрения не является обстоятельством, угрожающим жизни. Сколько живет на свете слепых людей, тем более глухих, ибо потеря слуха – это тоже то последствие, которое считается тяжким вредом. Потеря органа, утрата органом его функция – все эти обстоятельства перечислены в ст.111.

      Под потерей зрения понимается слепота на оба глаза. Утрата зрения на один глаз не есть потеря зрения в том смысле, который вкладывается в ст.111. Ситуация, когда человек не видит на расстоянии вытянутой руки счет пальцев. Это 0,04 и ниже острота зрения.

      Под потерей слуха понимается полная глухота, то есть ситуация, когда человек не слышит обычную разговорную речь на расстоянии 3-5 см от ушной раковины.

      Потеря  речи – утрата способности выражать свои мысли членораздельными звуками, понятными для окружающих.

      Потеря  органа – анатомическая потеря языка, руки, ноги, то есть полное отделение их от туловища или ампутация руки не ниже локтевого сустава, а ноги – не ниже коленного сустава. Ампутация руки ниже локтевого сустава считается не потерей руки, а потерей кисти руки, а рука как орган не утрачена. И соответственно потеря стопы, если ампутация ниже коленного сустава.

      Среди этих последствий фигурирует и такое, как прерывание беременности. Никакого значения не имеет срок беременности. Если в результате насилия над потерпевшей беременность была прервана, то независимо от срока, это квалифицируется как тяжкий вред здоровью.

      Комплексная экспертиза возможна и тогда, когда  наступает такое последствие  от учиненного насилия, как психическое заболевание. Это тоже одно из возможных тяжких последствий.

      Если  речь идет о таких последствиях, как заболевание наркоманией  или токсикоманией, соответственно наркологическую экспертизу нужно  назначать.

      Среди множества последствий, перечисленных  в ст.111, есть  такое, как неизгладимое обезображивание лица, как последствие учиненного насилия над кем-либо. Неизгладимое обезображивание лица – это понятие комплексное, медико-юридическое. Медики устанавливают только факт изгладимости или неизгладимости. А суд как орган, не связанный с заключением экспертизы, обязан это проверять, может иметь на этот счет свое мнение, и отвергать по этим основаниям заключение эксперта, если оно не соответствует общепринятым критериям. А эти общепринятые критерии изгладимости или неизгладимости таковы. Если повреждения на лице пройдут естественным образом, как проходят шишки, синяки, ссадины, полученные в детстве, или в результате использования терапевтических мероприятий, то есть мазей, примочек, льда, то эти повреждения считаются изгладимыми, что не позволяет квалифицировать содеянное как тяжкий вред здоровью. Если же требуется хирургическое вмешательство, в том числе косметическая операция, то такого рода последствия считаются неизгладимыми. Тут важно понять, что, может быть, с точки зрения косметологии они вполне изгладимы, но для этого требуется хирургическое вмешательство.

      К числу таких повреждений относятся: глубокие рубцы, шрамы, асимметрия лица, удаление каких-то частей, отрезание  носа, отрезание ушей. большие ожоги  на лице.

      Медики, обладая большими знаниями, помогают разобраться – изгладимо это или неизгладимо. Задача же юристов, отталкиваясь от факта неизгладимости, определить – являются ли эти повреждения обезображиванием. Ибо в законе говорится о двух признаках: неизгладимости и обезображивании. Тут вопрос о том, насколько это безобразно, без обращения к эстетическим нормам, решить нельзя. При этом речь идет не о большей или меньшей красивости, а о придании лицу такого отталкивающего, уродливого вида, на который без содрогания смотреть невозможно. А не просто стал менее красивый или более, это вопросы относительны.

      Следующий вопрос по логике – квалифицированные  виды причинения вреда здоровью, о  которых говорится во вторых частях ст. 111. Но в этом нет необходимости, поскольку многие из этих признаков  повторяют те, которые рассматривались при изучении убийства. Подобно тому, как есть убийство 2 и более лиц, так есть причинение тяжкого вреда здоровью 2 или более лиц и т.д. Я бы обратил внимание на 1 обстоятельство. В части 4 ст.111 говорится о тяжком вреде здоровью, повлекшем смерть. Это положение заслуживает внимания, потому что в совокупности со ст.105 и 109 порождает какую-то конкуренцию. В ст.105 – убийстве, и части 4 ст.111 – тяжкий вред здоровью, повлекший смерть, и в ст.109 – причинение смерти по неосторожности последствие одно и то же – смерть. Но как разграничить, когда от насилия потерпевший скончался, квалифицировать ли это как убийство, как тяжкий вред здоровью, повлекший смерть, или причинение смерти по неосторожности?

      В ч.4 ст.111 речь идет о двойной форме вины, при которой имеются ближайшие последствия – тяжкий вред здоровью, и отдаленные – смерть. При этом в ближайшем последствии присутствует умысел, а по отношению к отдаленному – неосторожность. Вот это и есть двойная форма вины. Разные формы вины по отношению к одному и второму последствию. С точки зрения отграничения от тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, от убийства, все ясно. Убийство предполагает умысел и только умысел по отношению к смерти. В данном же случае отношение к смерти неосторожное. Другое дело, что на практике определить, умышленно или неосторожно человек действовал, не так-то просто. Хотел бы предостеречь от ошибки, к которой иногда склонна практика. Иногда при решении этого вопроса решающее значение придают фактору времени. Считают, что если от насилия потерпевший сразу скончался на месте происшествия, то это явно свидетельствует об умысле на убийство. Если же он скончался спустя какое-то время, скажем в больнице, то получается, что непосредственно на месте происшествия был причинен тяжкий вред здоровью, а потом, спустя энное количество дней, это повлекло второе последствие – смерть, которую человек не мог предвидеть, и поэтому надо относиться к ней, как к смерти по неосторожности. Надо сказать, что фактор времени не играет здесь такой уж решающей роли. И при мгновенной смерти может быть часть 4 ст.111. Нельзя только на основании промежутка времени говорить, что это убийство. Надо анализировать все обстоятельства, здесь универсального критерия нет. Куда бил, чем бил, как долго, с какой силой бил. О силе ударов мы можем получить заключение судебно-медицинской экспертизы.

      А если говорить об отграничении от 109, о  причинении смерти по неосторожности, и там, и там смерть, и там, и  там неосторожность, в чем же разница? Разница в одном: при 109 – причинение смерти по неосторожности, или то, что раньше называлось неосторожное убийство, нет умысла не только по отношению к смерти, но и по отношению к тяжкому вреду здоровью. В то время в ст.111 все ясно: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть. При 109 умысел может быть, но на легкий вред здоровью, вред здоровью средней тяжести.

      Почему  существует конструкция двойной  формы вины в тяжком вреде здоровью, повлекшем по неосторожности смерть? Потому что грань между тяжким вредом здоровью и смертью очень зыбкая. То, что относится к тяжкому вреду здоровью, это такие повреждения, которые сами по себе вызывают угрожающие жизни состояния и при естественном ходе вещей могут заканчиваться смертью.

  1. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью.

      Вред  здоровью средней тяжести, ст.112 и  некоторые другие статьи, где речь идет о том же вреде здоровью средней  тяжести, только с другой формой вины.

      4 признака характеризуют вред  здоровью средней тяжести. 2 указывают  на то, чего не должно быть, а 2 указывают на то, что должно быть.

      Первый  негативный признак – отсутствие опасности для жизни.

      Второй  – отсутствие последствий ст.111 –  потери слуха, потери зрения, прерывания беременности и т.д.

      Два позитивных признака, указывающие на то, что должно быть.

Третий признак  – длительное расстройство здоровья, т.е. свыше 3 недель или свыше 21 дня  и значительная стойкая утрата трудоспособности, от 10 до 30 процентов включительно. Свыше 30 % или 1/3 - это тяжкий вред здоровью. Утрата трудоспособности измеряется в кратности к 5 – 5, 10, 15, 20, 30 и т.д.

  1. Умышленное причинение легкого вреда здоровью.

      Легкий  вред здоровью характеризуется 2 критериями.

      Первое  – кратковременное расстройство здоровья, не свыше 3 недель, от 1 дня  до 21, и незначительная утрата трудоспособности, равная 5 –10 %.

  1. Побои.

      Побои характеризуются многократным нанесением ударов и могут трактоваться трояко.

      В первом значении побои могут рассматриваться как способ причинения вреда здоровью, и в этом смысле квалифицируются по 111-115 статьям. В этом случаи побои не рассматриваются как отдельное самостоятельное преступление, а как способ совершения других преступлений – способ причинения тяжкого вреда здоровью, то есть человека настолько избили, что его здоровью был причинен тяжкий вред. Зачем же квалифицировать это по 116 статье – побои? Так и надо квалифицировать – тяжкий вред здоровью, нанесенный не посредством удара ножом, не посредством отравления, а посредством побоев, многократных ударов кулаками. И кулаками из человека можно сделать калеку. Внешне это выглядит как побои, на самом деле обычный тяжкий вред здоровью.

      Во  втором значении побои рассматриваются как отдельное самостоятельное преступление, предусмотренное статьей 116. Отличие его в том, что это самостоятельное преступление не влечет даже легкого вреда здоровью, иначе мы содеянное квалифицировали бы по 115 статье – как легкий вред здоровью. А что же оно тогда влечет? Оно влечет незначительные повреждения в виде ссадин неглубоких, небольших кровоподтеков, царапин, синяков, скоро проходящих по своей сути, не требующих бюллетеня.. Если при ссадинах, царапинах, синяках судмедэксперт может определить, сказываются они на расстройстве здоровья или нет, при отсутствии видимых повреждений ему делать нечего за исключением одного. Судебно-медицинский эксперт может констатировать посредством пальпации боль в соответствующих местах, и сделать вывод, что этого человека били, остались только болевые ощущения.

      Это преступление самое легкое из всех тех, которые направлены против физической, телесной неприкосновенности человека. Его легкость подтверждается тем, что, по сути дела, это дело частного обвинения. Если человеку дали пару раз по физиономии кулаком, и он не хочет возбуждать обвинения, это его право. Если тяжкий вред здоровью, то там есть заявление или нет, медицинское учреждение автоматически обращается в соответствующие органы, которые возбуждают уголовное дело. Это дело публичного обвинения.

      В третьем значении термин побои употребляется как способ истязания, а истязание.

  1. Истязание.

      Истязанием  является систематическое нанесение  побоев, как минимум троекратное.

      В уголовном праве принято считать, что систематичность предусматривается  там, где имели место 3 и более  случаев. Слово систематичность  я бы подчеркнул не только применительно к истязанию, а вообще к тем составам, где используется термин «систематическое» для характеристики того или иного действия. Систематичность не надо воспринимать как наличие 3 и более случаев, за этой системой действий, имеющей внешнее математическое выражение, должна крыться некая единая линия поведения.

      Кроме многократного нанесения побоев вторым способом истязаний являются «иные насильственные действия».  Практика уже давно выработала критерий отнесения тех или иных действий к иным насильственным. Таковыми считаются щипание, уколы острыми, тупыми предметами, воздействие термических факторов, прижигание сигаретой, сечение ремнем, розгами и иные действия, причиняющие мучение, боль, страдания.

      Относительно  последствий такого рода действия ст.117 указывает не только на физические страдания, но и психические страдания. Вообще говоря, трудно отделить физические страдания от психических, поскольку они тесно связаны между собой, поэтому эта связь всегда предполагает, что одно идет рядом с другим. Когда человека бьют, разве его психика не страдает? Равно как и наоборот – на человека воздействуют какими-то словами, идет чисто информационное воздействие на психику, разве это не сопровождается никакими физиологическими изменениями? Сопровождается соматическими изменениями: человек краснеет или бледнеет, частота пульса, дыхание – начинает физиология работать. Так что разделять в реальной жизни физические и психические страдания вряд ли приходится, но закон говорит не только о физических, но и психических страданиях, а это значит, что истязаниями можно считать и такие действия, где не было такого физического воздействия. Примером такого рода истязания является запирание ребенка в каком-то замкнутом пространстве, оставление его без пищи и воды длительное время. Его не бьют, не издеваются, не таскают за волосы, а просто заперли в чулан. Холодно, страшно, голодно – массу этих неприятных ощущений вполне можно рассматривать как истязания ребенка.

  1. Неоказание помощи больному.

    В отличие от прежнего законодательства уголовная ответственность за неоказание помощи больному (ст. 124 УК) теперь предусмотрена только для случаев, когда это повлекло по неосторожности причинение определенных последствий: средней тяжести вреда здоровью больного (ч. 1), смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью (ч. 2). Преступление совершается путем бездействия: виновный не выполняет действий, необходимых в данной ситуации для спасения жизни, облегчения страданий потерпевшего или его лечения (отказ выехать к больному, неоказание первой помощи раненому, отказ от принятия в лечебное учреждение больного, находящегося в опасном для жизни состоянии, и т.д.). Субъектом преступления является только лицо, обязанное оказывать медицинскую помощь больным в силу закона или специального правила. В первую очередь это врачи и лица среднего медицинского персонала, а также некоторые иные категории лиц, обязанных в силу закона или специального правила принимать меры к вызову врача или транспортировке больного (работники милиции, следственных изоляторов и др.).

Информация о работе Понятие Особенной части российского уголовного права, ее значение и система