Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 20:16, реферат
Основу Особенной части уголовного права составляют нормы-запреты - они определяют признаки конкретных видов преступлений и устанавливают наказание (санкцию) за их совершение.
Особенная часть уголовного права.
Основу Особенной части уголовного права составляют нормы-запреты - они определяют признаки конкретных видов преступлений и устанавливают наказание (санкцию) за их совершение.
Особенная часть уголовного права представляет собой совокупность уголовно-правовых предписаний, очерчивающих круг деяний, признаваемых преступлениями, а также устанавливающих наказание на случай совершения последних.
Помимо норм-запретов в Особенной части содержатся также:
а) нормы-определения, раскрывающие содержание того или иного понятия (например, должностного лица, крупных размеров, преступлений против военной службы и т.д. - см. примечания к ст. 158, 285, ст. 331);
б) поощрительные (стимулирующие) нормы. Так, в соответствии с примечанием к ст. 223 лицо, добровольно сдавшее огнестрельное оружие, комплектующие детали к нему, боевые припасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, освобождается от уголовной ответственности.
Таким
образом, предмет уголовно-правового
регулирования в Особенной
Значение Особенной части уголовного права проистекает прежде всего из принципа nullum crimen sine lege (нет преступления без указания о том в законе). Согласно ст. 3 применение уголовного закона по аналогии не допускается (ч. 2), преступность и наказуемость деяния определяются только УК (ч. 1).
В соответствии с этим Особенная часть призвана содержать исчерпывающий, не подлежащий расширительному толкованию перечень видов преступлений и давать достаточно точное описание признаков каждого из таких видов деяний.
В противном
случае возникает опасность пробелов
в законе, применения аналогии, вольной
или ошибочной трактовки
Недопустимость
аналогии, торжество принципа законности
логично предопределяют также, что
других видов преступлений, кроме
указанных в Особенной части
УК, не существует. Уголовная ответственность
мыслима лишь при фиксации в поведении
лица конкретного, запрещенного Особенной
частью уголовного закона общественно
опасного деяния. Статья 8 гласит: "Основанием
уголовной ответственности
Как известно, уголовное право состоит из Общей и Особенной частей, которые теснейшим образом связаны друг с другом, составляют органическое единство целого - уголовное право.
Представляется удачным сравнение их как фундамента (Общая часть) и стен и крыши здания (Особенная часть). В первой из них заложены фундаментальные положения, касающиеся всей Особенной части: понятия уголовного закона, преступления и наказания, задачи, основание и принципы уголовной ответственности и т.п.
Но как нет здания без фундамента, так и нет его без стен, крыши. Близко к истине и утверждение, что без Общей части уголовное право бессмысленно, а без Особенной - беспредметно.
Вместе
с тем излишне категоричными
выглядят утверждения, что "Общая
часть уголовного права без Особенной
части представляет собой свод хотя
и важных, но безобидных ввиду невозможности
быть примененными самими по себе деклараций,
а Особенная часть - набор потенциально
эффективных юридических
Особенная
часть уголовного права содержит
немало отсылочных (бланкетных) диспозиций,
что предопределяет ее тесную связь
не только с Общей частью, но и
с другими отраслями права. Так,
конкретизация опасного для жизни
вреда здоровью, длительного и
кратковременного расстройства здоровья
и т.д. содержится в Правилах судебно-медицинской
экспертизы тяжести вреда здоровью.
Виды наркотических средств и
психотропных веществ, незаконный оборот
которых может повлечь
Таким
образом, Особенная часть уголовного
права - это совокупность уголовно-правовых
норм, определяющих круг преступных деяний
и санкцию при совершении последних.
Основой при этом выступают нормы-запреты,
помимо которых встречаются также
нормы-определения и
Значение Особенной части уголовного права видится в том, что никакие иные виды общественно опасного поведения, кроме упоминаемых в ней, не могут быть признаны преступными и влекущими уголовную ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 1 уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса, из чего следует, что понятия "уголовное законодательство" и "Уголовный кодекс", "система Особенной части уголовного законодательства" и "система Особенной части УК" в принципе совпадают. Вместе с тем данный тезис нуждается в пояснении.
Во-первых,
по смыслу той же ч. 1 ("Новые законы,
предусматривающие уголовную
Конечно, это положение ненормально, и в будущем в такого рода комплексных законах обязательно должна содержаться оговорка о приведении в соответствие с принимаемым новым законом нормативных актов не только Президента и Правительства, но и ранее принятых законов, в том числе и уголовных.
Во-вторых, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Уголовный кодекс основывается:
а) на Конституции РФ;
б) на общепризнанных принципах и нормах уголовного права.
Конституция
РФ имеет высшую силу и прямое действие
(ч. 1 ст. 15), в том числе и ее нормы
уголовно-правового характера. В
ч. 4 ст. 15 Конституции РФ зафиксировано
также, что общепризнанные принципы
и нормы международного права
являются составной частью российской
правовой системы. Если международным
договором РФ установлены иные правила,
чем предусмотренные законом, применяются
правила международного договора. Федеральный
закон "О международных договорах
Российской Федерации" в ч. 3 ст. 5
устанавливает, что положения официально
опубликованных международных договоров
РФ, не требующие издания
В подобных случаях, следовательно, возможно "выпадение" уголовно-правовых предписаний из системы Особенной части действующего Кодекса, равно как и еще в двух ситуациях.
Одна из них касается содержания ч. 3 ст. 331 УК, в соответствии с которой "уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени". Ясно, что речь идет об уголовных законах чрезвычайного характера, которые могут оказаться вне системы Особенной части действующего УК.
Наконец, ч. 1 ст. 9 предусматривает, что "преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния". Складывается, таким образом, на первый взгляд парадоксальная ситуация: при смене законов по общему правилу применяется отмененный, официально утративший силу уголовный закон, не входящий в систему Особенной части действующего УК. Так, продолжают применяться нормы прежнего УК 1960 г. в отношении деяний, совершенных до 1 января 1997 г. и являющихся предметом судебного разбирательства в настоящее время (за исключением случаев применения обратной силы закона, когда действует уже новый уголовный закон - ст. 10).
Следовательно, за некоторыми изъятиями наблюдается совпадение Особенной части уголовного законодательства и УК.
В статьях
Особенной части (ст. 105 - 360) описан весьма
значительный массив уголовно-правовых
запретов - в общей сложности (с
учетом дополнений) свыше 300 видов, что,
кстати, заметно больше, чем в
УК 1960 г. Причины этого роста кроются
в появлении в новых условиях
общественных отношений (объектов), нуждающихся
в уголовно-правовом регулировании
и охране, а также в стремлении
более тщательно
Значительное количество статей в Особенной части диктует необходимость их упорядочения, группировки, систематизации.
Как известно, в качестве основных структурных единиц и в Общей, и в Особенной части УК выступают разделы и главы. Теорией уголовного права преступления в рамках главы традиционно классифицируются на группы (например, в гл. 21 - хищения; корыстные преступления, не являющиеся хищениями; некорыстные преступления; в гл. 16 - преступления против жизни; против здоровья; преступления, ставящие в опасность жизнь или здоровье). Заметим, что в УК заметно стремление законодателя учитывать устоявшиеся в теории классификации при построении его Особенной части.
Соответственно сказанному перед законодателем, располагающим нормы Особенной части УК не произвольно, а в определенном порядке, стояли как минимум следующие задачи:
разбить все статьи на разделы;
расположить разделы в определенной последовательности относительно друг друга;
в пределах каждого раздела выделить главы;
расположить главы относительно друг друга;
скомпоновать статьи внутри каждой главы в неофициальные (т.е. без особого выделения) группы, например преступления против жизни, преступления против здоровья и т.д.;
расположить эти группы относительно друг друга;
в пределах каждой группы расположить преступления в определенной последовательности.
Как законодателю удалось решить эти задачи?
Основными (базовыми) критериями, судя по структуре УК, выступили:
а) объект того или иного уровня по вертикали (межродовой, родовой и т.д.);
б) относительная важность объекта, его значимость, представление законодателя о его социальной ценности.
Прежде всего, законодатель осуществил, используя выделяемую в науке логики операцию "развала на кучи", разделение всего массива норм Особенной части на три составляющие: призванные охранять личность, общество, государство. Эта триада выделена Конституцией РФ, при этом, как известно, по-иному определена иерархия внутри триады, исходя из идеологии приоритета общечеловеческих ценностей (ст. 2).
Соответственно, во-первых, просматривается блок норм о преступлениях против личности (разд. VII), общества (разд. VIII и IX) и государства (разд. X - XII).
Во-вторых,
эти блоки расставлены в
Шесть разделов Особенной части УК расставлены по степени важности объекта (как правило, межродовые объекты являются сложными, составными). 19 глав УК расположены исходя из степени важности родового объекта. Некоторым особняком в этом плане стоит последняя глава УК, не случайно в период разработки УК 1996 г. звучали предложения поместить ее, напротив, на первом месте в Особенной части, поскольку обеспечение мира и безопасности человечества является необходимой предпосылкой и условием реализации всех интересов отдельного государства: личных, общественных, государственных. Законодатель, однако, предпочел иное построение норм: вначале касающиеся внутригосударственных проблем, а затем уже внешних отношений государства. Как правило, родовые объекты являются сложными, состоящими из нескольких объектов (см. заголовки гл. 16 - 20, 25, 27, 29 и др.).