Понятие Особенной части российского уголовного права, ее значение и система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2009 в 14:34, Не определен

Описание работы

Вопросы к экзамену

Файлы: 1 файл

УП.doc

— 519.00 Кб (Скачать файл)

Вовлечение несовершеннолетнего  в совершение преступления образует состав преступления, если такое вовлечение осуществлялось путем обещаний, обмана, угроз или иным способом лицом, не достигшим 16-летнего возраста.

Объектом преступления являются условия нормального развития и правильного нравственного  воспитания несовершеннолетнего.

Объективная сторона  – вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, то есть в действиях, направленных на возбуждение у несовершеннолетнего желания участвовать в совершении одного или нескольких преступлений. Эти действия виновного могут быть сопряжены с применением психического или физического воздействия (обещания, обман, угрозы, уверения в безнаказанности, подкуп, возбуждение чувства зависти и т.д.) Характер преступления, а также роль на которую он готовится организатором  значения не имеют.

Преступление  считается оконченным с момента  действий, направленных на вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, вне зависимости от того, совершил ли он преступление (ПП ВС от14.02.00). В тех случаях, когда, несмотря на указанное воздействие, взрослому не удалось вызвать указанного желания, действия виновного будут квалифицироваться как покушение.

Если же несовершеннолетний преступление совершил, то виновный несет  ответственность по совокупности ст. 150 и за подстрекательство. Если несовершеннолетний в силу возраста или невменяемости  ответственности не подлежит, то лицо, вовлекшее такого несовершеннолетнего в  совершение преступления, в силу ч.2 ст.33 УК несет ответственность за содеянное как исполнитель плюс его действия подлежат квалификации и по ст.150.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется только прямым умыслом.

Субъект – только лицо, достигшее 16-ти лет.

В ч.2 содержится квалифицирующий признак – субъект  преступления специальный, то есть виновный по отношению к вовлекаемому несовершеннолетнему  является не посторонним, а лицом, на котором лежит юридическая обязанность по воспитанию подростка, что и повышает общественную опасность деяния.

Ч.3 содержит еще  один квалифицирующий признак (с  применением насилия или угрозой  его применения): данный признак  относится к стороне объективной и налицо тогда, когда вовлечение сопряжено с насилием (побои, угроза побоями и т.д.) При этом реальные повреждения надо квалифицировать по совокупности.

  1. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.

В соответствии с ч.1. уголовная ответственность наступает за вовлечение несовершеннолетнего в а) систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, б) в занятие бродяжничеством или попрошайничеством.

Действия взрослого, направленные на вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков. Действия могут быть совершены различными способами (уговоры, обещания принять участие в интересной компании и др.), однако все они направлены на возбуждение у несовершеннолетнего постоянного желания к употреблению спиртных напитков. Преступление признается оконченным независимо от того, совершил ли подросток под влиянием алкоголя преступление или другие антиобщественные действия, наступили или не наступили для него какие-либо последствия.

Другой формой совершения этого преступления является вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление одурманивающих веществ, под которыми имеются в виду лекарственные препараты (димедрол, эфедрин, триоксазин и др.) и химические вещества хозяйственно-бытового назначения, в частности фосфорорганические соединения, растворители, пестициды и токсические вещества. Их употребление оказывает своеобразное влияние на эмоционально-нервную и психическую сферу человека как худший заменитель (суррогат) наркотиков. Употребление подростком одурманивающих веществ создает непосредственную   реальную   угрозу   его   физическому,   психическому и нравственному здоровью как необходимым условиям формирования достойной личности.

 Еще одной  формой преступления закон считает вовлечение несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством или попрошайничеством. Оно представляет собой действия взрослого, направленные на приобщение к кочевому, бездомному образу жизни и систематическому выпрашиванию у посторонних лиц денег, продуктов, одежды, спиртного, сигарет и т д. Эти действия совершаются, как правило, в целях паразитического существования взрослого за счет средств, добываемых несовершеннолетним.

С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 151 УК, во всех формах характеризуется прямым умыслом. Если лицо объективно способствовало этому, но не имело намерений вовлечь несовершеннолетнего в антиобщественную деятельность, формы которой перечислены в ст. 151 УК, в его действиях нет состава преступления, предусмотренного этой статьей. Преступление, предусмотренное ст. 151 УК, чаще всего совершается по корыстным мотивам.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 151 УК, может быть любой человек, достигший 18-летнего возраста.

Квалифицированным видом данного преступления является вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение, совершенное родителем, педагогом или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 151 УК).

Особо квалифицированный  состав данного преступления образуется,  если вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение совершено с применением насилия или угрозой его применения. Этот признак имеет то же содержание, что и в ч. 3 ст. 150 УК.

Согласно данной статье не подлежит уголовной ответственности родитель, который вовлек в занятие бродяжничеством своего ребенка в силу безвыходного положения, когда бродяжничество стало единственным способом поддержания жизни. В действиях такого родителя состав преступления отсутствует.

  1. Кража.

   Очевидно, что собственность составляет экономическую  основу, фундамент существования  любого общества, является одним из фундаментальнейших прав, которому нашлось  место даже в Всеобщей декларации прав человека - право каждого быть собственником. Не обязательно частная собственность; почему-то, когда говорят о собственности, нынче всё непременно к частной сводят; вовсе не обязательно частная. И на правах общей собственности, общественной, совместной, государственной - это тоже право быть сопричастным к сообществу, в котором ты находишься.

   Можно разные критерии положить в основание  деления преступлений против собственности  на различные подгруппы, но если исходить из привычного и понятного нам, юристам, гражданско-правового тезиса о триаде правомочий собственника - владение, пользование и распоряжение, то подоплека этой классификации должна быть примерно такой.

   1) Преступник отрицает право собственности  как таковое, пытаясь поставить  себя на место собственника; т.е.  отвергает все правомочия собственника - он сам хочет и владеть, и пользоваться, и распоряжаться этим имуществом безраздельно, словно он является его собственником.

   2) Преступник вовлекает в свой  хозяйственный оборот какое-то  чужое имущество, не ставя право  собственности под сомнение. Он  может пользоваться чужим имуществом, извлекая из этого соответствующую материальную выгоду, но право собственности как таковое он за надлежащим собственником признает, не отрицает его. Т.е., по сути дела, он незаконно пользуется чужим имуществом, незаконно владеет им, не претендуя на то, чтобы им распорядиться как собственник и т.д.

     В конечном счете, следующим  образом можно сгруппировать  преступления против собственности.

   1)Хищение  (ст. 158-162 и к ним же примыкает  статья 164). Для этой группы преступлений  как раз характерно полное отрицание права собственности, посягательство на все три правомочия одновременно.

   2) Иные корыстные преступления  против собственности, не содержащие  признаков хищения. Это ст. 163, 165- 166.

   3) Преступления против собственности,  не связанные с извлечением имущественной выгоды. Этим она отличается от двух предыдущих: хищения, естественно, всегда связаны; вторая группа, я говорил, они хотя и не содержат признаков хищения, но тоже являются корыстными, направленными на получение какой-то материальной выгоды, а третья группа предполагает посягательства, которые не связаны с извлечением материальной выгоды. Это статьи 167 и 168.

   Понятия и признаки хищения.

   Законодательная дефиниция хищения дана в примечании к статье 158- это "противоправное,  безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или другому владельцу этого имущества".

   Исходя  из этого определения, можно выделить объективные и субъективные признаки хищения.

   Объективные признаки хищения:

   1) незаконное и безвозмездное изъятие имущества из владения собственника или иного лица (я бы для краткости сказал - из чьего-либо владения), совершаемое указанными в законе способами (это важно, потому что круг этих способов является исчерпывающим и никакому расширительному толкованию не подлежит);

   2) обращение его (изъятого имущества, о котором говорилось в первом пункте) в пользу виновного или других лиц;

   3) причинение тем самым собственнику или владельцу реального положительного ущерба (материального ущерба)

   4) причинная связь между изъятием  и наступившим материальным ущербом.

   Субъективные  признаки, их два (обязательных два): прямой умысел и корыстная цель.

   Объект  и предмет хищения.

   Если  исходить из соответствующей трактовки (хотя сейчас есть и другие понимания объекта), объектом являются общественные отношения по поводу имущества, юридически выражающиеся в соответствующих правомочиях собственника (т.е. в правомочиях собственника владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом) и в обязанности других лиц не препятствовать ему в этом. Это и есть объект как собственность. А собственность - это те взаимоотношения между людьми, которые нарушаются соответствующими преступлениями. Это как раз понятно применительно к преступлениям против собственности, что если исходить из того, что объектом всегда является то, чему преступление причиняет вред, то надо ли доказывать, что этим бумажкам, которые извлекаются из кошелька, вор никакого вреда не причиняет, как и машине, которой, строго говоря, все равно, в чьих она руках.

   Специфика некоторых хищений такова, что  они посягают не только на собственность, но и на личность собственника - это  насильственный грабеж - 161-я и разбой - 162-я. Т.е. надо иметь в виду, что  эти преступления являются двуобъектными, коль скоро они связаны не только с завладением чужим имуществом, но и завладением таким способом, который предполагает насилие в отношении собственника.

   Если  изъятие чужого имущества, его похищение  связано с уничтожением или повреждением другого имущества (не являющегося предметом хищения), то содеянное всегда квалифицируется по совокупности. Я имею в виду разбитую витрину, сломанную дверь, взломанный сейф и массу ситуаций, когда, скажем, с мясом вырывают какой-то блок из того же компьютера, повреждая в целом компьютер, и т.д. Здесь всегда по совокупности - хищение и соответственно 167-я или 168-я (эти статьи как раз и предусматривают ответственность не за хищение, а за уничтожение или повреждение чужого имущества, соответственно за неосторожное или умышленное).

   Это обстоятельство дает возможность выйти  на тезис о том, что здесь может  появиться второй, дополнительный объект: если поврежденное или уничтоженное имущество в результате хищения  может отражаться на другой группе общественных отношений (например, на безопасности движения, эксплуатации транспорта), то содеянное тоже квалифицируется по совокупности - хищение и статья 267 (она называется "Приведение в негодность путей сообщения или транспортных средств"). Речь идет, как вы догадываетесь, о тех ситуациях, когда так называемые "металлисты" в поисках цветного металла могут раскурочить стрелочный перевод и т.п. Здесь, с одной стороны, происходит изъятие какого-то имущества, а, с другой стороны, имущество изымается из таких устройств, которые напрямую сопряжены с проблемами безопасного функционирования транспорта. А есть соответствующая глава "Транспортные преступления", как раз и предполагающая ответственность за повреждение путей сообщения, транспортных средств, средств связи, сигнализации, что может привести к катастрофам, крушениям поездов и т.д. Перед нами пример идеальной совокупности: одним действием, извлекая какую-нибудь медьсодержащую шину из стрелочного перевода, человек совершает сразу два преступления - он похищает чужое имущество и ставит под угрозу безопасное функционирование транспорта.

   Это надо иметь в виду, что хищение  бывает часто сопряжено с возможностью квалификации по совокупности.

   Предметом хищения является, в отличие от собственности как объекта, имущество. Имущество, во всяком случае, в уголовном праве, как предмет хищения принято характеризовать с трех сторон.

Информация о работе Понятие Особенной части российского уголовного права, ее значение и система