Теория и практика социальной работы в современных российских и западных исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основании исследований дать развернутый анализ основных социальных теорий и их практическую направленность на современном этапе.
Задачи исследования:
- представить анализ теорий, составляющих основу исследований в социальной работе на современном этапе;
- выделить современные модели социальной работы;
- рассмотреть модели профессионального обучения социальных работников в странах Еропы ,США и России;
- проанализировать концептуальные подходы зарубежной практики социальной работы;

Файлы: 1 файл

Паутовс2015_КР.docx

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Социальная помощь - это главная часть системы социальных гарантий, служащая для выхода из затруднительного в социальном плане положения отдельных лиц, и имеющая для этих целей необходимые учреждения и службы.В зависимости от серьезности вопроса, степени заболевания и потребностей, клиенты социальных служб могут обратиться за помощью как в обычные, так и в специализированные учреждения.

Под экономической моделью социальной защиты можно понимать сложившиеся принципы организации и функционирования ее программ в той или иной стране. В странах Европейского союза доминируют четыре основные модели: континентальная или модель Бисмарка, англосаксонская или модель Бевериджа, скандинавская и южно-европейская.

Континентальная модель (модель Бисмарка) устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов работодателей и застрахованных. В основе этой модели лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Они аккумулируют социальные отчисления из заработной платы, из которых и производятся страховые выплаты. Финансирование таких систем, как правило, не осуществляется из государственного бюджета, так как принцип бюджетной универсальности противоположен такой модели социальной защиты. Однако в современных условиях существования социального государства в Европе с его обширной сетью социальных программ, эта модель социальной защиты, как правило, не всегда основывается только на данном принципе. Поэтому для малообеспеченных членов общества, не имеющих возможности получать страховые социальные выплаты по ряду причин (например, вследствие отсутствия необходимого страхового стажа), национальная солидарность реализуется через системы социальной помощи. В этом случае речь может идти о вспомогательных механизмах, которые являются отступлениями от основной логики "бисмарковской" модели. Несмотря на существование принципа обязательности социального страхования (например, в Германии обязательность социального страхования предписана законом), он соблюдается не в полной мере. Это связано с существованием предельных уровней заработной платы, выше которых принадлежность к режимам социального страхования не является обязательной (возможно только добровольное страхование), или лимитированием отчислений (в этом случае в рамках обязательного социального страхования отчисления производятся только в пределах предельной заработной платы, а социальные выплаты исчисляются в отношении к этому уровню). Таким образом, в основе этой модели лежит принцип актуарной справедливости, когда величина страховых выплат определяется в первую очередь величиной страховых взносов. В момент своего рождения в Германии в конце XIX в. немецкая система социальной защиты воспроизводила именно эту модель. На сегодняшний день значительное развитие системы социальной помощи (строящейся на принципе вспомоществования, а не страхования) приводит к модификации этой модели и увеличению доли бюджетного финансирования социальной защиты[31].

Англосаксонская модель (модель Бевериджа) представлена в Европе Великобританией и Ирландией. В ее основе лежит доклад английского экономиста У.Бевериджа, представленный правительству Великобритании в 1942 г. Значительное влияние на выдвинутые Бевериджем положения оказали идеи Кейнса о том, что динамика общественного производства и занятости определяются факторами платежеспособного спроса, а следовательно, перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих более низкие доходы, способно повысить денежный спрос массовых покупателей. Модель базируется на следующих принципах: принцип всеобщности (универсальности) системы социальной защиты - распространение ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан; принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат, что выражается в одинаковом размере пенсий, пособий и медицинского обслуживания, а также условий их предоставления.

Принцип распределительной справедливости - основополагающий в данной модели, так как в данном случае речь идет не о профессиональной (как в случае с моделью Бисмарка), а о национальной солидарности. Финансирование таких систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из средств налогообложения. Так, финансирование семейных пособий и здравоохранения осуществляется из государственного бюджета, а прочих социальных пособий – за счет страховых взносов наемных работников и работодателей. В отличие от континентальной, эта модель включает в себя социальное страхование с достаточно низкими социальными выплатами и социальную помощь, которая в этой системе играет доминирующую роль[31].

Скандинавская модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальная защита в ней понимается как законное право гражданина. Отличительной чертой скандинавской модели является широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Получение социальных услуг и выплат, как правило, гарантируется всем жителям страны и не обусловливается занятостью и уплатой страховых взносов. В целом уровень социальной защищенности, предлагаемый этой моделью, довольно высок. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов. Необходимым предварительным условием функционирования данной модели является высоко организованное общество, строящееся на основе приверженности принципам институционального общества благосостояния.

Финансирование систем социальной защиты, относящихся к данной модели, осуществляется преимущественно за счет налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных работников.  Единственной частью социальной защиты, выделенной из общей системы является страхование по безработице, которое является добровольным и управляется профсоюзами. До недавнего времени работающие по найму были практически освобождены от уплаты страховых взносов и участвовали в системе социальной защиты путем уплаты налогов. Однако в последнее десятилетие XX в. Наметилась тенденция постепенного возрастания доли участия работающих по найму в финансировании страховых программ и увеличения страховых отчислений из заработной платы. Это же тенденция прослеживается и по отношению к предпринимателям, тогда как социальные расходы государства в последние годы заметно сократились[31].

Южно-европейская модель социальной защиты представлена в Италии, Испании, Греции и Португалии. Лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических и структурных изменений в этих государствах были созданы или усовершенствованы системы социальной защиты. В отличие от предыдущих, данную модель можно интерпретировать скорее как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Именно поэтому «рудиментарность» этой модели отмечается в качестве ее основной особенности различными западными исследователями. Как правило, уровень социальной защищенности, характерный для данной модели, относительно низок, а задача социальной защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль, а социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан. Характерной чертой данной модели является также асимметричная структура социальных расходов. Так,  в Италии это проявляется в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение (14,7% ВВП при среднеевропейском уровне - 12,5%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 1%).

Формирование современных систем социальной защиты связано с процессом индустриализации, усилением государственного регулирования социальных процессов, усложнением социально-демографической структуры общества. Пик развития систем социальной защиты приходится на 1960-1970 гг., когда многие государства приняли на себя высокие обязательства по обеспечению социальной защиты населения. Этому способствовали ускоренные темпы экономического роста, усиление роли государства в социально-экономических процессах, оформление теории «социального государства». Последующие экономические кризисы изменили ситуацию, в результате чего в 1980 - 1990 гг. основные проблемы были вызваны рядом причин демографического, политического и экономического характера. К 1980-м годам тенденция расширения социальной защиты исчерпала свои возможности, приблизившись к пороговым значениям[31].

 

 

 

 

2.3. Проблемное поле современной социальной работы в России

 

Исследование проблем социальной работы в России органически связано с началом ломки административно-командной системы, со становлением рыночных отношений. У нас нет оснований утверждать, что в советское время не было подобной деятельности. Социальная работа как деятельность функционировала, но она была качественно иной, чем в настоящее время, и полностью отвечала государственному строю и идеологии того времени [18,с.54].

Современная трансформация российского общества по новому, более радикально поставили вопрос о сущности, задачах и направленности социальной работы. В стране появились миллионные группы населения, нуждающиеся в социальной помощи (безработные, пенсионеры, эмигранты и т.д.). Появилась острая необходимость в разработке теоретико-методологических основ социальной работы, в разработке ее практической направленности, в подготовке высококвалифицированных кадров социальных работников. Отечественные специалисты в области социальной работы активно  знакомятся с теорией и практикой социальной работы в странах Америки и Западной Европы. Безусловно, такое знакомство небесполезно, однако, современная российская действительность такова, что для нее не подходит никакое западное «клише». Поэтому вполне оправдано стремление отечественных ученых разработать собственную концепцию социальной работы. Уже можно утверждать, что в России создана своя школа специалистов в области социальной работы. Ее основными представителями являются: Н.С.Данакин, В.П.Мельников, П.Д.Павленок, Е.Г.Студенова, Л.В.Топчий, Е.И.Холостова, А.А.Козлов, и др.

Социальная работа в России на новом историческом этапе начинает формироваться в ситуации изменения политических идеологий, на фоне спада производства, ослабления государственного контроля над важнейшими сферами жизнедеятельности.

В этой связи начинает осуществляться поиск моделей помощи и поддержки, чтобы не только реагировать на структурные изменения формирующегося рынка, но и стабилизировать систему общественных отношений.

Основными направлениями социальной работы в нашей стране в настоящее время являются: работа с инвалидами, пенсионерами, молодежью, работа с неблагополучными семьями. Особое внимание уделяется работе с безработными и живущими за чертой бедности. В стране создана разветвленная сеть центров и служб занятости, центров реабилитации и т.п.

Сочетание международных стандартов и отечественных образовательных традиций – таковы стратегии социальной работы в России на современном этапе развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение проведенной аналитической обработки  исследований в области социальной работы хотелось бы отметить, что все изученные работы являются необходимым фактором развития общества.

Анализ научной литературы свидетельствует, что ключевыми теориями в начале становления социальной работы как науки были теории Курта Левина, Джоржа Хоуманса и Алвина Зандера. Также на первых этапах развития практики социальными работниками активно использовались исследования Пиаже. Общим для социальной работы как науки является использование основополагающих идей философов, социологов, психологов: К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, 3. Фрейда, К. Роджерса, Ж.П. Сартра и др.

Теоретическая традиция в истории научного осмысления социальной работы складывалась на выдающихся достижениях З.Фрейда и его сторонников. Они широко использовались в медицине и социально-реабилитационной практике уже в 20-30-е годы и господствовали до 50-х годов, после были потеснены, с одной стороны, достижениями эгопсихологии, а с другой, распространением и растущим влиянием системных, социальных исследований [26,с.10].  Создание В. Франклом психолого-социологических оснований логотерапии, рост ее популярности также благоприятствовали распространению в странах европейской социокультурной традиции когнитивных теорий социальной работы. Причем для специалистов в этой области научного знания ведущая роль в усилении ее влияния, разработке названных авторов бесспорна [23,с.7]. Теоретическая, исследовательская и образовательная деятельность профессора X. Сведнера оказала существенное влияние на распространение системных, философско-гуманистических представлений о социальной работе не только в Швеции, но и в других скандинавских странах, в Западной и Восточной Европе, в Японии и Китае, где он побывал и где известны его труды.

         Наибольшее влияние на развитие  теории социальной работы продолжают  оказывать социология и психология, а также педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция. В современных  исследованиях сохраняется ее  интегративный и междисциплинарный  характер.

Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, концепция социального действия, ситуационный анализ и др.. Сегодня наблюдаются попытки объединения всех данных концепций в единую теорию на основе холономных и синергических подходов.

Среди современных моделей социальной работы С.И. Григорьев выделяет три группы : психолого,социолого,комплексно – ориентированные.

В курсовой работе рассматривается исторический и современный опыт профессиональной подготовки в США и странах Западной Европы сквозь призму и приоритеты отечественной профессиональной школы и педагогики. Системы подготовки социальных работников в каждой стране складывались с учетом исторических условий. В то же время, несмотря на схожесть задач, они имеют различия в подходах, методах и организации.

В современной России социальная работа строится  на базе сочетания международных стандартов и отечественных образовательных традиций.

 Хотя основные принципы, методы социальной работы в  различных странах довольно схожи, но при знакомстве с реальной  социальной работой заметны существенные  различия. Это зависит от национальных  и исторических особенностей  развития страны, бюджетно-страховых  принципов финансирования социальной  работы, степени развития социального  законодательства, что подтверждает  уникальность и невозможность  какого-либо слепого копирования  и переноса зарубежного опыта  на отечественную почву.

Информация о работе Теория и практика социальной работы в современных российских и западных исследованиях