Социально-психологические проблемы пожилого человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:09, реферат

Описание работы

В современном российском обществе существует множество демографических проблем, в том числе и «старение общества». Но старость как период жизни - это неизбежное состояние. Именно в возрасте 60-65 лет значительно изменяется социальная жизнь людей в условиях современной России. А в пожилом возрасте только 10% людей справляются с психологическими трудностями и приспосабливаются к новому положению. [1] Достигая уже 45- 50 лет люди часто становятся жертвами дискриминации в отношении занятости и статуса. Более того, жизнь пожилого человека становиться менее ценной, чем жизнь молодого или зрелого человека. Таким образом, пожилой человек уязвим не только к потерям, которые неизбежны (такие как смерть партнера или друга).

Содержание работы

Введение
1. Социально-психологическая хар-ка личности пожилого человека……..4
1.1. Социальные проблемы лиц пожилого возраста……………………..4
2. Психологические проблемы лиц пожилого возраста…………………….6
2.1. Виды старости……………………………………………………………6
3. Социальная работа с пожилыми людьми………………………………….7
3.1. Задачи развития человека в пожилом возрасте…………………………….8
Заключение……………………………………………………………………….16
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Соц-псих проблемы пожилых - копия.docx

— 38.57 Кб (Скачать файл)

Это время ставит перед человеком  и новую задачу: убедиться в  ценности прожитой жизни. Конечной стадией  в теории жизненного цикла Эриксона является психосоциальный конфликт "целостность эго против отчаяния". Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе идей - только в нем постепенно созревает плод всех семи стадий – интегративность или целостность личности. [6] Это чувство протекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь и сказать себе: "Я доволен". Э.Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души: все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности;  постнарциссическая любовь человеческой личности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они достигаются;  принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене;  новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре. Обладатель такой личности понимает, что жизнь отдельного человека есть лишь случайное совпадение жизненного цикла с единственным отрезком истории, и перед лицом этого факта смерть теряет свою силу.[7] Тогда, как полагает Эриксон, в старости приходит настоящая зрелость и, как приобретение этого периода, полезное чувство "мудрости прожитых лет". Но в то же время он отмечает: "Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом смерти". [8]

На противоположном полюсе находятся  люди, относящиеся к своей жизни  как к череде нереализованных  возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие целостности проявляется  у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости  и озабоченности тем, что "еще  может случиться". Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.  [8] 

Собственно о том же говорит  в своей теории развития человека Шарлотта Бюлер. Она выделяет пять фаз развития, последняя, пятая фаза начинается в преклонном возрасте, в 65-70 лет. В этот период, считает психолог, многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, спокойно проживая последние годы. Люди обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование.   

Другой американский психолог Дж. Пекк, развивая идеи Эриксона, говорит о подкризисах последнего периода. Назовем два из них: первый- переоценка собственного "Я" (человек должен ответить себе и для себя на вопрос: "кто "Я" есть, что есть "Я" после ухода на пенсию, когда отброшены учёные и военные звания, учёные и административные должности?"); второй - осознание факта ухудшения здоровья и старения тела (опять же ответ на вопрос: "кто есть "Я" без красивой причёски, стройной фигуры, отменного здоровья?"). Так вот для мужчины труднее преодоление первого подкризиса, а для женщины- второго.[8]

Итак, наиболее важными психологическими задачами развития в пожилом возрасте становятся:  а) сохранение согласованности с собственной идентичностью, которая требует опоры на прошлое и в тоже время своевременной перестройки Я-концепции и стиля поведения в соответствии с изменившимися условиями жизни;  б) нахождение смысла жизни, которая напрямую связана с оценкой собственного прошлого.

Современная социальная обстановка во всем мире, ориентация на молодость, на активный образ жизни, философия  достижений делают этот демографический  слой наиболее уязвимым. Особенно тяжело как социальное, так и психологическое  положение стариков в экономически нестабильных регионах. Как правило, слова старость и пожилые люди несут на себе негативное семантическое  значение, часто являясь синонимами слов «ущербный», «отживший», что отражается на самосознании стариков и отношении к ним более молодых слоев населения.

Изменение психосоциального статуса в старости отличается от предыдущих прежде всего сужением круга возможностей, как физических, так и социальных; и состоит из нескольких стадий: наступление старости, выход на пенсию, вдовство. Удовлетворенность жизнью и успешность приспособления к наступлению старости зависят в первую очередь от здоровья. Негативный эффект слабого здоровья может смягчаться за счет механизмов социального сравнения и социальной интегрированности. Также важную роль играют материальное положение, ориентация на другого, принятие перемен. Реакция на уход на пенсию зависит от желания оставить работу, здоровья, финансового положения, отношения коллег, а также от степени запланированности ухода. Вдовство, как правило, несет одиночество и нежелаемую независимость. В то же время оно может дать человеку новые возможности для личностного роста. При этом смысл, вкладываемый в происходящие события личностью, часто является более важным, чем сами эти события.

Опросы, проводимые учеными, социологами и  чиновниками, отвечающими за работу с пожилыми людьми, показали, что  среди наиболее важных проблем, связанных  с повышением уровня собственной  жизни, пожилые люди отмечают одиночество, состояние здоровья и экономические  проблемы. Таким образом, несмотря на актуальность качества медицинского обслуживания и доходов, практически всех пожилых людей мучают психологические проблемы: нарушение привычного образа жизни, отсутствие внимания со стороны общества и близких, одиночество.   Повседневная, рутинная жизнь пожилых, как правило, не является исполнением какой-либо роли, а неструктурированные ситуации поздней жизни вызывают депрессии и тревогу, так как пожилые чувствуют вакуум социальных ожиданий и недостаток норм для них. Вполне справедливо пожилой возраст называют стадией систематических социальных потерь и отсутствия приобретений.

В массовом сознании роль пенсионера, вдовца, просто пожилого человека - очень неясная, и в обществе отсутствуют соответствующие  ролевые ожидания.  Потеря ролей и, как следствие этого, ролевая неопределенность деморализуют пожилых. Это лишает их социальной идентичности часто оказывает негативное влияние на психологическую стабильность.

Поскольку целевой функцией процесса социальной адаптации служит самосохранение «общества-семьи-личности»  в их взаимосвязи и развитии, адаптация  пожилых людей представляется сложным  образованием, состоит из многих составляющих и ее критериями являются: 

- на уровне  общества - степень сближения ценностных  ориентации различных половозрастных  групп общества и степень совпадения  авто- и гетеростереотипов пожилых; 

- на уровне  группы - степень ролевой адаптации,  степень позитивности социальной  идентичности, степень инкорпоризации (замыкания пожилых на своем непосредственном окружении); 

- на уровне  личности - приспособление к самому  процессу старения и степень  позитивности личностной идентичности.  

Лишь  небольшое число пожилых людей  минует негативную фазу кризиса пожилого возраста. Большинству из них необходима внимательная и квалифицированная  помощь специалистов, близких людей  и общества в целом. В нашей  стране использовать общественное мнение для организации помощи людям  позднего возраста легче, чем во многих странах Западной Европы. Это объясняется  тем, что в нашем обществе существуют достаточно устойчивые положительные  стереотипы пожилых людей, в которых  позитивно оцениваются их опыт, знания и умение выстоять в сложных житейских  ситуациях. Значит, у пожилых людей возможно сформировать установку на их значимость для молодых, на помощь им, а у молодых - на принятие этой помощи, причем не столько в домашнем хозяйстве, сколько в профессиональной и социальной деятельности.

Необходимость найти адекватную сферу применения активности пожилых людей связана  и с тем, что пик социальной активности пожилых совпадает с  предпенсионным периодом (у мужчин в возрасте 56 - 60 лет, у женщин от 50 до 55 лет.

Расширение  и углубление общения становится непременным условием социализации в этом возрасте. Сложность формирования новых личностных контактов связана  с тем, что многие пожилые люди испытывают коммуникативные трудности. Фундаментальные исследования   показывают, что в большинстве случаев пожилые люди страдают от нарушений в сфере коммуникации и от конфликтов, относящихся к этой области. Две трети пожилых, обратившихся за помощью в психиатрическую амбулаторию института, говорили о проблемах контактов.

Непонятная  многим молодым людям политическая активность пожилых, их участие в  митингах и демонстрациях часто  объясняются стремлением к общению, иногда неосознанным. Не у всех пожилых  людей за этой митинговой агрессией  стоит осознанный выбор социальной позиции, скорее это ностальгия по молодости  и стремление к стереотипному  поведению. Возможность наладить контакты со сверстниками в других, более  социально приемлемых формах, существенно  снизила бы эту социально небезопасную активность, которую часто используют определенные группы в своих политических интересах. Нахождение оптимальных  путей коррекционной работы с  этой группой пожилых людей является важной задачей не только для психологов и геронтологов, но и для социологов и политиков.

Исследования  показывают, что существует несколько  способов компенсации того эмоционального напряжения, в котором находятся  пожилые люди, повышения уровня их социально-психологической адаптации. Это общение с природой, увлечение  искусством (как в плане творчества, так и в плане восприятия), появление  новой значимой деятельности, новых интересов, перспективы (это особенно важно для людей старше 70 лет).

Те психологические изменения, которые происходят в процессе старения, ставят в качестве первоочередной задачи исследование их динамики и особенностей социального поведения пожилых. Поскольку одним из ведущих механизмов, обеспечивающих целостность личности и предсказуемость ее деятельности, является социальная адаптация, эта проблема выходит в центр исследовательских интересов.

Изменения, связанные с процессами модернизации устройства общества, влияют на положение  и социальное самочувствие пожилых  людей, которым трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических  и социально-культурных условиях. Для  этого им требуется помощь, учитывающая  значительную, дифференциацию, сложность  их проблем, многообразие потребностей и запросов.

Наступление пожилого возраста является для отдельного человека источником социального риска, проблемы пожилых людей имеют  объективные основания, носят долговременный характер и требуют постоянного  внимания, изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов в новых для современной России рамках специальной государственной  социальной политики в отношении  пожилых людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Не возникает ни малейших сомнений в том, что проблема социализации пожилых людей не только существует, но и более значима для этого возрастного периода по сравнению с предыдущим. Успешная социализация пожилых людей - одно из основных условий поддержания высокого качества их жизни. Психологическая составляющая стиля жизни является одной из наиболее острых и на сегодняшний день мало исследованных проблем, связанных с пожилыми людьми.

   Достаточно много говорится об экономических и медицинских проблемах, с которыми сталкиваются люди позднего возраста. Но уровень медицинского обслуживания и материального обеспечения не соотносится прямо с уровнем психологического комфорта и оптимальным для человека стилем жизни. Это доказывается и тем, что вопросы, связанные с психологическим состоянием и социально-психологической адаптацией пожилых, в первую очередь начали исследоваться в наиболее развитых и экономически благополучных странах, где пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание пожилых людей находятся на достаточно высоком уровне.

   Сложность состоит в том, что, если экономические и медицинские вопросы могут решаться централизованно и стандартно для всех людей определенной возрастной группы, то проблемы психологические должны решаться индивидуально, на основе личностных качеств пожилого человека и социальной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Альперович, В. Д. Социальная геронтология / В. Д. Альперович. – Р-н/Д: Феникс, 1997. – 557 с.
  2. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии / Л. М. Семенюк. – М.: МПСИ, 2003. – 400 с.
  3. Бест, Дж. Конструкционистский подход к исследованию социальных проблем / Контексты современности–II: Хрестоматия / Дж. Бест. / Сост. и общ. ред. С. А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001. – 360 с.
  4. Биология старения / Под ред. В. В. Фролькиса.. – Л.: Наука, 1982. – 618 с.
  5. Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова: раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. – М.: АСТ, 2005. – 240 с.
  6. Бочарова, В. Г. Социальная педагогика и социальная политика: линии сопряжения / В. Г. Бочарова // Социальная работа. – 2002. - № 1. – С.13-17.
  7. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 365 с.
  8. Ермолаева, М. В. Современные технологии психологического консультирования и психотерапии пожилых людей / М. В. Ермолаева. – М.: МПСИ, 2007. – 96 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-психологические проблемы пожилого человека