Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:11, курсовая работа
Пути и факторы профессионального самоопределения молодежи является выбор профессии, или профессиональное самоопределение, — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.
Введения._____________________________________________ стр. 3.
Профессиональный выбор и его востребование на рынке труда;
Сравнения. ________ стр. 6
Рассмотрения вопросов о жизни деятельности и самоопределении______ стр. 16.
Задачи и цели для реального самоопределения молодежи. _______ стр. 25.
Проанализировать и сравнить. ___________ стр. 28.
Заключение. ____________________
Список литературы. ____________________________
Таким образом, трудовую деятельность, относящуюся к производственной сфере, избрали для себя 20,2% от числа учащихся 11-х классов, и 10% от числа учащихся
9-х классов (причем сюда включены не только рабочие профессии, но и профессии инженерно-технического труда в промышленности, в строительстве, на транспорте и в связи, а также профессии агрономов и ветеринаров в сельском хозяйстве.
Как свидетельствуют
данные таблицы, учащихся 11-х классов
интересуют в основном профессии
в сфере обслуживания, включая торговлю
(18,3%); область планирования, учета, финансовой
деятельности (17,5%). Последняя сфера занятости
особенно привлекает к себе внимание учащихся
11-х классов, в предпочтениях которых она
вышла на первое место (33%).
В табл. 16 приведены результаты социологического опроса учащихся выпускных классов 13 школ Красноярского края, проведенного Центром социологических исследований Красноярского края.2 Распределение ответов на вопрос: «Если Вы выбрали профессию, то какую?» (в % от числа ответивших)
|
Значительную популярность среди учащихся 11-х классов получили профессии работников здравоохранения (13,5%), транспорта (11,9%), образования (10,3%).
Многолетние исследования показали: самореализация молодежи как фактор становления субъектное в сфере социально-экономических отношений в условиях риска все больше определяется формой собственности предприятия или фирмы, где работает тот или иной молодой человек, а также его жизненной ситуацией. И в государственном секторе экономики, и в негосударственном в середине 90-х годов наблюдалась стагнация таких показателей, как субъективная оценка молодежью уровня квалификации, отношения к работе и степени удовлетворенности ею. Однако после 1997 г. отмечается их постепенное повышение. Вместе с тем, для каждого второго работающего, особенно в негосударственной сфере, актуальна проблема несоответствия образования фактической работе. По прежнему сохраняется типичная для большинства отраслей и профессиональных групп ситуация, при которой вознаграждение за труд не отвечает сложности выполняемых профессиональных функций. Так, продвижение по службе и повышение квалификации на государственных предприятиях редко сопровождается ростом заработной платы. В негосударственных, напротив, оплата труда часто не зависит от квалификации молодых людей, а их карьера основана преимущественно на субъективных критериях. Применительно к молодежи это несоответствие основывается вдобавок еще и на возрастной дискриминации молодых работников, особенно коммерческих структурах.
Более того, как выявилось в ходе исследований, высокая трудовая мотивация ориентация на производительный труд приводят скорее к снижению показателей уровня жизни, нежели к их повышению. А реализация иных, не связанных с трудом моделей самореализации, наоборот, оказывается эффективнее с точки зрения социального продвижения. Этот парадокс закрепляется в молодежном сознании в виде доминанты инструментальных ориентации, готовых превратиться в условиях высокой толерантности к девиации в асоциальные установки.
Совокупность отмечаемых тенденций ставит в ситуацию неопределенности и риска наиболее подготовленную и социально активную молодежь. А возникающая деградация ее социально-профессионального потенциала негативно сказывается на изменении качественных социальных показателей, характеризующих данную группу.
В переходных условиях молодое поколение чаще отрицает опыт старших, чем его усваивает. Причем в семьях, где нарушены меж поколенные отношения и где семья утрачивает функцию спасательного круга на волнах неопределенности, обостряется и риск отставания жизненного старта, и риск нереализованных возможностей молодых людей. Аналогичные риски возникают и в низкостатусных семьях, не способных обеспечить материальную поддержку своим детям.
В широком социальном плане данные тенденции свидетельствуют о деформации воспроизводственного процесса уже в первом звене - на этапе преемственности. Самоутверждение и самореализация молодежи через отрицание может иметь как позитивные, так и негативные последствия. Так, несомненно позитивным моментом явилось отрицание большинством молодого поколения устаревших, отживших ценностей и отношений, характерных для эпохи авторитаризма (хотя, как показывает опыт, не преодолен до конца риск воспроизводства этих отношений и в новых условиях). С другой стороны, огульное отрицание прошлого разрушает историческое сознание молодого поколения, приводит к ценностно-нормативной неопределенности, релятивизму и нигилизму как его крайней форме. В конечном счете, деформируются идентичности.
С целью выявления путей достижения и эффективной занятости молодежи необходимо проведение комплексного мониторинга молодежного рынка труда в совокупности с анализом таких характеристик молодежи, которые способствуют или препятствуют упрочению положения молодого человека в сфере социально-трудовых отношений. В основном это социально-психологические характеристики, обусловленные особенностями молодежи как группы трудовых ресурсов.
Если
в управлении народным хозяйством страны
будут преобладать
Для сравнения возьмем данные 2008 г. интерес к преподавательской деятельности в общем распределении практически не меняется от курса к курсу (5,9% - на третьем курсе и 6,4% - на пятом). У студентов региональных вузов данный показатель к пятому курсу возрастает с 5,4% до 7,8%. Московские студенты демонстрируют падение интереса к преподавательской деятельности. Если на третьем курсе 6,6% из них хотели бы работать преподавателем, то на пятом курсе таких насчитывается только 4,5%. Научно-исследовательская деятельность также становится менее привлекательной для студентов старших курсов столичных вузов. Число московских студентов, желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью, сокращается к пятому курсу с 4,8% до 2,1%, а у региональных студентов несколько возрастает с 1,7% до 2,7%.
Продолжить обучение в аспирантуре собираются 7,6% общего числа опрошенных респондентов. Для московских студентов этот показатель гораздо выше и составляет 9,2%; в регионах он равен 6,4%. При этом число желающих поступить в аспирантуру после окончания вуза не меняется от курса к курсу ни среди студентов московских вузов, ни среди студентов региональных вузов.
Дифференцирующим критерием в трудоустройстве юношей и девушек является форма хозяйствования будущей/настоящей организации, фирмы. Работать по специальности в коммерческих структурах планируют 16,6% юношей и 8% девушек (2:1), в госструктурах - 7,8% юношей и 14,6% девушек. Это позволяет предположить, что девушки более удовлетворены профессиональной подготовкой, но ощущают неподготовленность к работе в коммерческих структурах или испытывают чувство недоверия к негосударственному сектору.
Согласно итогам опроса, 49,2% студентов считают, что их специальность вполне перспективна; 35,9% - специальность скорее перспективна, чем неперспективна; только 6,9% ответили, что специальность скорее неперспективна, чем перспективна; и 3,4% считают специальность неперспективной. Общее распределение показывает, что подавляющее большинство студентов - 85,1% - оценивают перспективность получаемой специальности в техническом вузе положительно.
Те способы решения проблем собственной занятости, к которым прибегает молодежь, позволяют сделать вывод об уже достаточно высоком уровне ее психологической адаптации к реалиям рынка труда. Это проявляется в готовности к полной занятости, о чем заявили 62,8% участников Форума, при том, что большую долю среди них составили студенты дневных отделений вузов, которые претендовали на занятость на условиях неполного рабочего дня - 19,6%, временную (эпизодическую) занятость - 13,2%, каникулярную занятость - 4,4%. Среди уже имеющих работу соответствие профессии ожиданиям отметили 74,3% опрошенных, а несоответствие гораздо меньше - 25,7%. Молодежь реально оценивает уровни оплаты труда в различных секторах экономики: стремление работать в частном секторе продемонстрировали 57,4% участников Форума, в государственном - 18,2%, выдвинули в качестве критерия выбора высокий уровень оплаты труда - 17,7%, хотят открыть собственное дело - 6,7% опрошенных.
Сроки поиска работы в среднем для участников Форума оказались значительно меньше, чем для безработных Москвы в целом: менее одного месяца искали работу 17,9%, от 1 до 4 месяцев - 51,2%, от 4 до 6 месяцев - 12,2%, более 6 месяцев - 18,7% опрошенных. Среди способов поиска работы предпочтение отдано помощи родных и знакомых - 40,4%, обращение к услугам частных кадровых агентств - 24,8%; самостоятельно рассылают резюме по различным организациям 19,2%, обращаются в органы государственной службы занятости 8,4%, а пробуют найти работу иными способами 7,2% опрошенных участников Форума. Однако оценки будущих перспектив трудоустройства пока не выглядят оптимистичными: только 21,8% респондентов знают, где будут работать, 40,4% находятся в активном поиске работы, 15,4% не видят для себя никаких перспектив на рынке труда, а 22,4% опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос.
Относительно благополучные результаты проведенного обследования свидетельствуют о ситуации лишь на небольшом сегменте молодежного рынка труда Москвы. Характеристики занятости и безработицы среди лиц, не охваченных высшим профессиональным образованием, очевидно, иные. Однако выявленные в ходе исследования социально-психологические аспекты достижения эффективной занятости молодежи вполне могут быть реализованы совместными усилиями всех участников молодежного рынка труда - государства, работодателей и самих молодых работников.
Изучая ответы респондентов, социологи выявили некоторые негативные тенденции. В частности, коммерческие фирмы предпочитают нанимать на работу, даже не требующую высокой квалификации, не лиц со средним образованием, а выпускников вузов. Немаловажная сторона этого противоречия состоит в том, что квалифицированный, интеллектуальный труд сегодня - самый низкооплачиваемый. Это сказывается на структуре ценностей и жизненных планах молодежи и не может не снижать адекватного самоопределения студентов. На современном этапе характер их профессионального самоопределения можно определить как двойственный.
Двойственность
проявляется в следующем: с одной
стороны присутствует "идеальное"
намерение, базирующееся на интересе к
специальности - освоить ее, реализовать
свою профессиональную подготовку, найти
соответствующую работу и т.д. Но поскольку
реализация такого плана, как правило,
затруднительна, выпускники формируют
в качестве возможного варианта менее
для них привлекательный, но реальный
найти любую работу, не обязательно по
специальности, но обеспечивающую приемлемый
доход. Социальная опасность этой тенденции
заключается в следующем. При сохранении
низкой оплаты труда в государственных
структурах и высокой значимости материальной
обеспеченности у выпускников вузов растет
предпочтение. трудоустройства в коммерческой
сфере при соответствующем падении престижа
госструктур в ущерб трудоустройству
по специальности. В силу этого возможна
ситуация, при которой вузы практически
будут давать профессиональное образование
лишь номинально
Информация о работе Пути и факторы профессионального самоопределения молодежи