Пути и факторы профессионального самоопределения молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Пути и факторы профессионального самоопределения молодежи является выбор профессии, или профессиональное самоопределение, — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Содержание работы

Введения._____________________________________________ стр. 3.

Профессиональный выбор и его востребование на рынке труда;

Сравнения. ________ стр. 6

Рассмотрения вопросов о жизни деятельности и самоопределении______ стр. 16.

Задачи и цели для реального самоопределения молодежи. _______ стр. 25.

Проанализировать и сравнить. ___________ стр. 28.

Заключение. ____________________


Список литературы. ____________________________

Файлы: 1 файл

курсовая СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 72.81 Кб (Скачать файл)

   Влияние риска ощутимо и на других, более поздних, этапах социального развития молодежи. Социально-экономический кризис в России ухудшил ее социальное положение и поставил в конфликтные противоречия с обществом. Это предопределило для многих молодых людей появление риска нереализованных возможностей и социального исключения. Он непосредственно связан с фундаментальным свойством общества риска - неопределенностью и непредсказуемостью жизненного пути, самоопределения и самореализации в большей или меньшей степени всех молодых людей, что не может не влиять на характер социального развития молодежи как группы.

  В рамках законодательно установленных возрастных границ молодежи наблюдается сильная дифференциация ее групп практически по всем социальным показателям. Для выявления особенностей трудового поведения представляется целесообразным дополнительно выделить группы: 14-15 лет, 16-17 лет, 18-20 лет, 21-24 года, 25-29 лет. В рамках каждой из выделенных групп существуют свои специфические проблемы социальной и трудовой адаптации.

   Кризисное положение во всех сферах жизни российского населения, вызванное происшедшими социальными изменениями, идеологическим вакуумом, далеко зашедшим социальным и имущественным расслоением общества, в первую очередь наблюдается в среде молодежи. С одной стороны, молодежь представляет собой сейчас наиболее перспективную возрастную категорию в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры. С другой стороны, из-за сильного социального, материального, территориального неравенства возможностей получения образования и самореализации такие перспективы имеют далеко не все молодые люди. Многим свойственно неверие в свои силы и разочарование в обществе. Наметилась тенденция к выезду на постоянное жительство или поиски временных заработков за рубеж. Лучшая, наиболее интеллектуально одаренная и подготовленная часть молодежи не видит для себя возможностей реализации своих дарований в России.

   Наряду с этим очевидна значительная криминализация части российской молодежи. Размытость системы ценностей, низкий уровень жизни, отсутствие перспектив изменения сложившегося положения, с одной стороны, и пропаганда криминальных видов деятельности, красивой жизни и нетрудовых денег массовой культурой — с другой, приводят к тому, что многие молодые люди пытаются найти свой путь к социальному успеху в криминальных структурах.

Наконец, немалая часть молодежи, повинуясь  чувству социального протеста или  в поисках смысла жизни, попадает в экстремистские политические организации, тоталитарные секты.

   Повседневная жизнь людей нередко подвергается риску. Особенно это касается молодежи. Ей присуще стремление к новому, неизведанному, а риск предоставляет шанс добиться успеха. Она меньше рефлектирует по поводу возможных последствий риска, но и часто проигрывает. Полагаясь на случай, молодые рискуют оказаться без желаемого образования, не найти работы, не создать семьи, не выдержать конкуренции в бизнесе и остаться не у дел.

    Всякая деятельность предъявляет  требования к человеку в виде  наличия качеств, определяющих  его "пригодность". В силу  действия объективных и субъективных  причин различия эти могут быть довольно существенными. Психологи часто связывают способности с потенциальной возможностью освоения знаний, умений и навыков, что может состояться, а может и нет. Что касается детей то, несомненно, без специального обучения, усилий педагогов, поддержки семьи их способности не развить. Лишь в отношении небольшого числа детей в возрасте 6-7 лет (время начала обучения в школе) можно высказывать прогноз относительно их будущих профессиональных предпочтений. Большинство осуществляет профессиональный выбор уже после получения аттестата о среднем образовании или свидетельства об окончании основной школы.

  С точки зрения утилитарного подхода к проблеме формирования спроса и предложения рабочей силы и достижения их сбалансированности такое положение вещей однозначно должно быть оценено как негативное. Однако специфика российской ситуации последних лет обусловлена стремлением к формированию рыночной среды, инфраструктуры рыночной экономики в широком смысле слова. В этих условиях определенный избыток специалистов, ориентированных на деятельность в экономике свободного предпринимательства, представляется даже желательным, так как он способствует понижению ставок заработной платы данной категории работников, изменяя направленность конъюнктуры рынка труда. Но в России ситуация стала развиваться по-другому. Финансовый кризис августа 1998 г. существенно сократил спрос на рабочую силу по тем профессиям и специальностям, которые наиболее востребованы в рыночной инфраструктуре (экономисты широкого профиля, банковские специалисты, менеджеры, юристы). В последнее время государство в стремлении обуздать стихию рынка начинает отдавать предпочтение административным методам управления экономикой. Результатом этого становится все большая невостребованность и очевидное перепроизводство специалистов в названных областях деятельности, что минимизирует реальные возможности их трудоустройства по имеющейся профессии. В данном конкретном случае реально проявилась взаимосвязь между влиянием на выбор профессии жизненных ожиданий молодежи и стратегическими изменениями в государственной экономической политике.

     М.Н. Руткевич называет два рубежа в качестве важных "точек выбора" для учащихся общеобразовательной школы: первый - окончание неполной средней (основной) школы в 15 лет и полной средней в 17 лет; второй - для тех, кто после 9 класса продолжает обучение в школе. Эти группы учащихся чаще становились объектами исследований жизненных планов молодежи, ее профессиональной ориентации. При этом говорилось обычно об уровне общего образования, хотя косвенно предполагалось, что каждый уровень (начальное общее, основное общее и среднее общее) имеет свой "выход" на установленную ступень дальнейшего профессионального образования. На основе исследований мы пришли к выводу: первая "точка выбора" ребенка (опосредованно, через своих представителей, как правило, родителей) - начало обучения в школе. Существующие конкурсные испытания, начиная с 1-го и заканчивая 11-ым классом, в принципе исключают возможность выбора ребенком учебного заведения. По-прежнему выбирает школа - кого она будет учить. При "наборе" детей с 1-го класса практически исключается возможность прихода детей в "элитные" классы на следующих ступенях обучения. А ведь в современных условиях потенциал ребенка (его умножение или утрата) во многом зависит от типа учебного заведения и педагогического коллектива, реализующего те или иные образовательные программы.

     Приведем и рассмотрим некоторые высказывания по вопросу приема детей в школу, которые по нашему мнению влияют на дальнейший выбор, профессии и жизненного устоя в обществе. Мнение представителя Министерства образования (управление начального образования): "Когда пятилетнего ребенка начинают готовить к экзаменам, его лишают детства, заранее прививают нелюбовь к школе, провоцируют нежелание учиться. Учитель тем самым перекладывает свою работу на ребенка и зарабатывает себе очки: у меня сильный класс. В результате получается школа для избранных". Директора школ и педагоги разделились на два лагеря. Одна позиция: "Тестирование при приеме в первый класс проводить не надо. Но предварительное собеседование с ребенком в присутствии родителей - обязательно. Часто намерения ребенка не совпадают с амбициями родителей, которые хотят сделать из него вундеркинда и раньше времени насилуют буквами и цифрами. Но, когда за одной партой сидят дети с разной подготовкой, это создает проблемы и для ребеночка, и для педагога... Не гуманнее ли... отсеять хотя бы тех, кто в принципе этого не выдержит?" Другая позиция: "Родители решают, отдавать нам ребенка или нет. Ничего страшного, если за одной партой сидят два ребенка: один свободно читает, а другой даже букв не знает, - это полезно для обоих..."

Из приведенных  высказываний, на наш взгляд, лишь последняя  позиция может быть признана справедливой и социально значимой. Отбор в  той форме, в которой он происходит, вреден. Если школа решает, прежде всего, свои проблемы, то в ней нет места  для ребенка, остаются показатели и  амбиции. Подчеркнем: во всех приведенных суждениях речь шла о первоклассниках! Сама постановка вопроса о "намерениях ребенка", поступающего в первый класс, и "отсеве" тех, кто "не выдержит", о школе, в которую отдают "на растерзание", представляется непедагогичной.

 В небольших городах проблема выбора школы стоит не так остро: и спецшкол нет, и "родителей с амбициями" меньше, следовательно, и конкурс не так велик, либо вообще отсутствует. Но острота вопроса "устройства" в школу сохраняется и здесь. Попасть к хорошему педагогу порой все равно, что пройти отбор в отряд космонавтов. Притом, что основная масса родителей пока не видит существенных различий между общеобразовательными школами. Они в большинстве своем реалисты и понимают, что шансов поступить в единственную в городе гимназию, которая может принять порядка 5% потенциальных первоклассников, очень мало.

По данным нашего исследования1, 50% родителей в городских условиях имеют возможность выбрать школу и класс для своего ребенка, но их устраивает школа, в которой учится их ребенок; 12,5% - имеют возможность выбрать школу; 25,2% респондентов хотели бы выбрать для своего ребенка определенную школу; 12,3% - не видят в этом смысла (например, по причине неуспеваемости ребенка в школе с более высокими требованиями; престижные школы платные, а в обычных школах уровень преподавания одинаковый, поэтому нет смысла в переводе ребенка из школы в школу.

Нельзя  сказать, что молодежь оторвана от жизни: наоборот, большей ее части свойственно сочетание здорового прагматизма и интереса к делу. Но у довольно значительного числа старшеклассников (1/3) выбор будущей профессии бывает достаточно случайным.

Однако  существует и другие проблемы при  выборе профессионального самоопределения  90% родителей хотели бы, чтобы их дети получили хорошее образование, но при этом только 42,6% опрошенных уверены, что оно гарантирует жизненный успех. У старшего поколения сформировался стереотип в оценке высшего образования (именно оно в данном случае воспринимается как "хорошее"), который переносится на поколение детей: в условиях конкурса и отсутствия возможности платить большие деньги за обучение по той специальности, которая действительно нравится ребенку, не важно, какая специальность, важно, что образование высшее. Сохраняется социальная практика - "престиж высшего образования" безотносительно к конкретной специальности (профессии). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рассмотрения вопросов о жизни деятельности и самоопределении. 

На стадии профессионального образования  многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность будущей профессией.

Позитивная  направленность изменений количественных и качественных характеристик молодежи в ходе ее становления как субъекта общественного воспроизводства  свидетельствует о социальном развитии данной социально-демографической  группы.  Его критерием является приобретение и изменение молодыми людьми собственного социального статуса  и формирование гражданских идентичностей  в процессе достижения молодыми людьми социальной зрелости и социальной субъектности. Данный процесс имманентно связан с риском, не обходится без проб и ошибок в выборе жизненного пути, способах самореализации молодых людей.

    Согласно теориям гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс), каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Он сам определяет для себя смысл жизни, ее цели и ценности. Само актуализация понимается, таким образом, как стремление к самосовершенствованию и самовыражению и рассматривается как главная потребность человека. "Само актуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они  преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание; труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать. Это отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе". Само актуализация предполагает опору на собственные силы, наличие у личности самостоятельного независимого мнения по основным вопросам. Это процесс практической реализации своих возможностей.

     Рассмотрим  к примеру данные социологического опроса; выпускники школ ориентированы в запросах реального рынка труда и его возможностях, активно выбирают ряд наиболее выгодных профессий. Они проявляют желание избрать и не самый престижный, по их собственному мнению, род занятий: по данным опросов 1996 г., 7% собирались стать учителями, тогда как престижной эту профессию назвали лишь 2%. Но одно совершенно точно: рабочими (механиками, слесарями, электриками и проч.) желают быть единицы.

Информация о работе Пути и факторы профессионального самоопределения молодежи