Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 09:08, статья
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦИКЛЫ
Разумеется, из подобной связи отнюдь не следует, что общественно-политические движения вызываются деятельностью Солнца. В их основе лежит комплекс социально-экономических и политических факторов. Было бы ошибкой полагать, что повышение солнечной активности с фатальной неизбежностью ведет к возникновению войн. А.Л. Чижевский подчеркивал, что «солнце не заставляет нас делать то-то и то-то, но оно заставляет нас делать что-нибудь», а характер и содержание деятельности зависят от общественных факторов. По нашему мнению, среди них главное место занимают духовные факторы: культурный и нравственный уровни людей, их политические ориентации.
Проведенный нами контент-анализ историографических таблиц, помещенных в многотомном издании «Всемирной истории», также показал, что в некоторых общественных явлениях, военных действиях, прогрессивных и реакционных социально-политических событиях, научных открытиях и технических изобретениях, событиях культурной жизни существует определенная периодичность. Причем колебания выделенных четырех сторон общественно-исторического процесса высоко коррелируют как между собой, так и с активностью солнечной деятельности.
Уже в конце XX в. важные аспекты влияния природно-космических факторов на общественно-истерические процессы были подробно изучены Л.Н. Гумилевым. Согласно его теории в основе возникновения этносов лежит так называемый пассионарный толчок — поступление внешней энергии в систему. В результате накапливается «критическая масса» пассионарных личностей, людей энергичных, способных на самоотверженное поведение, наделенных талантом и гениальностью. Источник пассионарности — распад старого этноса, его дисбаланс со средой обитания, изменение климатических условий и т.п. Возникают сильные внутренние противоречия в этносе: экологические, политические, экономические, которые постепенно преодолеваются благодаря деятельности пассионариев: революционеров, поэтов, изобретателей, проповедников. Изменяется среда обитания или возникает новый этнос, спешно адаптирующийся к внешней среде. Таким образом, происходит адаптация к среде этносов путем деятельности энергетически перегретых личностей — пассионариев.
Наряду с пассионариями существуют и субпассионарии — индивиды, абсорбирующие меньше энергии, нежели требуется для уравновешивания потребностей инстинкта. Желания у них остаются на уровне примитивных биологических потребностей: поесть, выпить, поразвлечься с женщиной. Зачастую это типичные люмпены: бродяги, преступники, проститутки, алкоголики и наркоманы, вообще, люди, склонные к девиантному поведению.
Для субпассионариев характерны безответственность и импульсивность. Они живут сегодняшним днем, ради удовлетворения собственных невысоких потребностей, не задумываясь о будущем, часто обрекая на голод и вымирание своих потомков. Тех же, кто пытается их вразумить, они просто-напросто убивают. Л.Н. Гумилев считает, что этот процесс особенно отчетливо виден в истории Римской империи Ш-1У вв.: «Не рабы, не варвары и не христиане погубили Рим, а любители цирковых зрелищ, бездельники, которых кормили даром. Ведь именно ради них истребляли население провинций и природу собственной страны — Италии, где дубравы не восстановились доселе, а склоны Апеннин заросли колючим кустарником».
На первой фазе — фазе подъема, когда количество пассионариев увеличивается, создается общественный императив: будь тем, кем ты должен быть! если ты оказался волею судеб крестьянином — паши землю, рыцарем — отдавай свою жизнь на полях сражений, герцогом — умей водить войска, королем — умей управлять страной. На второй (разе количество внутренней энергии увеличивается, возникает новый императив: будь самим собой. Не просто рыцарем, но Ромуальдом, не обычным художником, но Джотто или Микеланджело. На третьей, более высокой, ступени человек работает не для себя, а для осуществления высокого идеала, некоей высшей цели. Как видим, развитие социума под влиянием пассионарного толчка подчиняется принципу минимального универсума. На первой фазе в качестве внутреннего побуждения к деятельности преобладают биологические мотивы: страх, голод, агрессивность и т. п. Внешним стимулом к деятельности чаще всего выступает внешняя необходимость. В самом деле, если человек не соответствует своему назначению, то короля убивают, герцога лишают надела, рыцаря выгоняют с позором плетьми в т. д. На второй фазе доминируют уже личностные мотивы, связанные с самоутверждением и заработком. На третьей фазе ведущими являются высшие духовные устремления: потребность в знаниях, в смысле жизни, в альтруистической самоотдаче и др.
Затем пассионарность начинает снижаться, энергия постепенно рассеивается, и система возвращается к прежним стадиям. Соответствующие изменения происходят и в системе нравственных норм и ценностей. Когда наступает фаза обскурации, на первый план выходят конформистские ориентации, стремление быть как все, «не высовываться». Система все более приближается к хаосу. Просыпаются дремлющие в массовом сознании маргинальных групп агрессивно-распределительные инстинкты, рационализирующиеся в требованиях «свободы, равенства, братства». Поскольку подобные социальные нормы уже не позволяют эффективно вести хозяйство, все шире распространяются требования конфискаций и уравнительного распределения, наиболее притягательным для народных масс становится лозунг «грабь награбленное», резко усиливаются внутренние противоречия в социуме, что выражается в народных волнениях, межнациональных конфликтах, гражданской войне. Во Франции, например, — резня гугенотов и католиков, в Германии — Крестьянская война (хотя это была война всех против всех: горожане, крестьяне и рыцари резали друг друга. В результате этого была истреблена половина населения тогдашней Германии). Как считает писатель Д. Балашов, «все события нашего века с их горестными последствиями, с сотней миллионов людей, которых мы истребили сами, лучших людей нашей нации, — это вовсе не выражение каких-то особенных каторжных свойств русского народа как такового — так ведь многие стараются представить, — а это неизбежное следствие того самого надлома, накопления внутри этноса огромного количества шлака — субпассионариев, которые во все века не мыслят ни о чем — им лишь бы урвать кусок...», 30-е годы XX в. — низшая точка надлома.
Однако через некоторое время следует новый пассионарный толчок, и все начинается сначала: так, после этрусков возник Рим, после Рима и Эллады — Византия, после Византин — Османская Турция.
Поэтому явно преждевременно плакать о «гибели России». Неизбежен новый пассионарный толчок, будет новый виток цивилизации, который продолжит нашу культуру подобно тому, как культура Московской Руси продолжила культуру Руси Киевской.
Если проанализировать приведенную Л.Н. Гумилевым карту пассионарных толчков с точки зрения принципа минимального универсума, то обнаружим удивительную закономерность: происходит ритмическое чередование толчков в Азии и Европе.
Вначале возникает пассионарный толчок в Азии (X в. до н. э.), затем следует толчок в Европе (VШ я. до н. э.), далее — снова в Азии (III в. до н. э,). Пройдя три полярные фазы развития, суперэтническая система вступает в неустойчивое равновесие, следующий толчок проходит по границе Европы и Азии (I в. до н. э.). Подобный цикл повторяется: Азия (VI в.), Европа (VIII в.), Азия (XI в.) и Европа — Азия (XIV в.).
Ведя речь о космогенных циклах, нельзя не упомянуть и о макроцикле, равном 2160 годам. Он синхронизируется с прецессией — медленным смещением земной оси и равен времени, которое прецессия пребывает в каждом из 12 зодиакальных созвездий. В течение каждых 2160 лет существенным образом меняется господствующее мировоззрение, что непосредственно сказывается и на других уровнях и сферах общественной жизни. Кстати, уже известный нам 72-летний цикл также имеет свою астрономическую аналогию: именно столько времени прецессия находится в одном градусе зодиакального знака. Это еще раз подтверждает тесную взаимосвязь социальной материи с другими видами материй.
Современными учеными выдвинут ряд гипотез относительно механизма влияния природных факторов на жизнедеятельность человека, но их анализ относится к предмету естественных наук. В частности, интенсивно развивается гелиобиология, изучающая влияние деятельности Солнца на живые существа, в том числе и на организм человека. Сравнительно недавно возникли биоритмология и хрономедицина, выводы и рекомендации которых все шире используются в управлении социальной деятельностью людей, например данные о «неблагоприятных» днях регулярно публикуют в газетах.
Таким образом, существуют два пути влияния природной среды па ритм развития социума. Первый — опосредованный — через производственное звено всего процесса «обмена веществ» между человеком и природой. Создавая определенные условия для производства, природа влияет через него на различные процессы общественной жизни. Еще К. Маркс заметил: «...Если мы отвлечемся от большего или меньшего развития общественного производства, то производительность труда окажется связанной с естественными условиями. Эти последние могут быть целиком сведены к природе самого человека, к его расе и т. п., к окружающей человека природе. Внешние природные условия экономически распадаются на два больших класса: естественное богатство средствами жизни, следовательно, плодородие почвы, обилие рыбы в водах и т. п., и естественное богатство средствами труда, каковы действующие водопады, судоходные реки, лес, металлы, уголь и т, д. На начальных ступенях культуры имеет решающее значение первый род, на более высоких ступенях ~ второй род естественного богатства». Второй путь природной детерминации развития социума заключается в непосредственном влиянии природных факторов на состояние психики и организм человека, следовательно, на его социальную деятельность.
Социологам
нет нужды досконально
Противоречивое взаимодействие природы и общества есть не что иное, как процесс их взаимной адаптации, в котором активной стороной является общество. Основным способом адаптации общества к природной среде является производственная деятельность, которая исторически проходит различные формы, выражающиеся в том или ином способе производства и основанной на нем общественно-экономической формации. Поэтому ритм динамики общественно-экономических формаций непосредственно согласуется с природными ритмами. Так, четко выраженными природными циклами выступают, например, 2160 лет — полный оборот земной оси — прецессия, а также различные лунные, солнечные и планетарные циклы.
Очевидно, не случайно, как мы увидим ниже, циклы динамики общественно-экономических формаций, кратные 60 годам, сопоставимы со временем земной прецессии. Формации обладают несколько иной динамикой, нежели собственно социум, поскольку на внутреннюю динамику социума накладывается динамика средств производства, то есть научных и технических открытий. Как уже отмечалось, развитие социума, подобие любой материальной системе, происходит по спирали. За счет усложнения внутренней структуры социума «диаметр» спирали как бы увеличивается, но «расстояние» между ее витками сокращается в связи с ускорением общественного развития и увеличением интенсивности социальной деятельности. Однако в любой формации, то есть на каждом витке спирали, «количество» социальной деятельности остается постоянным. Поэтому по мере общественного прогресса социальное время все более и более спрессовывается.
Для описания данного процесса прекрасно подходит уже упомянутая нами модель Гладкова, позволяющая представить общественно-исторический процесс в виде динамической системы пульсирующих равнообъемных сферических слоев. Понятие «объем» мы употребляем условно, как показатель определенного количества социальной деятельности. Очевидно, можно подсчитать и «единичный объем», который лежит в основе динарии социума, но эта интересная задача выходит за рамки нашей работы.
Археологи давно заметили закономерность, выразившуюся в том, что по мере приближения по оси исторического времени к нашим дням ритмы кардинальных культурных изменений ускорялись. Принцип минимального универсума позволяет довольно точно подсчитать продолжительность каждого из витков эволюционной спирали социума. При этом надо подчеркнуть, что рассчитанная продолжительность стадий и общественно-экономических формаций является оптимально необходимой, то есть минимальным временем, нужным для того, чтобы та или иная культура, то или иное государство перешло на следующую стадию. В действительности же такое развитие происходит неравномерно у разных социумов. Неравномерность особенно усиливается после каждого третьего витка эволюционной спирали. При этом некоторые социумы могут надолго «застревать» на предыдущей стадия, другие, за счет интенсивного информационного взаимодействия с гармонично развивающимися странами, могут делать быстрые рывки в своей эволюции. (Классические примеры такого эволюционного ускорения — Япония и Южная Корея, активно взаимодействующие с развитыми капиталистическими странами, прежде всего США.) Таким образом, в четком соответствии с гармоническим ритмом развиваются лишь один или несколько социумов, выступающих эволюционными лидерами. Остальные надолго задерживаются на той или иной стадии, чтобы затем в короткий срок совершить «эволюционный прыжок», когда за годы происходят перемены и потрясения, на которые при гармоничном развитии уходят десятилетия и даже столетия.
Отметим еще одно важное обстоятельство. По данным разных авторов, человек как биологический вид остается неизменным в течение 40—100 тыс. лет. Изменения происходят в последние десятилетия, когда человеческий организм вынужден приспосабливаться к быстро деградирующей среде обитания, огромным информационным нагрузкам и другим цивилизационным факторам. Это значит, что примерно 90 тыс. лет тому назад эволюция человека перешла на качественно новый уровень: благодаря скачкообразному развитию социальных качеств человек выделился из царства природы и образовал первые примитивные социумы, которые можно назвать архаическим обществом.
Всего же в рамках социальной формы движения материи человечество проходит три стадии соответственно трем уровням принципа минимального универсума: природную, организационную и информационную, или культурную. Каждая из стадий включает три общественно-экономические формации, причем продолжительность всякой последующей в три раза короче предыдущей.
Наиболее хорошо известны границы капиталистической формации. Ее возникновение относится к XVII в., когда в 1609 г. победно завершилась первая в истории человечества Нидерландская буржуазная революция, а за ней в 1657 г. и Английская. Продолжительность этой формации равна 360 годам, следовательно, в настоящее время мы стали свидетелями перехода к посткапитализму — первой формация информационной стадии.
Капитализму предшествовало феодальное общество, границы которого тоже достаточно хорошо определены. В Англии, например, процесс феодализации начался э VII в. после завоевания ее англосаксами и продолжался до XVII в. В России завершение феодализма, как известно, приходится на февраль 1917 г., хотя осуществилось оно, естественно, не одномоментно — отречением от престола Николая II, а происходило на протяжении десятилетий, начиная с реформ 1861 г. Историками установлена и противоположная граница феодализма в России: начало IX в. — образование русского раннефеодального государства. Таким образом, период существования феодальной формации равен примерно одиннадцати векам в соответствии с принципом утроения: 360 х 3 = 1080 лет.
Феодализму
предшествовал