Циклы социальной динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 09:08, статья

Описание работы

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦИКЛЫ

Файлы: 1 файл

ЦИКЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ - статья.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

    Фаза  функционирования приходится на 37—-48-й годы. В системе накапливаются противоречия, и динамика затрудняется. Для их разрешения требуется переход па информационный уровень. Эти задачи решает уже новое поколение, вступившее к этому времени в самостоятельную жизнь. На протяжении 24 лет на информационном уровне также происходит чередование фазы развития и фазы функционирования. По завершении 72-летнего периода устойчивость системы падает, требуются новые инновации на вещественно-энергетическом уровне.

    Разумеется, далеко не всегда развитие происходит гармонично; и на каждом из уровней  своевременно решаются соответствующие задачи. Тем не менее в любом случае каждые- 24 года происходит активизация следующего иерархического уровня. Именно в социально-хронологической специализации поколений и лежит основа противоречий между ними, нередко доходящая до конфликта. Если же задачи первого этапа (24 года) не решаются, то в социальной системе накапливаются противоречия. В течение следующих 24 лет, когда активизируется следующий иерархический уровень, низший остается без изменений, тормозя развитие верхнего. Усиливаются противоречия между вещественно-энергетическим и функционально-организационным уровнями. Если их не удается разрешить, то в течение следующих 24 лет, когда динамика социума осуществляется на верхнем, информационном, уровне, в обществе на всех уровнях накапливаются противоречия. На следующем 72-летнем цикле социум должен начинать свое движение с достижения целей, которые были поставлены в вещественно-энергетическом плане еще 72 года назад.

    Именно  такая ситуация сложилась в пашей  стране. После жестокой гражданской  войны, вызванной Октябрьским переворотом, большевики закрепились у власти отнюдь не потому лишь, что сумели опереться на темные инстинкты маргинальных слоев деревни и города, как нередко пишут сегодня. Они привлекли к себе широкие массы, в том числе значительную часть интеллигенции, обещанием покончить с нищетой и социальной несправедливостью, поднять жизненный уровень населения России, особенно упавший вследствие затянувшейся первой мировой войны. Большинство этих целей, как мы знаем, достигнуты не были: несмотря на известный прогресс в ряде областей экономики по сравнению с 1913 г., страна в целом развивалась значительно более медленными темпами, нежели другие члены мирового сообщества, и по ряду важнейших показателей уровня и качества жизни находится в пятом-шестом десятке. Более того, произошел формационный откат от развивающегося капитализма к азиатской форме организации общества. И хотя в настоящее время мы живем несколько лучше, чем 70— 80 лет назад, перед страной вновь стоят задачи, которые были в 1917 г,

    Рассмотрим  этот процесс подробнее на примере  нашей многострадальной страны. Любое  изменение прежде всего подготавливается на духовном уровне. Вспомним предреволюционное 24-летие. Оно характеризуется активным развитием и высокими достижениями в различных облает "X духовкой жизни: науке, литературе, искусстве, идеологии, теологии. Однако первая и вторая половины этого этапа качественно различны. Если с 1893 по 1905 г. общество находилось на фазе развития и в массовом сознании преобладали оптимистические, конструктивные тенденции, то с 1905 по 1917 г. усилились деструктивные, упаднические настроения. Наступил период декаданса, во время которого, используя терминологию того времени, господствовало инфернальное» — адское мироощущение.

    В общественной жизни переход от фазы функционирования к фазе развития выражается в виде каких-либо прогрессивных или даже революционных событий. Напротив, переход к фазе функционирования обычно сопровождается консервативными событиями, а подчас и самой настоящей контрреволюцией. Фазы развития социума: 1917—1929 гг., 1941—1953 гг., 1965—1977 гг., функционирования: 1929—1941 гг., 1953—1965 гг., 1977—1989 гг. Мы не останавливаемся на описании каждой из этих фаз, ибо в настоящее время уже опубликовано значительное число интересных работ, в которых достаточно правдиво анализируются различные аспекты нашей политической, социальной и экономической истории. Таким образом, сейчас мы находимся на фазе функционирования, которая продлится до 2013 г.

    Три 72-летних цикла — 216 лет — составляют период развития социально-политических институтов. Динамики осуществляется по инвариантной схеме. В течение первого цикла социально-политические институты развиваются и функционируют главным образом на основе прямого принуждения, непосредственно граничащего с произволом и беззаконием. Далее происходит восхождение социума на следующий уровень, где ведущую роль играют уже законы. Наконец, последние 72 года власть осуществляется не столько за счет принудительного исполнения законов, сколько на основе самостоятельного их выполнения гражданами страны. Разумеется, это только общая схема. 216 лет — настолько большой период, что! за это время происходит множество войн и революций, восстаний и правительственных переворотов. Однако основная тенденция в динамике социально-политических институтов является общей для любого социума: от про- : из во л а и принуждения — к жестокому исполнению законов к правовой культуре граждан. Обычно эта динамика выражается в переходе от преимущественно тоталитарных форм власти к авторитарным и далее — к демократическим. Следует подчеркнуть, что такая динамика социально-политических институтов происходит в рамках любой общественно-экономической формации, хотя и приобретает в том или ином случае определенную специфику.

    Следующая форма развития социальной материи  — социально-экономические институты. Цикл ее развития составляет три цикла социально-политических и равен, следовательно, 648 годам. В течение первого цикла, когда система проходит вещественно-энергетический уровень, преимущественное развитие получают производство и товарообмен, разумеется, с участием денежного эквивалента. На втором уровне — функционально-организационном — усиливается политическая регламентация экономических отношений, все большее значение принимают способы прямого принуждения в самых разнообразных формах: от рабства и крепостничества до различных форм грабежей. На третьем этапе ведущую роль играют товароденежные отношения как экономическая форма информационного взаимодействия.

    Цивилизационный цикл, как нетрудно подсчитать, равен 1944 годам, то есть время существования отдельной цивилизации составляет около двух тысячелетий. Проблема цивилизаций чрезвычайно сложна, тем более что имеются различные подходы к ее определению. Мы понимаем цивилизацию достаточно узко, как специфическую форму менталитета и духовных ценностей. Не вдаваясь в подробности, отметим, что в данном случае понятие цивилизации близко к понятию культурно-исторического типа. Как известно, еще в XIX в. русский социолог И.Я. Данилевский выделил 13 культурных типов (египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, романо-германский, славянский, мексиканский и перуанский). По его мнению, в различных культурах преобладают различные виды деятельности религиозная—в еврейской, культурная — в греческой, политическая — в римской. В дальнейшем другие варианты такого подхода развивали немецкий философ О. Шпенглер и английский историк и социолог А, Тойнби.

    Разумеется, с высокой точностью время  возникновения цивилизаций установить достаточно трудно, но можно с уверенностью сказать, что определенные истоки современной западней (христианской) цивилизации берут начало в IV тысячелетии до н. э. в Древнем Египте. Древнеегипетскую цивилизацию унаследовала античная, просуществовавшая главным образом в Древней Греции и Риме со II тысячелетия до нашей эры и до начала нашей эры. Дальнейшую эстафету приняла христианская цивилизация, которая в настоящее время склоняется к своему закату. В современном мире существуют различные цивилизации: христианская, мусульманская, индуистско-буддийская, конфуцианско-буддийская... Взаимоотношения между ними весьма сложны и нередко носили, и до сих пор носят, характер противоборства. Впрочем, это предмет особого разговора. Позволим себе лишь краткое отступление.

    В соответствии с принципом минимального универсума все существующие цивилизации можно поделить на два основных тина: экспрессивный и инструментальный. На протяжении тысячелетий состав этих типов менялся, на смену одним цивилизациям приходили другие, однако признак экспрессивности—инструментальности позволяет отнести их к двум полярным типам. Традиционно это были восточная и западная цивилизации. В этом плане немалый интерес представляют рассуждения бельгийского историка Пиренна, который выделяет главную «антиномию» в развитии всемирной истории — «антиномию» между «морской» (либеральной) и континентальной (антииндивидуалистической, авторитарной) цивилизациями. На протяжении долгого времени идет борьба между «морен» и «сушей», в которой люди, несущие с себе индивидуализм, свободу и своего рода капитализм, в тяжелой борьбе одерживают все-таки победу над 0вторз:тардсй сушей. Это проявлялось еще в войнах .Рима против огромной империи Антиоха III, в войнах начала XIX в., когда олицетворением духа морского индивидуализма выступала Англия. «Море» победило Антиоха, Наполеона, Вильгельма II и Гитлера. Таким образом, не европейский континент создал западную цивилизацию. Эта цивилизация — атлантическая — прямое продолжение средиземноморской. Не ближневосточный континент, а Средиземное море придало единство эллинистической цивилизации, подобно тому, как не европейский континент, а Атлантический океан образовал западную цивилизацию. «Море» и «суша» выработали два совершенно разных типа всемирно-исторического развития. Запад ориентировался в сторону либерализма. Континентальные государства, наоборот, развивались в направлении все более жесткого консерватизма.

    В этом плане весьма противоречива  судьба России, находящейся на границе  западной и восточной цивилизаций и ритмически «склоняющейся» то в одном, то в другом направлении.

    В последние годы происходит изменение  состава полярных элементов цивилизованного содержания. Тысячелетнее противоборство западной и восточной цивилизаций сменяется обострением проблемы Север—Юг, то есть промышленно развитых государств и стран «третьего мира».

    Как отмечает в своей книге «Сдвиг мощи» знаменитый американский футуролог А. Тоффлер, под влиянием информационной революции особое значение приобретают качество рабочей силы и уровень ее подготовки. Производственные кадры теряют способность к взаимозаменяемости, все большее значение приобретают затраты на их подготовку. Поэтому развивающиеся страны постепенно лишаются преимущества дешевизны рабочей силы. В стоимости продукции снижаются расходы на оплату труда. Напротив, возрастает роль таких факторов, как Новизна технологии, оперативное управление производством. Поэтому выгоднее иметь высокотехнологичное предприятие в США, чем отсталую фабрику с низкооплачиваемыми и малообученными рабочими где-нибудь в Бразилии. Кроме того, можно ожидать снижения цен на традиционные виды сырья.

    Все это значительно усилит противоречия между «богатыми» государствами Севера и «бедными» государствами Юга. Однако основной водораздел будет проходить между «быстрыми» экономиками высокоразвитых стран и «медленными» экономиками, характерными для остального мира. «Быстрые» будут и дальше наращивать темпы своего развития не только с помощью новых технологий, но и благодаря более интенсивному осуществлению всех управленческих операций и сокращению времени для принятия решений, в том числе в сфере инвестиций, разработки идей и их воплощения в жизнь, ускорения оборота капитала, обработки информации и всего массива знаний и их прохождения через экономический механизм.

    Опасность растущего отрыва «быстрых» экономик от «медленных» вполне реальна. Если в странах Севера социальные отношения будут гармонизироваться, то в государствах Юга предстоит обострение социальных конфликтов. Однако чем больше общественная неустроенность, чем выше степень угнетения, тем ниже нравственность населения, тем больше в обществе зависти, злобы, агрессивности, а для их преодоления легко может быть найдена (или придумана), как мы знаем на примере нашей истории, соответствующая идеология, для их инстатуализации будет проводиться соответствующая политика. Поэтому наряду с поляризацией уровней социально-экономического развития в ближайшие годы и десятилетия] произойдет я нравственно-политическая поляризация: добро сосредоточится на Севере, зло сконцентрируется на Юге. Иначе говоря, будет усиливаться экспрессивность Севера и инструментальность Юга. В этой ситуации Россию, лежащую на границе двух миров, ожидают серьезные потрясения.

    Действительно, Россия — не Восток и не Запад, ей присущ «особый путь». Но какой? Обратимся к принципу минимального универсума. Он позволяет выделить три типа развития макросоциума: экономический (развитие

    преимущественно идет на вещественно-энергетическом уровне), политический (основной вектор развития направлен в сторону укрепления и поддержания власти — это уровень функционально-организационный) и идеологический (б социуме доминируют в основном определенные системы информационного уровня).

    В этом вопросе универсумная социология перекликается с теорией, разрабатываемой Г. Квашой. В частности, экономическим ритмам подчинены США и Западная Европа, ортодоксальным (идеологическим) — большинство стран Азии. Наша страна до недавнего прошлого жила по имперскому (политическому) ритму, причем события 1985—1993 гг. мало что изменили в нашей эволюционной доминанте. Империю легко узнать по особым свойствам имперского языка, по существованию ярко выраженной центростремительности, наличию гипертрофированной столицы и нескольких градаций провинции, по яркой двухклассовости общества. Не случайно в период резкого падения стабильности российского социума от империи начинают отпадать окраины, живущие в соответствии с иным ритмом, например Прибалтика.

Информация о работе Циклы социальной динамики