Влияние телевидения на психическое развитие детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2016 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучить влияние телевидения на психическое развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить теоретические аспекты по исследуемой проблеме.
Выявить влияние телевидения на проявления агрессивности у дошкольников.
Проанализировать и установить зависимость психического развития детей дошкольного возраста от содержания телеинформации.

Файлы: 1 файл

Копия ВКР.docx

— 487.96 Кб (Скачать файл)

   Столкнувшись с  подобной критикой, несколько исследователей  незамедлительно начали планировать  и проводить эксперименты, преследовавшие три главные цели18. Во-первых, экспериментаторы старались смоделировать условия, приближенные к реальности. Во-вторых, участникам показывали более реалистичные сцены насилия. И, наконец, исследователи постарались избавиться от присущего ранним экспериментам точного сходства между обстоятельствами в наблюдаемых эпизодах насилия и условиями потенциального проявления агрессии. Таких экспериментов было проведено множество, и в целом их результаты наводили на мысль, что просмотр сцен насилия в кино или по телевизору провоцирует зрителей на аналогичное поведение19.

   Несмотря на то, что эксперименты «второго поколения»  позволили устранить некоторые  недостатки ранних экспериментов  с куклой, они тоже оказались  под огнем критики. Они имели  следующие недостатки:

1) испытуемый может счесть, что экспериментатор одобряет  агрессию, так как их пригласили  на просмотр фильма со сценами  агрессии;

2) из программ зачастую  были вырезаны эпизоды, в них  отсутствовал сюжет;

3) просмотр отдельно взятой  программы со сценами насилия  не вырабатывает опыт, эквивалентный  просмотру разнородной мешанины агрессивных и неагрессивных программ за длительный период времени20.

С учетом этих критических замечаний был проведен ряд экспериментов, которые можно было бы назвать третьим поколением экспериментов, исследующих влияние наблюдения за сценами насилия на развитие агрессивного поведения21. В этих исследованиях изучалось, насколько дети подвержены влиянию реалистического изображения насилия по телевидению за сравнительно долгий период – от нескольких дней до нескольких десятилетий. Фиксировалось также фактически агрессивное поведение в естественных условиях и в столь же широких временных рамках. Исследования показали, что зависимость между наблюдением насилия и агрессивностью нельзя рассматривать однозначно22. Не верно, что, посмотрев свою любимую остросюжетную программу, где герои иногда совершают агрессивные поступки, дети готовы сорваться и накинутся на любого, кого угораздило встретиться у них на пути. Судя по проценту положительных результатов в большинстве исследований, вероятность более яркого проявления агрессивных наклонностей после просмотра подобных материалов, скорее, всего, невелика. Более того, существует огромное количество факторов, влияющих на количество осуществленных агрессивных действий, так что воздействие любого из них по отдельности очень мола23.

«Мне кажется, - писал К.Бюттер, - совсем непонятной вера многих представителей профессиональных кругов в то, что влияние военных игрушек, видеоигр и телевидения вообще можно считать единственной причиной агрессивного и насильственного поведения. Ведь перед лицом обострения жизненных проблем (безработица, нет социальной поддержки, одиночество) более убедительным мне кажется прямо противоположный вывод, что внутренняя агрессивность является следствием возрастающей агрессивности внешних, реальных отношений здесь и теперь. Кроме того, многие просто игнорируют индивидуальную историю жизни ребенка, играющего в военные игры, смотрящего телевизор: как будто до этого он никогда не сталкивался с реальным насилием, как будто он такой податливый человек, что достаточно лишь раз подвергнуть его соответствующим раздражителям с экрана, чтобы превратить в чудовище!»24.

Что же касается проведения лонгитюдных исследований, необходимых для строгого доказательства наличия и отсутствия влияния телевидения, К.Бюттер придерживается мнения, что никогда, даже самый детальный анализ биографии, не сможет полностью раскрыть взаимосвязь между индивидуальной судьбой и насилием в обществе25. Во всяком случае, в исследовании Уллы Джонсон-Смарагди эмпирически подтверждена прописная истина26, что родители представляют собой основную модель поведения для детей в плане потребления, в данном случае – выбор телепрограмм, т.е. поведение детей зависит от соответствующего поведения родителей (выбора ими телепрограмм).

Таким образом, исследования вышеперечисленных авторов показали значимость темы. Далее наша задача рассмотреть модели изучения кино и телевидения.

 

    1. Модели изучения влияния кино и телевидения

 

    В психолого - педагогической литературе описано множество исследований моделей отношения кино и телевидения27.

   Р. В. Овчарова выделяет четыре круга проблем, порождаемых показом агрессивных действий на кино- и телеэкране

1) Эффект научения: проявляется ли эффект обучения новым формам агрессивного поведения при наблюдении детьми сцен насилия с помощью средств массовой информации (кино, телевидение, видео)? Какие условия, если они есть, поощряют реальное проявление агрессивных актов, которым они обучены посредством СМИ?

2) Эмоциональное следствие: ведёт ли повторение сцен насилия  средствами массовой информации  к снижению эмоциональной чувствительности  к насилию? Имеет ли отношение снижение эмоциональной чувствительности к вероятности актуального агрессивного поведения в реальной жизненной ситуации?

3) Проблема катарсиса: ведёт  ли наблюдение за агрессией  к агрессивному катарсису –  истощению агрессивной энергии? На сколько наблюдение боли, ужаса, страданий ведёт к катарсису?

4) Проблема условий: имеются ли какие – либо условия при наблюдении сцен насилия, которые могут служить как подавлению (торможению), так и усилению агрессии?

     Как показали многочисленные исследования, дети–дошкольники действительно обучаются новому для них агрессивному поведению при показе такого поведения в кино и по телевидению. Ответы на другие вопросы позволяют выделить три основных подхода или модели изучения отношения кино и телевидения к последующему агрессивному поведению.

   Первую модель  можно условно назвать «способствующей». Среди исследователей данной  модели существуют разногласия  по вопросу о том, какие психологические  механизмы и процессы способствуют  тому, что просмотр сцен насилия  облегчает (повышает вероятность) реальное  агрессивное поведение. Одни авторы акцентируют роль обучающе-моделирующих процессов, другие – «ключевого» процесса, когда реальное агрессивное поведение вызывается «ключевыми» стимулами, совпадающими с виденными ранее в кино и по телевидению; третьи подчёркивают то, что наблюдаемая в фильмах агрессия становится узаконенной.

   Вторую модель  активно разрабатывают С. Фешбах и Д. Сингер. Её можно назвать «моделью катарсиса». Центральным постулатом данного исследования является наличие у каждого индивида врождённого агрессивного влечения, которое варьирует лишь по степени интенсивности и уменьшается при участии в актах насилия. Фешбах утверждает, что «врожденная агрессивная фантазия служит способом контроля над открытым выражением агрессии, и те, кто испытывает недостаток во внутренних ресурсах фантазии, могут использовать внешнюю фантазию агрессивного телевидения для этой цели».

   Третья модель  – «возбуждающая» (С. Шехтер). Согласно этой модели, если некоторой возбуждающей процедурой вызывается усиление какого – либо влечения, то индивид объясняет это возбуждение определёнными социальными и личностными причинами, т.е. опирается на взаимодействие между физиологическим состоянием и когнитивными процессами. В данной модели существуют два механизма связи наблюдаемого с агрессией:

а) эмоциональное возбуждение, которое зависит от контекста наблюдаемой программ;

б) возбуждение, связанное с неопределённостью стимулов.

   Отметим следующее. «Модель катарсиса» часто используется  защитниками показа сцен насилия. Однако большинство исследователей  получают результаты, опровергающие  концепцию катарсического действия просмотра сцен насилия. В настоящее время нет доказательств того, что наблюдения насилия, боли, ужаса и страданий приводят наблюдателя к катарсису. «Способствующая» же модель продвинула вперёд знание о том, при каких условиях возникают или не возникают агрессивные последствия. Так, в рамках этой модели показано, что СМИ помогают детям определить своё отношение к другим людям, способствуют образованию у них представлений о вероятном поведении других людей. В результате просмотра кинофильмов и передач у детей формируются представления относительно того, каким способом лучше всего решать проблемы, возникающие между людьми.

   Известна также модель Хьюстона, описывающая воздействие телепередач на становление агрессивного поведения. По его мнению, чрезмерное увлечение детьми телепередачами с показом насилия и жестокости развивает у них агрессивные фантазии, способствует копированию агрессивных реакций в их собственном поведении. С другой стороны, отождествляя себя с героями агрессивных телепередач, усиливают варианты решения проблем с помощью агрессии и переносят их в межличностные отношения. Подкрепление агрессивных действий формирует агрессивные привычки и тормозит развитие социальных умений28.

Таким образом, в данной главе нами рассмотрены исследования моделей взаимодействия телевидения и кино. Следует отметить негативную роль телевидения на психическое состояние детей, о чём подробнее пойдёт речь в следующем параграфе.

 

1.3 Гипнотическое воздействие телевидения на дошкольников

 

     Ребёнок 6–7 лет смотрящий телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения. В зависимости от физического состояния, психика ребёнка находится в возбужденном состоянии или заторможенном состоянии. Чем больше он тратит энергии за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела расслабляется и нервная система или, говоря другими словами, тормозится возбуждение центров управления психикой. Огромное желание общения притягивает дошкольника к своему домашнему «другу – вампиру». Не имея обратной связи, ребёнок представляет собой приемник идей. Анонимность дошкольника, находящегося перед телеэкраном, позволяют ему в той или иной мере удовлетворять свои низменные чувства (злобу, похоть и т.д.).                                                               

    Бессознательно, в состоянии гипноза, ребёнок добровольно передает телевидению управление своими психическими процессами. Общаясь со всем миром через телевизор, дошкольник находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. У одних дошкольников это суперчеловеки, смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других — политические, общественные деятели, у третьих - знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п. Своему идеалу ребёнок полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам. Такое влияние идеала с экрана телевизора оказывает огромное внушительное действие (вводит в некое гипнотическое состояние).


        По данным психофизиологов, детям до двух лет телевизор противопоказан, детям от 2-6 лет можно смотреть телевизор от 15 до 40 минут в день, начиная с 6 лет - не более 1 часа в день. Дошкольник, сидящий перед телеэкраном, постоянно слышит разговор, но овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми. Ребёнку мало только слушать, ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю ребёнка и не способствуют развитию его речевых навыков.     Помимо этого телевизор как таковой предполагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождаемых музыкой и отрывочными фразами. Осмысливать увиденное не нужно, да и времени нет: за одним кадром следует другой, они и «ведут» ребёнка, не оставляя ему возможности осознать увиденное. Ребёнок привыкает лишь пассивно воспринимать информацию. Он и в жизни, оказывается, по ту сторону экрана и ждёт, когда кто- то «сделает» ему весело и интересно. Общение со сверстниками становится формальным, дошкольнику не о чем разговаривать, обсуждать, гораздо проще нажать кнопку и ждать новых развлечений. Дети не готовы адекватно воспринимать информацию с экрана.  Учёные выяснили, что только 50% родителей пытаются объяснить насильственные стороны, демонстрируемых телевидением, а 40% не придают никакого значения содержанию программ, которые смотрят их дети. Довольно часто на детской площадке дошкольного учреждения можно видеть такую картину: победитель с удовольствием бьёт побежденного, в то время как раньше, чтобы почувствовать себя победителем, достаточно было просто поймать противника.

      Однако бессмысленно исключать телевидение из жизни и воспитания дошкольника, но родители должны регулировать отношения ребёнка с телевизором, контролировать, то, что он смотрит. На практике же получается так, что в жизни современной семьи, экран заменяет дошкольнику читаемые ему взрослым сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой. Телевидение не подходит на роль главного воспитателя: чрезмерное увлечение не идёт на пользу развитию психики дошкольника.

   Вот некоторые  специальные приёмы, часто используемые  в зарубежных мультфильмах (в  особенности японского и американского  производства) способные ввести  маленького зрителя в состояние  гипноза:                               а) создание яркого видеоряда  с целью образования определенного  светового ощущения, и чем оно  сильнее, тем сильнее к нему  приковывается и внимание, а за  вниманием и психика дошкольника;

б) такое же замечание следуете отнести и к звуковым эффектам;

в) новизна и необычность также привлекает к экрану ребёнка, потому что по закону движения и устремления психических процессов монотонность вызывает отвращение;

г) показ крупным планом лица мультгероя является особо действенным фактором гипнотизации, потому что, смотря на человеческое лицо, маленький телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением, и, следовательно, глядя на симпатичное, располагающее лицо, он невольно остановит свое внимание на телеэкране.

д) эффекты быстрой вспышки, громкого звука, после которых резкое возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением. Этот метод можно наблюдать как в детских мультфильмах, так и в различных рекламных и программных заставках, а также в теле- и кинофильмах.

е) Прерывание мультфильмов на самом трагическом месте побуждает ребёнка с нетерпением ждать следующей серии, что делает его заинтересованным и, вследствие этого, открытым для нового сеанса внушения.

ж) Видео - компьютерные спецэффекты мгновенно вторгаются в психику, вызывая ее частичное разрушение с целью внушения или изменения психических процессов

з) Еще в начале XX века ученый В. М. Бехтерев открыл определенный набор сигналов и мелодий, которые открывают вход в подсознание человека. Следует сообщение, которое независимо от человека хорошо откладывается в его памяти. А после - снова мелодия, которая уже закрывает вход в подсознание нежелательной внешней информации                                              и) Телевизионная съемка и последующий монтаж могут создать идеальное событие, идеального человека, идеальное государство, и наоборот, т.е. можно обратить правду в ложь, ложь в правду.

Информация о работе Влияние телевидения на психическое развитие детей дошкольного возраста