Уровни психологической готовности к материнству девушек репродуктивного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 13:05, дипломная работа

Описание работы

Гипотеза исследования: Девушки репродуктивного возраста имеют разные уровни психологической готовности к материнству, каждый из которых обладает своими характеристиками, в целом демонстрируя низкую психологическую готовность быть матерями.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Психологическая готовность к материнству. 7
1.1. Понятие «материнство» и его функции 7
1.2. Понятие психологической готовности к материнству 10
1.3. Психофизиологическая готовность женщин к материнству 18
1.4. Развитие психологической готовности к материнству 21
Глава II. Анализ уровней психологической готовности к материнству
девушек репродуктивного возраста. 27
2.1. Методы и материалы исследования. 27
2.2. Уровни психологической готовности к материнству 33
2.3. Анализ уровней психологической готовности к материнству у девушек репродуктивного возраста, являющихся студентками Томского Государственного Университета. 35
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения 60

Файлы: 1 файл

готовый диплом (1).doc

— 543.50 Кб (Скачать файл)

     2.3. Анализ уровней психологической готовности к материнству у девушек репродуктивного возраста, являющихся студентками Томского Государственного Университета.

      На  первом этапе нами была проведена  беседа, позволяющая выявить отношение  испытуемых к различным вопросам, касающимся материнства, представляющим собой блоки:

      1. Планы на будущее, связанные с материнством;
      2. Отношение к аборту;
      3. Отношения с матерью;
      4. Отношение к рождению ребенка;
      5. Отношение к материнству;
      6. Страхи, связанные с беременностью и родами;
      7. Настрой в отношении воспитания и ухода за ребенком.

      1. Планы на будущее, связанные  с материнством:

     При анализе данных, полученных при проведении беседы, было выявлено, что 30 из опрошенных девушек (100%) собираются в будущем создавать семью и заводить детей.

      30% (9 девушек) готовы сразу после  окончания получения образования  выйти замуж и родить ребенка, 60% (18 девушек) сказали о том,  что после окончания обучения в вузе они собираются заниматься своей карьерой, и 10% (3 девушки) сказали о том, что еще не знают.

      Таким образом, можно сделать следующий  вывод: несмотря на то, что 100% из опрошенных девушек собираются в дальнейшем становиться женами и матерями, по факту только лишь треть из них готовы после окончания учебы создать семью, остальная же часть не включает в свои ближайшие планы выход замуж и рождение ребенка. Другими словами, все из опрошенных девушек видят себя в будущем матерями, то есть согласны с тем, что главная функция любой женщины – это родить и воспитать ребенка, но на данный период времени они в большинстве своем не готовы родить.

     Данные  результаты отражены на рисунке №1: 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 1. Будущее после  окончания обучения, связанное с рождением  ребенка. 

        

      2. Отношение к аборту.

     В отношении аборта нами были получены следующие результаты. 21 девушка из опрошенных (70%) не смогла бы сделать аборт, остальные 9 (30%) признались, что пошли бы на это (рис. №2).

      Отношение к аборту является одной из самых  ярких характеристик психологической  готовности к материнству. С. Ю. Мещерякова выделяла переживание женщиной отношения к еще не родившемуся ребенку на этапе беременности в отдельную группу показателей готовности к материнству. Кроме того низкий уровень психологической готовности к материнству, также выделенный и описанный С. Ю. Мещеряковой, характеризуется колебаниями женщины в принятии решения иметь ребенка. Таким образом, можно сделать вывод о том, что если девушка готова пойти на аборт, то это характеризует уровень ее психологической готовности к материнству как низкий. Также можно сделать предположение о том, что не все из девушек были способны честно признаться в том, что смогли бы сделать аборт. Поэтому есть вероятность того, что процент респонденток, готовых пойти на аборт, на самом деле выше. 
 

      Рис. 2. Отношение к  аборту. 

        

      3. Отношения с матерью.

     При анализе данных беседы, касающихся отношений респонденток со своими матерями были получены следующие результаты. Для 15 девушек (50%) мама является самым близким человеком, у 9 девушек (30%) отношения с матерью более и менее хорошие, и 6 девушек (20%) расценивают взаимоотношения с матерью как не очень хорошие (рис. №3)

     Особенности коммуникативного опыта женщины в ее раннем детстве также выделены С. Ю. Мещеряковой в отдельную группу показателей психологической готовности к материнству. Исходя из концепции М.И. Лисиной, основы личности, отношение человека к миру и к себе самому закладываются с первых дней жизни в общении с близкими взрослыми. [21] Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться и как первый вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими взрослыми был положительным, это означает, что стартовые условия для формирования субъектного отношения к другим людям были благоприятными и основа для формирования субъектного отношения к своему ребенку заложена. Другими словами, близкие, доверительные отношения с собственной матерью кореллируют с высоким уровнем психологической готовности к материнству.  

      Рис. 3. Отношения с  матерью. 

        
 

     4. Отношение к рождению ребенка.

         При анализе значения ребенка для  испытуемых были получены следующие  результаты. 6 девушек (20%) сказали, что рождение ребенка – это счастье, радость, благо и т. д., 9 девушек (30%) отметили, что ребенок – это продолжатель рода, 15 девушек (50%) – что ребенок – это часть любой нормальной семьи (рис. №4).  Кроме того 12 испытуемых (40%) сказали о том, что ребенок нужен для укрепления семьи, 15 испытуемых (50%) – что женщине положено иметь детей, а 3 испытуемых (10%) заметили, что детей вообще может и не быть (рис.№5). Из всего этого можно сделать вывод, что ребенок для испытуемых не является ценностью сам по себе, он нужен, для каких-то определенных целей, как необходимая часть жизни. Другими словами, респондентки не осознают в полной мере смысл, ценность детей. 

       

     Рис. 4. Значение ребенка.

       

     Рис. 5. Значение ребенка.

     Несмотря  на то, что 80% испытуемых (24 девушки) отметили, что любят детей, и только 20% (6 девушек) сказали, что их не любят, проводить время с детьми 30% (9 девушек) готовы не более пяти часов в день, 60 % (18 девушек) – 2-3 часа, и 10% (3 девушки) – не более часа в день (рис. №6 и №7). Это так же свидетельствует о низкой готовности испытуемых к материнству, так как девушки не готовы к тому, что нужно будет проводить с маленьким ребенком все свое время. 

     Рис.6. Отношение к детям. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 7. Количество часов, которые испытуемые готовы проводить с ребенком в день. 

       

     У большинства испытуемых (60%) ребенок  ассоциируется прежде всего с  негативными эмоциями. Они характеризуют  будущего ребенка как большую  ответственность, как появление  огромного количества трудностей и  ограничений, как конец личной жизни и жизни в свое удовольствие и т. д. Только 40%  связывают появление ребенка с положительными эмоциями, характеризуя его рождение как  счастье, радость, чудо и т. д. (рис. №8).

     Таким образом, из всего вышесказанного можно  сделать вывод о том, что у испытуемых в их большинстве еще не сформирован положительный образ ребенка.  
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 8. Ассоциации, связанные с ребенком. 

       

     5. Отношение к материнству.

     В чем видят смысл материнства  исследуемые девушки? Лишь 20% респонденток (6 девушек) отметили, что материнство для них – это счастье. 30 % опрошенных (9 девушек) считают, что «быть матерью очень ответственно», при этом не указывают, что это за ответственность. 50% респонденток (15 девушек) затруднились ответить, что для них значит быть матерью. То есть можно утверждать, что девушки, участвующие в исследовании в большинстве своем, смысл материнства ещё не осознают. Данные результаты отражены на рисунке №9.

     Относительно  настроя испытуемых на беременность можно отметить следующее. Положительные эмоции вид беременных женщин вызывает у 15 девушек (50%). Эти девушки отметили, что при виде беременной женщины испытывают чувство радости за нее, умиление. У 9 девушек (30%) вид беременных женщин не вызывают никаких чувств. А у 6 респонденток (20%) возникают негативные чувства, например, жалость. Данные результаты отражены на рисунке №10. 
 
 

     Рис. 9. Смысл материнства.

       

     Рис. 10. Эмоции, связанные с беременностью.

       
 

     6. Страхи, связанные с беременностью  и родами;

     Относительно  переживаний по поводу изменений, происходящих с фигурой во время беременности, 70 % (21 девушка) отметили, что очень волнуются по этому поводу,  20% (6 девушек) сказали, что их это не сильно волнует, и 10 % (3 девушки) оказались вообще плохо осведомлены об изменениях в женском организме и теле, связанных с вынашиванием ребенка (рисунок №11).

     Страх, связанный с родами, присутствует у 80% респонденток (24 девушки), и только лишь 20% (6 девушек) не переживают по этому  поводу (рисунок №12). Таким образом, мы видим, что у большинства испытуемых присутствуют страхи, связанные с беременностью и родами. 

     Рис. 11. Страх, связанный  с изменением фигуры во время беременности. 

       
 
 
 
 
 
 

     Рис. 12. Страх перед  родами. 

       

    7. Настрой в отношении воспитания и ухода за ребенком.

     На  вопрос о грудном вскармливании 9 девушек (30%) ответили, что вообще не собираются кормить грудью, обосновывая это тем, что из-за этого грудь перестает быть красивой, и кроме того в наличии есть очень много качественных смесей, которые вполне могут без вреда для здоровья ребенка заменить материнское молоко. Это говорит о предпочтении своих интересов потребностям ребенка. 15 девушек (50%) сказали, что готовы кормить ребенка до полгода. И только лишь 6 девушек (20%) сказали, что готовы кормить ребенка грудью столько, сколько это будет необходимо. Данные результаты отражены на рисунке №13.

     На  вопрос о приемлемости физического  насилия в воспитании ребенка, 10% ответили, что физические наказания  приемлемы,  40%  - что не приемлемы, 60% - что приемлемы только в определенных ситуациях. данные результаты также свидетельствуют о низкой готовности к материнству среди испытуемых. Данные результаты отражены на рисунке №14. 
 
 

     Рис. 13. Длительность кормления  грудью.

       

     Рис. 14. Приемлемость физических наказаний.

        

      Для сравнения ценности карьеры, материального благополучия и семьи, ребенка для испытуемых нами был использован цветовой тест отношений М. Эткинда. При анализе результатов данной были получены следующие результаты. 3 из опрошенных девушек (10%) обозначили предложенные понятия одинаковыми цветами, из чего можно сделать вывод о равной ценности для них как карьеры, так и ребенка. 9 девушек (30%) при ранжировании предпочли цвет, обозначающий беременность, что говорит о большей значимости для них ребенка по сравнению с карьерой. И 18 девушек (60%) поставили на первое место карьеру.

     Таким образом, видно, что большая часть  девушек в возрасте от 18 до 22 лет  предпочитают построение карьеры созданию семьи и рождению ребенка. Это  соответствует современным тенденциям индустриального общества, когда женщина наравне с мужчиной, а иногда даже и успешнее, способна занимать высокие посты, строить свою карьеру, продвигаться по служебной лестнице, зарабатывать деньги. Но на фоне всего этого функции женщины как матери, жены, хранительницы очага забываются либо уходят на второй план. Далеко не каждая женщина способна совмещать семью и успешную карьеру так, что ни одна из сторон не терпит ущерба. Поэтому часто возникают случаи отказа женщиной от семьи в пользу карьеры.

     Данные  результаты отражены на рисунке №15: 

      Рис. 15. Ценность ребенка  и карьеры.

      

      Для оценки родительско-детского контакта с точки зрения его оптимальности  нами была использована методика изучения родительских установок. При анализе результатов методики были получены следующие результаты. Направленность на излишнюю эмоциональную дистанцию с ребенком, была выявлена у 6 человек (20 %), направленность на излишнюю концентрацию на ребенке – у 12 человек (40%), направленность на оптимальный эмоциональный контакт 12 человек (40%).

     Данные  результаты отражены на рисунке №16: 

      Рис. 16. Оценка родительско-детского контакта с точки  зрения его оптимальности. 

        

      В ходе проведенного исследования С. Ю. Мещерякова  еще одной группой показателей психологической готовности к материнству женщины выделила установки женщины на стратегию воспитания ребенка. Будет ли мать ориентироваться на потребности ребенка или на собственные представления о необходимом ему, свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребенку. Направленность при воспитании на оптимальный эмоциональный контакт с ребенком свидетельствует об отношении к будущему ребенку как к личности, как к субъекту, имеющему собственную позицию и собственное мнение, и признание его права самостоятельно принимать решения. Это свидетельствует о высоком уровне готовности к материнству.

Информация о работе Уровни психологической готовности к материнству девушек репродуктивного возраста