Теория привязанности Джона Боулби

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 02:34, курсовая работа

Описание работы

На протяжении ряда лет занимался практической психиатрией и психоанализом. В годы Второй мировой войны работал военным психиатром (1940 - 1945). С 1946 г. работал в Тэвистокской клинике, где руководил отделом детей и родителей. Исследовал роль семьи в жизни ребенка, влияние разлуки с матерью на развитие ребенка, взаимосвязь отсутствия материнской любви и психопатологических отклонений, фазы протеста, отчаяния и отторжения, сепарационную тревогу, беспокойство, амбивалентность, депрессию, проблемы защиты, насилия и т. д. Уделил значительное внимание изучению и интерпретации психоанализа как искусства и естественной науки.

Содержание работы

1. Биографические сведения………………………………………………….3-4

2. Основные положения теории привязанности ……………………………5-7

2.1. Фазы привязанности…………………………………………………..8-14

2.2. Типы привязанности…………………………………………………15-16

2.3 Эффект воспитания в детских домах………………………………17-18

3. Основные понятия……………………………………………………………19

4. Заключение…………………………………………………………………..20

5. Список литературы…………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ДЖ.БОУЛБИ распечатка.docx

— 49.40 Кб (Скачать файл)

    Малыш также поддерживает близость путем  цепляния. Новорожденный наделен двумя удерживающими реакциями. Одна - это рефлекс хватания; когда открытой ладони малыша касается любой объект, рука автоматически его сжимает. Другой - рефлекс Моро, который имеет место либо когда малышей пугает громкий звук, либо когда они внезапно теряют опору (например, когда кто-то приподнимает им голову, а затем неожиданно ее отпускает). Они реагируют, простирая руки, а затем притягивая их назад и обхватывая свою грудь. Это действие похоже на то, как если бы малыш что-то обнимал. В далеком прошлом, рассуждал Боулби, эти рефлексы помогали малышам держаться за родителя, который носил их на себе. Если, к примеру, мать видела хищника и пускалась бежать, малыш должен был ухватиться рукой за какую-то часть ее тела. И если малыш случайно отпускал руку, он обнимал мать снова .

    Малыши  также наделены поисковым и сосательным рефлексами. Когда кто-то касается их щеки, они автоматически поворачивают голову в ту сторону, откуда последовала стимуляция, и затем "ищут" или ощупывают, пока их рот не касается чего-то, что они затем начинают сосать. Поисковый и сосательный рефлексы, очевидно, облегчают кормление грудью, но Боулби также рассматривал их как паттерны привязанности, поскольку они приводят к взаимодействию малыша с матерью. 

    Фаза 2 (от 3 до 6 месяцев): фокусирование  внимания на знакомых людях. Начиная с 3 месяцев поведение малыша меняется. Прежде всего, исчезают многие рефлексы - включая рефлексы Моро, цепляния и поиска. Но Боулби показалось более важным то, что социальные реакции малыша становятся намного более избирательными. Между 3 и 6 месяцами младенцы постепенно ограничивают направленность своих улыбок знакомыми людьми, когда они видят незнакомца, то просто пристально смотрят на него. Малыши также становятся более разборчивыми в своем лепетании; к возрасту 4-5 месяцев они воркуют, гулят и лепечут только в присутствии людей, которых знают. Кроме того, к этому возрасту (и, возможно, задолго до него) их плач намного быстрее успокаивает предпочитаемая фигура. Наконец, к 5 месяцам малыши начинают тянуться и хвататься за части нашего тела, в частности за наши волосы, но делают это, только если нас знают.

    Затем в этой фазе малыши сужают свои реакции  на знакомые лица. Они обычно отдают предпочтение двум или трем людям - и одному в особенности. Например, они очень охотно улыбаются или  лепечут, когда этот человек находится  рядом. Этим основным объектом привязанности  обычно является мать, но бывают и исключения. Им может быть отец или какой-то другой близкий. По-видимому, у малышей формируется  наиболее сильная привязанность  к тому человеку, который с наибольшей готовностью отвечает на их сигналы  и участвует в наиболее приятных интеракциях с ними.

    Фаза 3 (от 6 месяцев до 2 лет): интенсивная привязанность и активный поиск близости. Начиная примерно с 6-месячного возраста привязанность младенца к определенному человеку становится все более интенсивной и исключительной. Наиболее примечательно то, что младенцы громко плачут, демонстрируя тревогу разлучения, когда мать покидает комнату. Ранее они могли протестовать против ухода любого человека, который смотрел на них; теперь, однако, их расстраивает главным образом отсутствие этого единственного человека. Наблюдатели также подмечают интенсивность, с которой малыш приветствует мать, после того как она отсутствовала некоторое время. Когда мать возвращается, малыш, как правило, тянется к ней, чтобы она взяла его на руки, и когда она это делает, он обнимает ее и издает радостные звуки. Мать тоже демонстрирует свое удовольствие от воссоединения.

    Новоявленная  исключительность привязанности малыша к родителю также заметна в  возрасте около 7-8 месяцев, когда у  малыша возникает боязнь незнакомцев. Эта реакция простирается от легкой настороженности до громкого плача при виде незнакомого человека, причем более сильные реакции обычно отмечаются, когда малыш плохо себя чувствует или оказывается в незнакомой обстановке.

    Но  реакции малыши не ограничиваются выражением сильных эмоций. К 8 месяцам малыши обычно способны ползать и поэтому могут начать активно следовать за удаляющимся родителем. Младенцы предпринимают наиболее скоординированные усилия, чтобы сохранить контакт, когда родитель уходит внезапно, а не медленно, или когда они оказываются в незнакомых условиях.

    Как только у младенца появляется способность  активно следовать за родителем, его поведение начинает консолидироваться  в систему, корректируемую целью. To есть малыши следят за местонахождением родителя, и, если тот собирается уйти, настойчиво следуют за ним, "корректируя" или регулируя свои движения, пока снова не оказываются рядом с ним. Когда они приближаются к родителю, то, как правило, протягивают руки, показывая, чтобы их подняли. Когда их берут на руки, они снова успокаиваются.

    Конечно, малыши часто движутся не только в  сторону объектов привязанности, но и от них. Это особенно заметно, когда  они используют опекуна в качестве надежной отправной точки своих исследований окружающего мира. Если мать и ее 1-2-летний ребенок приходят в парк или на игровую площадку, ребенок чаще всего держится рядом с ней некоторое время, а затем отваживается на исследования. Однако он периодически оборачивается назад, обменивается с ней взглядами или улыбками и даже возвращается к ней время от времени, перед тем как отважиться на новые исследования. Ребенок инициирует короткие контакты, «как будто» пытаясь удостовериться, что она по-прежнему здесь.

    На  взгляд Боулби, система привязанности  функционирует на различных уровнях  возбуждения. Иногда ребенок испытывает сильную потребность быть рядом  с матерью; в других случаях он не испытывает почти никакой потребности  в этом. Когда ребенок, начинающий ходить, использует мать в качестве надежной отправной точки своих  исследований, уровень активации  относительно низок. Разумеется, ребенок  периодически следит за присутствием матери и может даже иногда возвращаться к ней. Но в целом ребенок может  спокойно исследовать окружающий мир  и играть на достаточном расстоянии от нее.

    Однако  эта ситуация может быстро измениться. Если ребенок оглядывается на мать и она его не замечает (или, что выглядит еще более угрожающим, как будто собирается уйти), малыш поспешит назад к ней. Ребенок также бросится назад, если его что-то испугает, например, громкий звук. В этом случае ребенок будет нуждаться в тесном физическом контакте и могут потребоваться продолжительные утешения, прежде чем он отважится еще раз отойти от матери.

    Поведенческая привязанность зависит также  от других переменных, таких как  внутреннее физическое состояние ребенка. Если ребенок болен или устал, потребность оставаться рядом с  матерью перевесит потребность в исследовании.

    К окончанию первого года жизни  важной переменной становится появление  у ребенка общей рабочей модели объекта привязанности. То есть у ребенка на основе повседневных интеракций начинает формироваться общее представление о доступности и отзывчивости опекуна. Так, к примеру, годовалая девочка, у которой возникли определенные сомнения относительно доступности ее матери, обычно испытывает тревогу, когда исследует новые ситуации, находясь на любом расстоянии от нее. Если, напротив, девочка пришла к заключению, что "моя мама любит меня и всегда будет рядом, когда я буду в ней по-настоящему нуждаться", она станет исследовать окружающий мир с большей смелостью и энтузиазмом. И все же она будет периодически проверять присутствие матери, ибо система привязанности слишком важна, чтобы быть в какой-либо момент полностью отключенной. 

    Фаза 4 ( 2-3 года - окончание детства): партнерское поведение.

    Характерно  партнерское поведение детей. До 2-3-летнего возраста детей беспокоит лишь их собственная потребность находиться в определенной близости к опекуну; они еще не принимают в расчет планы или цели опекуна. Для 2-летнего малыша знание, что мать или отец "уходят на минуту к соседям, чтобы попросить, молока", ничего не значит; ребенок просто захочет пойти вместе с ними. Трехлетка же имеет некоторое понятие о подобных планах и может мысленно представить поведение родителя, когда тот отсутствует. Соответственно, ребенок более охотно позволит родителю уйти. Ребенок начинает действовать больше как партнер в отношениях.

    Боулби  признавал, что о четвертой фазе привязанности известно немного, и мало высказывался о привязанностях в течение остальной жизни. Тем не менее, он сознавал, что они продолжают играть очень важную роль. Подростки избавляются от родительского доминирования, но у них формируются привязанности к лицам, заменяющим родителей; взрослые считают себя независимыми, но ищут близости с любимыми в периоды кризиса; а пожилые люди обнаруживают, что они все больше зависят от более молодого поколения. В общем, Боулби утверждал, что страх одиночества - один из самых сильных страхов в человеческой жизни. Мы можем считать такой страх глупым, невротическим или незрелым, но за ним стоят веские биологические причины. На протяжении всей истории человечества людям удавалось наиболее эффективно выдерживать кризисы и противостоять опасностям с помощью своих близких. Таким образом, потребность в тесных связях заложена в нашей природе.

    Привязанность как импринтинг

    Теперь, когда мы довольно подробно рассмотрели  привязанность ребенка, мы можем  оценить тезис Боулби, гласящий, что привязанность развивается  аналогично импринтингу у животных. Импринтинг - это процесс, посредством которого животные усваивают стимулы, инициирующие их социальные инстинкты. В частности, детеныши животных узнают, за каким движущимся объектом им надо следовать. Они начинают с готовностью следовать за широким кругом объектов, но этот круг быстро сужается, и в конце периода импринтинга они обычно следуют только за матерью. На этом этапе реакция страха ограничивает способность формировать новые привязанности.

    У людей мы можем наблюдать похожий  процесс, хотя он развивается намного  медленнее. В течение первых недель жизни малыши не могут активно  следовать за объектами, перемещаясь  с места на место, но они направляют на людей социальные реакции. Они  улыбаются, лепечут, цепляются, плачут и т. д. - все это помогает удерживать людей рядом. Сначала малыши направляют эти реакции на любого человека. Однако к 6-месячному возрасту, они сужают свою привязанность до нескольких людей, и одного в особенности. Они хотят, чтобы рядом был именно этот человек. На этом этапе они начинают бояться незнакомцев и, когда научаются ползать, следуют за своим основным объектом привязанности всякий раз, когда тот удаляется. Тем самым у них вырабатывается импринтинг на определенного человека; именно он инициирует следование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   

                           2.2 Типы привязанности.

    В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и общения  с ребенком у малыша складывается определенный тип привязанности  к отцу и матери.

    Наиболее  популярной методикой оценки качества привязанности ребенка к взрослому  стал эксперимент американского  психолога Мэри Эйнсуорт. Этот эксперимент получил название "Незнакомая ситуация" и состоит из нескольких трехминутных эпизодов во время которых ребенок остается в непривычной обстановке один, наедине с незнакомым взрослым, незнакомым взрослым и матерью. Ключевыми являются эпизоды, когда мать оставляет ребенка сначала с незнакомцем, потом одного. Через несколько минут мать возвращается к малышу. О характере привязанности ребенка к матери судят на основании степени огорчения малыша после ухода матери и поведения ребенка после ее возвращения.

    В результате исследования были выделены три группы детей. Дети, которые не очень сильно огорчались после ухода  матери, вступали в общение с незнакомцем  и исследовали новое помещение (например, играли в игрушки), а когда  мама возвращалась, радовались и тянулись к ней, получили название "надежно привязанные". Дети, которые не возражали против ухода матери и продолжали играть, не обращая внимания и на ее возвращение, были названы "индифферентными, ненадежно привязанными". А детей третьей группы, которые очень сильно огорчались после ухода матери, а когда она возвращалась, как будто стремились к ней, цеплялись, но тут же отталкивали и сердились, назвали "аффективными, ненадежно привязанными".

    Последующие исследования показали, что тип привязанности  ребенка к родителям влияет на дальнейшее психическое и личностное развитие ребенка. Наиболее благоприятной  для развития является надежная привязанность. Надежная привязанность ребенка  к матери в первые годы жизни закладывает основы чувства безопасности и доверия к окружающему миру. Такие дети уже в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, популярны среди сверстников.

    Дети  с ненадежной привязанностью (аффективной, двойственной и индифферентной, избегающей) часто более зависимы, требуют  больше внимания со стороны взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво  по сравнению с детьми с надежной привязанностью.

Информация о работе Теория привязанности Джона Боулби