Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 21:47, контрольная работа
Локка считают родоначальником английского свободомышления XVIII в. Единственный законный источник политической власти Локк видит в согласии народа, то есть в общественном договоре, представляющем методологическую базу всей его политической системы. Локк отличает власть должностного лица над подданными от власти отца над детьми, хозяина над слугами, мужа над женой и господина над рабом, на смешении которых строились концепции сторонников абсолютизма. Политической властью, вытекающей из общественного договора, Локк считает право издавать законы и применять для исполнения этих законов силу сообщества.
НОУ
ВПО «Московский
психолого — социальный
институт»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
ИСТОРИЯ
ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ
УЧЕНИЙ
на тему
Джон
Локк: теория развития
государства.
Выполнила: Турович Н.С.
Группа ЯЮ - 08
Джон Локк (1632г.-1704г.) сын не богатого участника парламентской армии, студент, а затем преподаватель Оксфорда, он в годы Реставрации как бы вновь проделал путь, пройденный многими авторами памфлетов в предреволюционное время в начале гражданской войны - от защиты веры к прямому участию в политике. Он признает неограниченную власть должностных лиц над гражданами, отвергая теорию естественных прав, выступает против терпимости по отношению к религиозным актам, не признает верховенства парламента как воплощение законодательной власти, пребывающей в обществе, и права народа на сопротивление правителям.
Основное политическое произведение Джона Локка - «Два трактата о гражданском правлении» было в значительной мере подготовлено в 1679-1681г. в момент критического обострения отношений между короной и вигами по вопросу о престолонаследии (виги настаивали на исключении из наследования брата короля, католика, герцога Йорского, будущего Якова II.)
Локка
считают родоначальником
Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.
Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. По Джону Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии «нет войны всех против всех». Господствует равенство, «при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого». Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство. Локк особенно акцентирует момент согласия - «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа».
Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, то есть право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.
Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, которые они затем передают государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.
Цель этого объединения - общее благо.
На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле - отнюдь нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, закону должны быть присущи стабильность и долговременность действия. Свобода, по Локку - это не анархия, что стремились внушить Филмер и другие сторонки абсолютизма, и гарантия от произвола, она - основа всех других прав человека, ибо, потеряв свободу человек, ставит под угрозу свою собственность, благополучие, жизнь. У него нет больше средств их защитить.
Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется «управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов». Законы тогда способствуют достижению «главной и великой цели» государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. «Там, где нет законов, там нет и свободы».
Учение
Локка о государстве и праве
явилось классическим выражением идеологии
раннее буржуазных революций со всеми
ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало
в себя многие достижения политико-юридического
знания и передовой научной мысли 17 в.
В нем эти достижения были не просто собраны,
но углублены и переработаны с учетом
исторического опыта, который дала революция
в Англии. Таким образом, они стали пригодными
для того, чтобы ответить на высокие практические
и теоретические запросы политико-правовой
жизни следующего, 18 столетия - столетия
Просвещения и двух крупнейших буржуазных
революций нового времени на Западе: французской
и американской.