Шпаргалка по "Нейропсихология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 20:56, шпаргалка

Описание работы

Предмет нейропсихологии и ее связь с другими науками о мозге.
Нейропсихология – отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые механизмы ВПФ и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений мозга и других моделей.
Основоположник и главный теоретик нейропсихологии Александр Романович Лурия.

Файлы: 1 файл

otvety_po_neyropsikhologii (1).docx

— 183.62 Кб (Скачать файл)

Классификация зрительных агнозий по А.Р. Лурии:

  • предметная агнозия -  одна из самых распространенных форм нарушений зрительного гнозиса, которая в той или иной степени встречается у большинства больных с поражением затылочно-теменных отделов мозга.

Предметная зрительная агнозия связана с поражением нижней части «широкой зрительной сферы». Она характеризуется тем, что больной видит как будто бы все, он может описать отдельные признаки предмета, но не может сказать, что же это такое. Особо грубое нарушение возможности правильно оценить предмет возникает при двухстороннем поражении нижних частей широкой зрительной сферы: больной, глядя на предмет, не может его опознать, но при его ощупывании часто правильно решает эту задачу. В своей повседневной жизни такие больные ведут себя почти как слепые и хотя они не натыкаются на предметы, но постоянно ощупывают их или ориентируются по звукам. Однако в такой грубой форме предметная агнозия встречается сравнительно редко, чаще она проявляется в скрытой форме при выполнении специальных зрительных задач: например, при распознавании контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга, перевернутых изображений и т. д. (проба Поппельрейтера)

  • оптико-пространственная агнозия – больной не может ориентироваться по пространственным признакам окружающего мира и изображениям предметов, не различает левую и правую стороны,  не может  скопировать определенную позу, не понимает символики рисунков, распадается их общая схема (например, человек рисует лицо: нос, рот  и глаза у него получаются не соединенными в единое целое), происходит нарушение движений в связи с изменением пространственной ориентации (больному трудно заправить постель, одеться и т.д.);

Оптико-пространственная агнозия связана преимущественно с поражением верхней части «широкой зрительной сферы». В особенно грубой форме она наблюдается при двухстороннем поражении затылочно- теменных отделов мозга. Однако и при одностороннем поражении эти нарушения также выражены достаточно отчетливо.

  • буквенная агнозия – в  чистом  виде буквенная агнозия проявляется в том, что больные, совершенно правильно копируя буквы, не могут их назвать. У них распадается навык чтения (первичная алексия).

Подобное нарушение чтения встречается изолированно от других нарушений высших зрительных функций, что и дает основание выделить этот дефект в самостоятельную форму агнозии. Такие больные правильно воспринимают предметы, правильно оценивают их изображения и даже правильно ориентируются в сложных пространственных изображениях и реальных объектах, однако они «не понимают» буквы и не могут читать.

Такая форма агнозии, как правило, встречается при поражении левого полушария мозга — нижней части «широкой зрительной сферы» (у правшей).

  • цветовая агнозия – больные правильно различают отдельные цвета и правильно их называют. Однако им трудно, например, соотнести цвет с определенным предметом и наоборот; они не могут вспомнить, каков цвет апельсина, моркови, елки и т. д. Больные не могут назвать предметы определенного конкретного цвета. У них отсутствует обобщенное представление о цвете, и поэтому они не в состоянии выполнить процедуру классификации цветов, что связано не с трудностями различения цветов, а с трудностями их категоризации. Известно, что человек воспринимает огромное количество оттенков цветов, но названий цветов (категорий) сравнительно мало. Поэтому в обычной жизни здоровый человек постоянно решает задачу на категоризацию цвета. Именно эта категоризация цветовых ощущений затруднена у больных с цветовой агнозией.
  • симультанная агнозия – больной не способен воспринимать одновременно два изображения из-за сужения объема зрительного восприятия. Человек не может управлять своим взором, не может, смотря на элементы картины, сказать, что же там изображено в целом;

Долгое время симультанная агнозия была известна как синдром Балинта. Эта форма нарушения зрительного гнозиса всегда сопровождается сложными нарушениями движений глаз, которые называются «атаксия взора». Больной не может воспринять целое, он видит только его часть (или части). Взор больного становится неуправляемым, глаза совершают непроизвольные скачки, постоянно находясь в движении. Это создает трудности в организованном зрительном поиске, вследствие чего больной не может рассматривать объект последовательно. Предполагается, что причиной симультанной агнозии является слабость корковых зрительных клеток, которые способны лишь на узколокальные очаги возбуждения.

  • лицевая агнозия – особая форма нарушений зрительного гнозиса, которая проявляется в том, что у больного теряется способность распознавать реальные лица или их изображения (на фотографиях, рисунках и т. п.).

При грубой форме лицевой агнозии больные не могут различить женские и мужские лица, а также лица детей и взрослых; не узнают лица своих родных и близких. Такие больные узнают людей (включая и самых близких) только по голосу. Лицевая агнозия четко связана с поражением задних отделов правого полушария (у правшей), в большей степени — нижних отделов «широкой зрительной сферы».

В целом вопрос о связи разных форм зрительных агностических расстройств со стороной и зоной поражения затылочно-теменных отделов мозга окончательно не решен. Многие авторы указывают, что различные формы зрительных агнозий проявляются особенно отчетливо при повреждении комиссуральных волокон валика мозолистого тела, соединяющих 18-е и 19-е поля левого и правого полушарий головного мозга.

  1. Сенсорные нарушения при поражении слухового анализатора.

Слуховая система первоначально формировалась как система анализа вестибулярных раздражений и затем в ней выделилась слуховая система.

Принцип работы системы - превращение механических колебаний воздуха в нервный импульс. В отличие от других анализаторных систем слуховая система состоит из двух подсистем - речевого и неречевого слуха. На уровне подкорковых образований система имеет общие механизмы, а на уровне коры вступает в силу закон прогрессивной латерализации.

Принцип строения слухового анализатора и поражения.

Первый уровень. Рецепторный уровень - это Кортиев орган, который работает по соматотопическому принципу. То есть одни части кортиева органа отвечает за высокие звуки, другие реагируют на низкие.

Поражение этого органа в первую очередь приводит к страданию восприятия высоких звуков. Поражение этой части вызывает также и другие нарушения, в частности явление рекрутмента, которое связано с воспалительными или травматическими процессами в среднем ухе. Симптомами этого нарушения выступает то, что больной либо вместо слышимых звуков ощущает боль, либо воспринимает звуки по принципу все или ничего, то есть только тогда когда звук достигает максимальной интенсивности, он воспринимается.

Далее от рецепторного уха информация по слуховому нерву идет дальше, это 8 пара черепно-мозговых нервов и поражение этого уровня слухового нерва проявляется в виде слуховых и вестибулярных симптомов.

Эти симптомы носят название звуковые обманы. Больному кажется, что он слышит какой-то шум. Этот шум всегда относится к разряду неречевых звуков, как правило, это предметные шумы (шумит ветер, льется вода). Всегда это нарушение сопровождается критическим отношением больного к слышимым им звукам, то есть больной понимает, что это ему кажется. Также сопровождается головокружением, это вестибулярный симптом.

Каждый человек, который слышит звук, он слышит его по двум путям: воздушному и костному. Когда вы говорите, или слышите, как вам говорят - это воздушный путь. Кроме того, когда вы говорите, происходит колебание внутренних органов и часть колебаний передается по костной ткани в слуховой нерв. Таким образом, для каждого слушающего и говорящего одновременно, слуховая информация как бы складывается из двух частей: из той части, которая идет по костной ткани и из той, что идет через воздушную среду. Это можно использовать для диагностических процедур, в частности для выявления того, что нарушено у данного человека, слуховой нерв или среднее ухо. Музыканты, часто страдающие слуховыми расстройствами, используют следующий прием: если скрипач, прикасаясь к деке скрипки зубами, не слышит звука, значит у него поражен слуховой нерв. Если поражен слуховой нерв, то потеря звука на это ухо становится необратимой.

Следующий уровень, на котором фиксируются нарушения - это уровень таламуса, и конкретно внутреннее коленчатое тело. Поражения на этом уровне связано с нарушениями пространственного восприятия звука с элементарными звуковыми галлюцинациями. Больной не критические относится к этим звукам, ему кажется, что все это на самом деле происходит. Нарушения на уровне таламуса могут протекать в синдроме нарушения сознания.

Следующий уровень - уровень проекционных корковых зон. Поперечная извилина Гешля. Особенности нарушения этой зоны: при поражении этой зоны нет центральной глухоты, но увеличивается порог восприятия коротких звуков на ухе, противоположном очагу поражения.

Слуховой анализатор, как и любой другой анализатор, работает по принципу обратной связи, то есть то, что говорит человек, он одновременно и слышит. Этот принцип лежит в основе диагностики симуляций нарушения слуха. Если применить технические средства таким образом, что сигнал в наушники, надетые на человека подается с задержкой, то человек не слышит себя, а слышит то, что он говорил до этого. Это приводит к дезорганизации речевой деятельности.

  1. Нарушение слухового восприятия в нейропсихологии.

Гностические слуховые расстройства связаны с поражением корковой зоны слухового анализатора (куда кроме 41-го поля входят 42-е и 22-е поля).

При поражении вторичных корковых полей слуховой системы правого полушария (42-го и 22-го) больные (правши) не способны определить значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов. Это нарушение носит название слуховая или акустическая агнозия.

В грубых случаях слуховая агнозия выражается в том, что больные не могут определить смысл самых простых бытовых звуков, например скрип дверей, шум шагов, звук льющейся воды и т. п., т. е. всех тех звуков, которые мы привыкли различать без специального обучения. Подобные звуки перестают быть для больных носителями определенного смысла, хотя слух как таковой у них сохранен и они могут различать звуки по высоте, интенсивности, длительности и тембру.

Подобные случаи сравнительно редки. Выраженная слуховая агнозия наблюдается при обширном поражении правой височной области, описаны случаи грубой слуховой агнозии при двухстороннем поражении височных областей мозга. По данным некоторых авторов, слуховая агнозия наблюдается при поражении не только субдоминантного, но и доминантного (левого для правшей) полушария. Чаше встречается более стертая форма слуховых нарушений в виде дефектов слуховой памяти. Дефекты слуховой памяти проявляются в специальных экспериментах, показавших, что такие больные, способные различать звуко-высотные отношения, не могут выработать слуховые дифференцировки, т. е. запомнить два (или больше) звуковых эталона. У больных с височными поражениями нарушается также способность к различению звуковых комплексов разной сложности, особенно состоящих из серии последовательных звуков.

При поражении височной области мозга возникает аритмия. Ее симптомы, хорошо изученные А. Р. Лурия и его сотрудниками, состоят в том, что больные не могут правильно оценить и воспроизвести относительно простые ритмические структуры, которые предъявляются им на слух.

В качестве эталонов больным предъявляются наборы звуков (пачки), чередующихся через разные промежутки (или сгруппированных в определенные структуры по 2-3-4-5 звуков в пачке); внутри пачки отдельные удары акцентируются. Больной должен уловить структуру ритмов и «узор» стимулов внутри пачки.

Различение и воспроизведение подобных элементарных ритмических структур для любого здорового человека не представляет никаких сложностей. Больные с поражением височных областей мозга, как правило, не способны оценить количество звуков: они либо переоценивают, либо недооценивают количество ударов, не различая, сколько звуков было в пачке и как они чередовались друг с другом. Эта проба выявляет дефект сенсорной слуховой памяти как таковой, а также дефект различения последовательных комплексных стимулов.

Еще один из хорошо описанных в психологической литературе дефектов неречевого слуха называется амузией. Это нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую или только что услышанную мелодию, а также отличать одну мелодию от другой. Симптом амузии не совпадает с афазическими расстройствами, что, в частности, было описано А. Р. Лурия и его сотрудниками (1968), показавшими, что у больного может быть резкое расхождение музыкальных и речевых способностей в виде грубой афазии при сохранности музыкального слуха. Больные с амузией не только не могут узнать мелодию, но и оценивают музыку как болезненное и неприятное переживание.

Симптом амузии проявляется главным образом при поражении правой височной области, а явления аритмии могут наблюдаться не только при правосторонних, но и при левосторонних височных очагах (у правшей).

Наконец, симптомом поражения правой височной области является нарушение интонационной стороны речи. Больные с поражением правой височной области часто не только не различают речевых интонаций, но и не очень выразительны в собственной речи, которая лишена модуляций, интонационного разнообразия, свойственного здоровому человеку. У таких больных часто нарушено пение.

Известны описания больных с поражением правой височной области, которые, правильно повторяя отдельную фразу, не могли ее пропеть, ибо при пении интонационный компонент речи усиливается.

Для больных с поражениями правой височной области мозга также характерно нарушение «эмоционального слуха» — плохое различение интонаций речи, отражающих разные эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев и др.).

Информация о работе Шпаргалка по "Нейропсихология"