Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 20:56, шпаргалка
Предмет нейропсихологии и ее связь с другими науками о мозге.
Нейропсихология – отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые механизмы ВПФ и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений мозга и других моделей.
Основоположник и главный теоретик нейропсихологии Александр Романович Лурия.
Контрольные вопросы. По курсу нейропсихология.
Нейропсихология – отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые механизмы ВПФ и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений мозга и других моделей.
Основоположник и главный теоретик нейропсихологии Александр Романович Лурия.
Как и вся клиническая психология, она - пограничная наука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохирургии), анатомии и физиологии центральной нервной системы, психофармакологии. Она тесно взаимодействует с практикой диагностики нарушений высших психических функций и их восстановления при локальных поражениях головного мозга.
Предмет нейропсихологии - изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и Личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга.
Направления нейропсихологии:
1. Клиническая нейропсихология - изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.
2. Реабилитационное направление – восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.
3. Экспериментальная
4. Нейропсихология детского возраста. Специфика нарушений психических функций у детей при локальных мозговых поражениях.
5. Нейропсихология старческого возраста (с 45 лет).
6.Нейропсихология
7. Нейропсихология пограничных состояний – анализ изменений ВПФ под влиянием психофармакологических препаратов.
8. Психофизиологическое направление – изучаются ВПФ психофизиологическими методами.
Принципы, сформулированные Л.С. Выготским, послужили началом целенаправленных многолетних исследований, проводившихся А.Р. Лурия и его сотрудниками, что и привело к разработке нейропсихологии человека как одной из важных отраслей современной психологической науки.
Первые нейропсихологические исследования проводились в нашей стране Л.С. Выготским (1896-1934) в 20-е годы. Он подчеркивал, что проблема мозговой организации ВПФ не сводится лишь к тому, чтобы определить те зоны, которые их реализуют. Каждая структура является, по существу, центром двух функций: 1) специфической, связанной с приписанным ей видом психической деятельности; 2) неспецифической, делающей эту область способной участвовать в любом виде деятельности. Специфическая функция никогда не осуществляется каким-либо одним участком мозга, а является результатом его интеграции с другими областями мозга. Таким образом, любая функция соотносится с деятельностью мозга, как фигура с фоном. При этом Л.С. Выготский подчеркивал, что интегративная сущность функций отнюдь не противоречит их дифференцированности. Напротив, считал он, дифференциация и интеграция не только не исключают друг друга, но, скорее, предполагают одна другую и в известном отношении идут параллельно.
Другими важнейшими особенностями представлений о локализации ВПФ Л.С. Выготский считал: 1) изменчивость межфункциональных связей и отношений; 2) наличие сложных динамических систем, в которых интегрирован ряд элементарных функций; 3) обобщенное отражение действительности в сознании. Он полагал, что все эти три условия отражают универсальный закон философии, который гласит, что диалектическим скачком является не только переход от неодушевленной материи к одушевленной, но и от ощущения к мышлению. Наконец, принципиально важным следует считать убеждение Л.С. Выготского в том, что «развитие идет снизу вверх, а распад — сверху вниз», т.е. развиваясь, ребенок постигает мир от простого к сложному. В случае же потери (распада) функции человек возвращается к более элементарным знаниям, умениям и навыкам, которые служат базисными для процессов компенсации.
Из представлений Л.С. Выготского о закономерностях развития и распада непосредственно вытекает и следующее положение: одинаково локализованные поражения приводят у ребенка и взрослого к совершенно разным последствиям. В детском возрасте локальное поражение вызывает системное недоразвитие. У взрослых же распадается сама ВПФ, и при этом имеются более широкие компенсаторные возможности за счет развития вторичных и третичных зон коры.
А. Р. Лурия (1902-1977) является основателем нейропсихологии. Некоторые теоретические подходы к нейропсихологической проблематике были разработаны им ещё в 30-х гг. XX в. совместно с Л.С.Выготским. Однако основной нейропсихологический материал он получил, работая в военных госпиталях в годы Великой Отечественной войны. На базе этого материала А. Р. Лурия написал множество книг, среди них:
Общий список книг и трудов А. Р. Лурия превышает 500 наименований. Он сформировал свою научную школу, воспитал много учеников, которые продолжили его дело и стали развивать отдельные направления уже внутри нейропсихологии.
Таким образом, труды А.Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, П.К.Анохина, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца и других психологов положили начало нейропсихологии как науке. Большой вклад в отечественную нейропсихологию внесла Б.В.Зейгарник со своими сотрудниками. Ими были изучены нарушения мышления у больных с локальными и общими органическими поражениями мозга. Описаны основные типы патологии мыслительных процессов в виде различных нарушений самой структуры мышления и нарушения динамики мыслительных актов. Огромный интерес представляют работы Б.В.Зейгарник, посвященные изучению патологии аффективной сферы при органических поражениях мозга.
Концепция П.К.Анохина о функциональных системах и их роли в объяснении целесообразного поведения животных была использована А.Р. Лурией для построения теории системной динамической локализации высших психических функций человека, которая является теоретической основой нейропсихологии.
Под высшими психическими функциями понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.
А.Р.Лурия указывал, что высшие психические функции обладают тремя основными характеристиками:
Высшие психические функции как психологические системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными в них являются исходная задача и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма различны на разных этапах и при разных путях и способах формирования функции.
Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже – как полностью внутренний процесс. По мере формирования высших психических функций происходит превращение внешних средств осуществления функции во внутренние, психологические. В процессе развития высшие психические функции постепенно “свертываются”, автоматизируются.
Лурия сделал предположение, что нейропсихологические факторы являются основой нейропсихологических синдромов. Он выделил 3 уровня, на которых основан анализ нейропсихологических факторов:
Существуют следующие виды нейропсихологических факторов:
Наши знания о функциональной организации мозга животных и человека являются результатом использования трех следующих методических процедур:
Благодаря применению метода раздражения отдельных участков мозга физиологи смогли получить сведения о непосредственной функции тех или иных мозговых систем.
Известнейший ученый В. Пенфильд опубликовал выводы своих исследований психических реакций человека на раздражение коры головного мозга непосредственным прикосновением к ней электрода как под током, так и без тока. Опыты Пенфилда подтвердили, что сформулированный Шеррингтоном применительно к мозгу обезьяны принцип функциональной организации моторной зоны коры верен и для мозга человека.
Возможность наблюдать человека во время тонких нейрохирургических операций позволила расширить сферу изучения от двигательных функций коры до ее сенсорных функций: раздражая кору задней центральной извилины, а также затылочной и височной областей, исследователь мог спрашивать у больного об испытываемых им ощущениях и таким образом выявлять сенсорные функции этих зон коры.
Также в рамках физиологии был использован метод «непрямой» стимуляции мозговой коры – раздражение адресуется не непосредственно коре, а периферическому отделу анализатора (коже, глазу, уху), после чего в отдельных участках коры головного мозга или в подкорковых образованиях прослеживается эффект такого раздражения. Один из наиболее важных вариантов этого метода называется методом вызванных потенциалов. Он позволяет получать факты, убедительно говорящие о том, что более сложные формы активной психической деятельности вызывают более обширные процессы в коре головного мозга, вовлекая в совместную работу более сложные системы корковых зон.
Вживление под контролем специальных стереотактических приборов тончайших электродов в кору головного мозга или подкорковые образования и последующее отведение токов действия от отдельных нейронов при предъявлении животному различных раздражителей позволило Юнгу, Хьюбелу и Визелу, а также другим авторам обнаружить, что нейроны реагируют лишь на строго избирательные раздражители. Так, в зрительной коре головного мозга были обнаружены нейроны, которые реагируют пачкой импульсов только на включение или только на выключение света. Были обнаружены также нейроны функция которых носит сложный, мультимодальный характер. Наконец, были обнаружены нейроны, которые не реагируют ни на один сенсорный раздражитель и имеют, следовательно, совсем другие функции.
Метод выключения (или разрушения) заключается в том, что исследователи разрушают определенные области мозга животного и прослеживают изменения в его поведении.
Еще в первом десятилетии ХХ века сотрудники И. П. Павлова установили фундаментальный факт: разрушение определенной области коры головного мозга собаки может привести к нарушению аналитико-синтетической работы соответствующего анализатора, не затрагивая, однако, наиболее простых форм сенсорных процессов.
Хирургическое разрушение отдельных участков мозга — метод, которым в течение ряда поколений пользовались физиологи для изучения функций отдельных систем мозга, является далеко не идеальным методом исследования. Каждое хирургическое вмешательство вызывает кровоизлияние (с последующим образованием рубцов) и, таким образом, — обширные изменения мозговой ткани, что существенно затрудняет анализ роли разрушенного участка коры в построении соответствующей функции.