Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:56, курсовая работа
Воспитателю следует учитывать повышенную ранимость, испытывающих в старшем дошкольном возрасте частично и полностью лишенных общения с ним после развода родителей. Эти мальчики болезненно переживают, когда их начинают стыдить в присутствии сверстников, указывать, что они ведут себя не так, как нужно, отстают от других, не оправдывают надежд. В подобной ситуации дети чувствуют ещё более непонятыми и изолированными, становятся робкими и нерешительными или начинают «вредничать» - делать всё наперекор, вызывая негативное отношение к себе и вместе с тем утверждаясь в способности вести себя как «настоящие» мальчишки.
Введение 3
Глава 1 Страхи их характеристика 6
1.1 Страхи 6
1.2 Страхи, связанные с нарушением личностных отношений 9
Глава 2 Методы коррекции страхов 12
1.1 Диагностика эмоционально-аффективной сферы 13
1.2 Рисование страхов 14
1.3 Игровая коррекция страхов 18
1.4 Методы коррекции страхов, не связанных с нарушениями
личностных отношений 24
Заключение 32
Литература 35
Работа
воспитателя по преодолению
страхов у детей
старшего дошкольного
возраста.
Оглавление
Введение
Глава 1
Страхи их характеристика
1.1 Страхи
1.2 Страхи, связанные с нарушением личностных отношений 9
Глава
2 Методы коррекции страхов
1.1 Диагностика
эмоционально-аффективной сферы
1.2 Рисование страхов
1.3 Игровая коррекция
страхов
1.4 Методы коррекции страхов, не связанных с нарушениями
личностных отношений
Заключение
Литература
Приложение
Введение.
Моя курсовая работа направлена на изучение психологического развития детей. С 5 лет происходит интенсивное развитие познавательных психических функций, значительно более содержательным становиться мышление, проявляется склонность к анализу и поиску причинно-следственных связей. Совершенствуются нравственно-этические категории красивого, прекрасного, некрасивого, грязного, постыдного. Ребенок может достаточно хорошо управлять своими чувствами и регулировать желания.
Если задать детям 5-7 лет вопрос о том, кого бы они стали изображать в игре в «семью», то подавляющее большинство отдают предпочтение родителю того же пола, т. е. мальчики хотят быть отцами, а девочки – матерями. С 7 лет дети предпочитают изображать себя, т. е. ребёнок хочет быть самим собой. Исключительной выбор родителя того же пола в 5-7 лет происходит на фоне развивающейся в возрастной способности принимать и играть роли, ставить себя на место другого человека, ощущать себя тождественным, идентичным его чувствам и переживаниям, мыслям и поступкам. Поэтому в старшем дошкольном возрасте мальчики хотят делать всё, как папа, а девочки – как мама.
Осознанное стремление ребёнка походить на родителя того же пола отличается от подражания в первые годы жизни и является знаком авторитета для детей. Благодаря этому мать и отец могут оказывать наибольшее влияние на детей в старшем дошкольном возрасте. Эта возможность часто недооценивается или сводится на нет из-за различных проблем в семейных отношениях и личностных особенностей родителей. Сейчас эта проблема увеличилась и появляется всё больше детей с различными страхами, психическими травмами и их предвестниками. Целью моей работы является нахождение наиболее эффективных способов выявления страхов у детей, способов их коррекции и профилактики возникновения.
В
более неблагоприятных
В другом варианте у мальчиков из неполной семьи нарастают протестные формы поведения – заостренно пытаются утвердиться в мужской роли, стремиться лидировать среди сверстников, но не всегда достигают успеха. При наличии протестной и нередко агрессивной формы поведения, детям старшего дошкольного возраста свойственно отсутствие страха, боязни огня и пожара. Мальчики гордятся успехами в игре, своим умением преодолевать трудности и противостоять опасностям, также как они могли бы гордиться этими качествами отца, подражать ему в реальной жизни.
Часто восприятию адекватных полу эталонов поведения препятствуют конфликты в семье, когда дети не хотят брать пример с негативно настроенных и ссорящихся родителей. Если инициатор конфликта отец, то девочки теряют эмоциональный контакт с ним и ранимо воспринимают нападки на мать, с которой себя отождествляют. Мальчики эмоционально заостренно воспринимают ущемление интересов отца в семье, испытывая противоречивые чувства к матери, которую они по-прежнему любят, и в тоже время не могут смириться с принижением так значимого для них авторитета отца.
Воспитателю следует учитывать повышенную ранимость, испытывающих в старшем дошкольном возрасте частично и полностью лишенных общения с ним после развода родителей. Эти мальчики болезненно переживают, когда их начинают стыдить в присутствии сверстников, указывать, что они ведут себя не так, как нужно, отстают от других, не оправдывают надежд. В подобной ситуации дети чувствуют ещё более непонятыми и изолированными, становятся робкими и нерешительными или начинают «вредничать» - делать всё наперекор, вызывая негативное отношение к себе и вместе с тем утверждаясь в способности вести себя как «настоящие» мальчишки.
Если дисциплинарные меры оказывают временный или отрицательный эффект, то положительный результат достигается от похвалы за успехи, которые всегда можно найти при желании. Действенным оказывается и вовлечение ребенка в коллективную игру с предоставлением главных ролей. Роль субъекта в работе по преодолению страхов у детей дошкольного возраста выполняет воспитатель. Объектом работы является ребенок. Больших результатов с повышением уверенности у мальчиков достигают воспитатели мужчины. Спорный эффект дают занятия мальчиков в спортивных секциях где всегда есть сверстники, объединенных общей целью, а тренером может быть мужчина.
В
клинически очерченных случаях, когда
налицо многочисленные страхи и выражена
неуверенность и робость в
общении со сверстниками, необходимо
своевременная консультация врача
– психотерапевта. Даже родительский
совет, в который входят отцы из благополучных
семей может сделать многое для предупреждения
появления нежелательных черт характера
мальчиков, если подобное воздействие
идет в комплексе психопрофилактических
мероприятий, осуществляемых в детском
саду.
Глава 1
Страхи.
Любой воспитатель скажет, что некоторые дети отказываются кататься с горки, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, боятся спать, огня, не остаются одни, не идут к врачу и т. д. Во всех этих случаях идёт речь о страхах. Наиболее часто старшие дошкольники испытывают страх смерти, достигающий своего апогея в 6 и 7 лет у детей, ещё не посещающих школу. Этот, большей частью не проявляемый страх, как и большинство других страхов, присущ эмоционально чувствительным детям и нередко отсутствует при задержке психического развития, психопатоподобном, расторможенном и агрессивном поведении, а также у детей, родители которых страдают хроническим алкоголизмом.
О том, что ребёнок боится смерти, можно догадаться по наличию других, связанных со смертью страхов, прежде всего испытываемых во сне (страшных снов), боязни нападения, огня и пожара, боязни заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков). Появление страха смерти означает постепенное завершение «наивного» периода в жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие, чудесные явления и многое другое, с чем теперь приходится расставаться. Категория смерти 6 и 7 лет это реальность, которую ребёнок должен признать как нечто рано или поздно неизбежное в его жизни. Но именно нежелание признать это сразу и порождает страх, означающий, по существу, эмоциональное неприятие «рациональной» необходимости умереть.
У мальчиков из неполных (вследствие развода) семей страхов больше. У девочек подобные различия отсутствуют, т. к. мать и дочь образуют идентичное полу общение, позволяющее девочке более уверенно вести себя среди сверстников. У мальчиков невозможность вести ролевую идентификацию с родителем того же пола сказывается на увеличении страхов.
При сравнении количества страхов у детей, проживающих в отдельных и коммунальных квартирах, больше страхов оказалось у детей из отдельных квартир. В коммунальной квартире дети имели большую возможность общаться со сверстниками, наполняя свою жизнь разнообразными впечатлениями, играми и так необходимой им эмоциональностью.
Вне зависимости от того, где проживали дети, они были больше подвержены страхам, если их родители ссорились между собой. В большей степени, чем мальчики, эмоциональную чувствительность к семейным конфликтам обнаруживают девочки.
При алкоголизме отца страхи снижаются у девочек в 1,2, а у мальчиков – в 4 раза. У мальчиков страхи в данном случае являются исключением, отражая понижение эмоциональной чувствительности и не всегда осознанное отождествление с «бесстрашным», а фактически расторможенным поведением отца. Уменьшение количества страхов у таких мальчиков обусловлено последствиями органического поражения головного мозга вследствие алкоголизма отца.
Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Его предпосылкой выступает общая эмоциональная чувствительность матери и ребёнка.
Страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встречи со всем тем, что олицетворяет опасность или нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.
Ещё одним фактором страхов является психологическое заражение от сверстников и взрослых вследствие безотчетного подражания.
Все факторы, участвующие в возникновении страхов, можно сгруппировать следующим образом: наличие страхов, у родителей, главным образом у матери, избыточное предохранение ребёнка от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола; конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга; психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Это мы рассматривали так называемые возрастные страхи, т. е. страхи, возникающие у детей эмоционально чувствительных, как отражение особенностей их психического и личностного развития. Теперь рассмотрим невротические, отметив их наиболее существенные отличия от возрастных: большая эмоциональная интенсивность и напряженность; длительное течение; неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями; избегание объекта, а также всего нового и неизвестного; более прочная связь с родительскими страхами; относительная трудность устранения страхов.
Невротические страхи в том или ином аффективно-ослабленном виде встречаются и у здоровых в нервно-психическом отношении детей. Невротическими эти страхи становятся, в результате длительных и неразрешимых переживаний или в острых психических потрясений, нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой, и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что вместе взятое неблагоприятно сказывается на самочувствии ребёнка, создавая ещё большие трудности в общении со сверстниками. Страх смерти ввиду его распространенности в старшем дошкольном возрасте не имеет существенных количественных различий у детей с неврозами и у здоровых сверстников. В своём невротическом звучании этот страх означает боязнь быть ничем, т. е. не существовать, поскольку можно бесследно исчезнуть и сгореть в огне, погибнуть во время стихийных бедствий, подвергнуться смертельной опасности во сне или получить невосполнимое увечье в результате нападения и болезни.
Информация о работе Работа воспитателя по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста