Психологическая структура преступного действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 10:12, контрольная работа

Описание работы

Работа состоит из введения, 2 глав, раскрывающих компоненты преступного дествия, мотивы и предпосылки к совершению преступления, заключения и списка литературы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................ 3
1 ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ .................…………. 4
2. КОМПОНЕНТЫ ПРЕСТУПНОГО ДЕЙСТВИЯ ....…………………...... 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................................. 19

Файлы: 1 файл

К.Р. ПО ЮР.ПСИХОЛОГИИ!! ГОТОВА!! + ССЫЛКИ ЕЩЕ!!.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

      Конкретные  преступления как волевые акты по своей структуре могут быть простыми и сложными. Простым волевым актом, имеющим психологический механизм, является преступное действие. Сложным волевым актом является преступная деятельность, которая складывается из совокупности ряда действий, т. е. эпизодов состава преступления.

      Понятия «преступное действие» и «преступная  деятельность» как единицы психологического анализа не следует смешивать с соответствующими уголовно-правовыми понятиями. С психологической точки зрения преступным действием считается только одноразовый волевой акт, которым достигается цель, не разлагаемая на более простые. В уголовном праве под преступным действием понимается как одноразовый волевой акт, так и совокупность нескольких волевых актов.

      К одноразовым преступным действиям, как правило, относятся неосторожные преступления, совершенные при превышении пределов необходимой обороны, а  также в состоянии сильного душевного волнения. Примерами одноразового преступного действия могут служить единичные акты хищения, изнасилования, хулиганства и т. д.

      Ряд статей УК РФ говорит только о преступной деятельности. Примером преступной деятельности, т. е. формы волевого акта, являются продолжаемые хищения, рэкет и т. п., складывающиеся из тождественных преступных действий. Они охватываются единым умыслом виновного и составляют в своей совокупности одно преступление.

      Кроме содержания, преступное действие имеет внутреннюю структуру, главными компонентами которой являются:

      1) мотив, цель действия и форма  вины лица (психологические компоненты);

      2) предмет действия, способ, средства  и условия его реализации (физические и вещественные компоненты);

      3) результат действия, т. е. те последствия, которые наступили от действия.

Цель  как компонент преступного действия выполняет в нем определенные функции. Первая ее функция состоит  в осознании действующим лицом  объекта, предмета или лица, на которое  направляется его действие. Вторая функция выражается в желании достигнуть определенного результата этого действия. Благодаря цели лицо регулирует свои действия и направляет их на достижение того результата, который содержится в ней.

      Прямой  результат — это тот, который  входит в цель лица. Он является реализацией и непосредственным выражением цели. При вмешательстве объективных, не зависящих от воли действующего лица сил прямой результат может не совпадать по своему объему с целью лица. При этом цель реализуется не до конца, и результат оказывается меньше, чем намечавшаяся цель действия [12; 352]

        Несовпадение цели и результата выступает в этом случае в форме «невыполнения цели». Примером «невыполнения» цели является покушение на совершение преступления, когда цель преступления не осуществляется до конца по причинам, не зависящим от воли виновного.

      Отношения между результатом и целью  могут выступать в форме «перевыполнения» цели. В этом случае результат действия превосходит предполагаемую цель и содержит сверх ожидаемого неожиданный результат, что не входило в субъективную цель данного лица.

      Примером  перевыполнения цели является умышленное причинение тяжких телесных повреждений, которые повлекли за собой смерть потерпевшего, хотя это и не входило  в субъективную цель действовавшего лица. Кроме цели, каждое действие имеет свой мотив. Совершая конкретное действие, лицо может руководствоваться различными побуждениями. Для правильного понимания волевого действия очень важно уяснить себе истинное соотношение между побуждениями и целью волевого действия. Осознанная цель, несомненно, играет существенную роль в волевом действии, она должна определять весь его ход. Но цель, которая определяет волевой процесс, сама зависит от побуждений, мотивов, которые являются отражением в психике потребностей, интересов и т. п. Всеми поступками людей руководят их побуждения, т. е. определенные мотивы.

      Возникновению мотива любой, в том числе противоправной деятельности, как правило, предшествует появление определенной потребности. Вначале эта потребность может существовать безотносительно к тем объектам, с помощью которых она может быть удовлетворена.

      Следует отметить, что преступное действие имеет свою динамику, свое начало и  свой конец. Изучение оперативно-розыскной  и следственной практики показывает, что, как правило, преступное действие имеет два этапа: мотивационный (подготовительный) и этап его практического осуществления.

      Здесь нам следует, однако, отличать этапы  преступного действия от стадий совершения преступления в виде приготовления  и покушения. Стадии совершения преступления имеют место на этапе его практического  осуществления, в то время, как подготовительный этап предшествует практическому осуществлению преступного поведения и происходит только в сознании данного лица.

      Как правило, приступая к действию, лицо мысленно создает его модель в  своем уме. Подготовка преступного действия в сознании лица (его мотивация) составляет первый подготовительный этап, который состоит из осознания мотива и цели действия, борьбы мотивов и принятия решения действовать. Побуждения сами по себе не могут явиться источником действия. Чтобы стать таким источником, они должны быть осознаны лицом в качестве мотива. Лишь став мотивом, психическая энергия побуждения превращается в волевую энергию и порождает определенные действия. В этом смысле мотив является «двигателем» поведения и активно стимулирует волевую активность лица. [6; 34]

      На  стадии мотивации преступного действия может обнаружиться расхождение  между целью действия и его  нежелательными последствиями, между  намеченной целью и трудностями  ее осуществления в данных условиях и т. д. На этом основании нередко возникает внутренний конфликт противоречивых побуждений, называемый борьбой мотивов, который состоит в столкновении нескольких, достаточно несовместимых между собой побуждений лица. Как правило, конкурирующие мотивы являются побуждениями разного психологического и социального уровня.

      Ими могут быть, например, низменные  чувства и доводы разума, чувство  мести и интересы дела, органическая потребность и служебный долг, корыстный интерес и должностная  обязанность и т. д.

      В содержание борьбы мотивов входит не просто борьба двух несовместимых побудителей к действию, а борьба мотивов должного социально полезного поведения и мотива, противоречащего праву, мотива антиобщественного, преступного поведения. Иногда борьба мотивов идет довольно длительное время, вызывая у лица определенные психические состояния (замкнутость, подавленность, неразговорчивость, скрытность и т. д.).

Так, приведем в пример один случай из средств массовой информации: подозреваемый Марков показал: «С конца августа и до 18 сентября я все никак не мог окончательно на что-нибудь решиться. Мне нужны были деньги, чтобы расплатиться с долгами, которые я имел. Деньги я решил украсть. С другой стороны, я боялся, что попадусь. Я не спал ночами, обдумывая как быть. Надо было отдавать долги. И это все же пересилило меня. Я понимал, что иду на преступление. 18 сентября меня направили делать уборку в учебных классах. Воспользовавшись, что в помещении классов в это время никого не было, я обшарил всю висевшую там одежду, из которой похитил около пятисот рублей. Кроме того, из другой комнаты (дверь в нее была открыта) я похитил фотоаппарат».

На этом примере достаточно хорошо видно, как  в результате борьбы мотивов рождается  мотив преступного действия. Победивший мотив формирует волю лица, а также характер предстоящего действия.

 Роль мотива  в подготовке действия и формировании  воли лица подчеркивал знаменитый  русский ученый И.М. Сеченов.  В частности, он писал, что  не может быть воли, которая  бы действовала «сама по себе».  Рядом с ней всегда стоит, определяя ее, какой-нибудь нравственный мотив в форме ли страстной мысли или чувства. Значит, даже в самых сильных нравственных кризисах, когда, по учению обыденной психологии, воле следовало бы выступить всего ярче, она одна, сама по себе действовать не может, а действует лишь во имя разума или чувства [13; 128].

      Этап  мотивации завершается принятием  лицом решения о совершении преступления или воздержания от него. Лицо кладет конец своим сомнениям и колебаниям и решает: буду действовать или  воздержусь от действия.

      Принятие  решения о совершении преступления может осуществляться в различных формах:

  • оно может выделяться в сознании действующего лица как особая фаза и сводиться в этом случае к осознанию цели преступления
  • оно может наступить в стадии борьбы мотивов само по себе, как ее разрешение.

      Как особый этап в подготовке преступления принятие решения выступает тогда, когда каждый из мотивов сохраняет  свою силу и значимость. Решение  в пользу одного мотива принимается  потому, что остальные мотивы подавляются и лишаются роли побудителей действия. Мотив-победитель становится доминирующим и определяет содержание предстоящего действия.

      Лицу, совершающему преступление, приходится принимать решение в различных  психологических условиях:

  1. это могут быть простые условия (без стрессов и возбужденного состояния, при достаточности времени на его обдумывание, что характерно, например, для принятия решений расхитителями собственности, совершения актов терроризма и т. д.), в котором порождается, как правило, расчетливое преступное поведение;

      2) сложные психологические условия (в виде сильного возбуждения, недостатка времени на продумывание решения, наличия конфликтной ситуации, когда одному лицу противостоит воля другого лица), которые ведут к принятию недостаточно продуманных решений, вызывающих т. н. нетрензитивное преступное поведение, т. е. поведение, основанное не столько на строгом расчете, сколько на порыве, что характерно для принятия решений, например при совершении преступлений против личности (в частности, при совершении убийств на эмоциональной основе, причинения умышленных телесных повреждений, изнасилований и т. п.).

      Как правило, после принятия решения  наступает главный этап: реализация сформированной мотивом и целью  воли лица в действиях. Практически же на стадии мотивации осуществляется проектирование преступного поведения. На стадии исполнительной этот проект воплощается в реальные действия и их результаты. Исполнение преступления требует волевых усилий, которые «питаются» силой мотива и цели действующего лица. На этой стадии психическая деятельность лица проявляется в регулировании осуществляемого действия в соответствии с его целью.

      Затраченная лицом психическая и физическая энергия воплощается в результате действия. Поэтому содержание преступного  действия должно рассматриваться, прежде всего, с результативной стороны, т. е. как процесс реализации цели в результатах действия. Достижение цели означает окончание действия как волевого акта. Лицо оценивает достигнутый результат, сопоставляя его с намеченной целью. При этом оно констатирует его удачу или неудачу, успех или неуспех.

      ходе  деятельности возможны трансформации мотивов:

      -   мотив может остаться неизменным и стать действующим мотивом;

      - в ходе исполнения мотив исчезает, заменяется другим или осложняется добавлением нового, дополнительного. Изменение мотива может происходить путем его отпадения и прекращения преступной деятельности лица.

       - в стадии исполнения может произойти также переосмысление мотива путем замены его социально-положительным мотивом поведения.

      Примером  подобного переосмысления мотива может  служить добровольный отказ от дальнейшего  совершения преступления, явка с повинной (когда преступление уже окончено), способствование предупреждению наступления  вредных последствий, а также  самооценка преступления в ходе расследования, чистосердечное раскаяние в содеянном и активное способствование его раскрытию.

      Важно понять, что между мотивом и  целью лица и его преступным поведением существуют два вида связей — прямая и обратная. Прямая связь выражается в том, что мотив и цель преступления порождают преступное поведение. Обратная связь между ними заключается в том, что преступное поведение в соответствии с конкретными ситуациями и условиями оказывает обратное влияние на мотив и цель как путем корректировки их самих в ходе совершения преступления, так и путем применения лицом определенной тактики и отдельных приемов по их реализации.

      Это иллюстрирует следующий пример: вор с целью совершения хищения идет в ночное время в магазин, чтобы проникнуть туда путем взлома висячего замка на двери служебного входа. Прибыв к магазину, он видит, что дверь служебного входа закрыта не на висячий замок, а изнутри. Здесь преступник изменяет свое решение, корректируя его в соответствии с поставленной целью, и проникает в магазин с центрального входа. Здесь он видит спящего сторожа. Поскольку цель его может быть достигнута лишь усложненным путем, т. е. путем убийства сторожа, лицо вновь в соответствии с поставленной целью корректирует свое преступное поведение и решает проникнуть в магазин с чердака. Реализуя свой план, он проникает в магазин с чердака, сделав пролом в потолке, и совершает хищение товаров.

Информация о работе Психологическая структура преступного действия