Особенности восприятия экстремальных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 17:39, реферат

Описание работы

В каждой экстремальной профессии есть свои опасности и угрозы. Конечно, научившись управлять вниманием и силой, доверившись интуиции и провидению, можно обойти самые коварные ловушки судьбы, предельно четко, точно и стремительно действовать в любой чрезвычайной ситуации: однако это требует немалой внутренней энергии и самоотдачи, и, в большинстве случаев, искусность управления достигается не столько наитием, сколько выработкой двигательных реакций, алгоритмов мышления и действия в чрезвычайных обстоятельствах, что является плодом упорных тренировок, умением действовать в стандартных ситуациях.

Файлы: 1 файл

2-ой вопрос начало.docx

— 46.39 Кб (Скачать файл)

   Для всех людей, особенно для тех, жизнь  которых сопряжена с постоянным риском, очень важно предвидеть чрезвычайные обстоятельства, чтобы уметь к ним подготовиться. Статистика и научные прогнозы, несомненно имеют значение, но, прежде всего, для тех организаций, которые отслеживают и реагируют на чрезвычайные обстоятельства. Для человека важнее прочувствовать, что скоро, что через мгновение наступит эта ситуация, когда следует мобилизовать все силы для ее успешного разрешения. Сигналом служит иррациональное чувство страха, которое наступает еще до восприятия объективных сигналов об опасности. Эта перцепция (предчувствие) может сопровождаться и образными картинами предстоящих событий, могут даже прокручиваться возможные варианты реагирования на это событие. Такие картины перцепции могут наблюдаться во сне, в состоянии покоя или внезапно, как наития в любой момент времени. Для лиц экстремальных профессий вообще характерны проявления перцепции. Известно, что в критических, чрезвычайных ситуациях все решают мгновения. Особенно важно своевременно и точно среагировать на непосредственные угрозы, и здесь имеют значение каждые доли секунды. Поэтому так важно, почувствовав угрозу, перейти в состояние алертности - внутренней готовности к действиям в чрезвычайной ситуации и мгновенно среагировать на непосредственную угрозу. Выработка навыков реакции и оперативных действий в чрезвычайных ситуациях требует постоянной тренировки, и опытный профессионал не теряет настороженности в каждый период жизни. Система тренировки по развитию скорости и четкости реакции строится, как в боевых искусствах, и основы этого искусства следует постигать не только тем, кто противодействует другим людям, но и силам природы. Вкратце, чтобы достичь стремительной реакции требуется максимально расслабиться, устранить внутренние «зажимы» и закрепощенность; также рассредоточить внимание, и не фиксировать его на каких-либо деталях внешней обстановки.

   В каждой экстремальной профессии  есть свои опасности и угрозы. Конечно, научившись управлять вниманием и силой, доверившись интуиции и провидению, можно обойти самые коварные ловушки судьбы, предельно четко, точно и стремительно действовать в любой чрезвычайной ситуации: однако это требует немалой внутренней энергии и самоотдачи, и, в большинстве случаев, искусность управления достигается не столько наитием, сколько выработкой двигательных реакций, алгоритмов мышления и действия в чрезвычайных обстоятельствах, что является плодом упорных тренировок, умением действовать в стандартных ситуациях.

    В деятельности работников опасных профессий  возникают два типа условий, с  высокой вероятностью вызывающих различные  формы психической дезадаптаций: 1) повседневная напряженная деятельность, в которой опасность представлена как потенциально возможное событие, и 2) так называемые критические инциденты, при которых работники сталкиваются с человеческими жертвами и материальными потерями, с реальной опасностью для своей жизни, здоровья или системы ценностей, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих.

    Большинство психологических исследований опасных  профессий посвящено, либо анализу  влияния на работника внешних  неблагоприятных факторов среды (свет, шум, вибрация, радиация, СВЧ-излучение и др.) и условий обитания человека (Горбов Ф.Д., Китаев-Смык Л.А., Обознов А.А., Кальянов В. И., Шкулов В.Л.), либо изучению посттравматических и острых стрессовых расстройств. (Марьин М И., Леви М.В. и др., Тарабрина Н В., Шабалин В.А.). Недостаточно изученной до настоящего времени остается проблема психической адаптации профессионала, осуществляющего деятельность в ситуациях неопределенности, ожидания потенциально возможных опасных для жизни и здоровья событий.

    Психологическая суть опасности, может заключаться  не только в самой экстремальной  ситуации, но и в неготовности профессионала  к ее ликвидации из-за присущих ему  психофизиологических и индивидуально-личностных особенностей.

    Состояния, возникающие под действием экстремальных  факторов, помимо угрозы здоровью и  жизни человека, существенным образом  снижают успешность и качество выполнения работы а также часто имеют целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психологических последствий: повышение текучести кадров, снижение удовлетворенности трудом, деформацию личностных и характерологических качеств. Поэтому поиск путей предотвращения производственных стрессов для сохранения физического и психического здоровья, профилактики профессиональных деформаций и разработка технологий преодоления последних становится в настоящее время одним из наиболее важных направлений прикладной психологической науки.

    Даровская Надежда Дмитриевна

   Психологические различия между людьми могут быть настолько значительны, что некоторые  сотрудники, несмотря на достаточное  здоровье и активное стремление овладеть определенной деятельностью, фактически не могут достигнуть необходимого минимума профессионального мастерства. Опыт показывает, что сотрудники Государственной  противопожарной службы (ГПС), не обладающие достаточными способностями к работе в противопожарной службе, не только значительно дольше других овладевают этим видом деятельности, но и работают хуже других, чаще допускают ошибки, обладают меньшей надежностью в работе.

   Часть исследователей считает, что, эффективность  действий человека в экстремальных  условиях зависит от типа его поведения, и, в частности, выделяет три типа: "напряженный", "трусливый", "тормозной". Так, "напряженный" тип характеризуется повышенной напряженностью в выполнении задания, "трусливый" - в преднамеренном уклонении от выполнения порученных ему функций, "тормозной" - выражается в полной заторможенности его  действий (Е.А. Милерян, А.В. Солодкова). В зарубежной литературе указывается на два типа реакций человека в экстремальных условиях. Первый тип реакции заключается в том, что субъект в первую очередь обращает внимание не на себя, а на устранение опасности (Линдслей). Второй тип показывает обратный порядок событий (Функстейн, Кинг, Дролетте).

   В работах В.А. Петровского по проблеме поведения субъекта в условиях опасности  отмечается, что некоторые индивиды при наличии явной угрозы испытывают острое влечение к ней. Особенно часто  наблюдается тенденция к риску  у тех лиц, профессиональная деятельность которых заключает в себе элемент  опасности.

   При всем многообразии профессионально  важных качеств можно назвать  ряд из них, которые выступают  как профессионально важные практически  для любого вида трудовой деятельности. К таким качествам относятся: ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка и несколько более  специфичных - эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску  и т.д.

   Особый  интерес представляют такие особенности  личности, которые способны регулировать уровень функционального состояния  при несении службы. Наиболее часто  таким качеством выступает эмоциональная  устойчивость, позволяющая сотруднику ГПС сохранять необходимую физическую и психическую работоспособность  в чрезвычайных условиях.

   Эмоциональная устойчивость позволяет более эффективно справляться со стрессом, уверенно и хладнокровно применять усвоенные  навыки, принимать адекватные решения  в обстановке дефицита времени. Устойчивые к стрессу лица характеризуются  как активные, неимпульсивные, настойчивые  в преодолении трудностей. Противоположно этому эмоционально неустойчивые лица эгоцентричны, пессимистичны, раздражительны, воспринимают окружающую среду как  враждебную и имеют склонность акцентироваться  на раздражителях, связанных с опасностью. Эмоциональная устойчивость может  быть обусловлена мотивацией и уровнем  притязаний на достижение высоких результатов, а также знаком эмоционального переживания, его длительностью, глубиной.

   Важную  роль в профессиональной деятельности играет самооценка, ее неадекватность уменьшает надежность работы в нестандартных  условиях, во внезапно возникшей сложной  обстановке. Самооценка во многом определяет формирование других профессионально  важных качеств. Так, склонность к риску  часто порождается неадекватно  завышенной самооценкой. Лица, склонные к риску в боевой обстановке тушения пожара, отличаются от лиц, не склонных к риску, самоотверженным поведением, сохраняя хорошую работоспособность в опасных для жизни условиях. В источнике опасности находят прилив дополнительных сил, переживаемая опасность доставляет им удовлетворение, помогая выполнению боевого задания на высоком профессиональном уровне. Они с желанием и охотой выезжают на пожары, в пути следования шутят, смеются, многие из них интересуются предполагаемыми боевыми действиями. Лица, не склонные к риску, особой инициативы не проявляют, но и не самоустраняются от выполнения боевого задания.

   Высокотревожные лица более чувствительны к эмоциональному стрессу, с трудом выходят из этого состояния, у них часто отмечаются эмоциональные нарушения невротического характера. Тревожность непосредственно связана с риском заболевания неврозом. Психологическая устойчивость в большей степени выражена у лиц, мало подверженных тревоге. Эти лица более рациональны и с меньшим эмоциональным напряжением способны преодолевать стрессовую ситуацию. Они характеризуются более высокой подвижностью психических процессов, что указывает на более широкие возможности адаптации. Для лиц, тревожных, напротив, типичны ригидность личностных качеств и психических функций, затруднение социальных контактов, что препятствует реализации рациональной и адекватной программы психической адаптации. Лица, не тревожные в боевой обстановке, спокойны. Они выполняют поставленную перед ними задачу уверенно. Тревожные же лица в экстремальных условиях преувеличивают опасность боевой обстановки, с беспокойством относятся к порученному заданию, наблюдались случаи, когда некоторые из них теряли ориентацию в незнакомой обстановке.

   Особенности нейродинамики и некоторые свойства темперамента также оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности. Установлено, что лица с сильной нервной системой со стороны возбуждения имеют большую склонность к напряженной деятельности, чем лица со слабой нервной системой, для которых характерна более высокая тревожность и более низкая самооценка. Зависимость эффективности деятельности от свойств нервной системы очевидна. Состояние стресса, возникающее у сотрудников ГПС в экстремальных условиях, резко ухудшает действия лиц со слабой нервной системой и не оказывает влияния на людей с сильной нервной системой.

   Лица  с сильной нервной системой проявляют  разумную инициативу, умело руководят  своими подчиненными, четко отдают приказания и распоряжения, проявляют  при встрече с препятствиями решительность и смелость. У этих испытуемых не наблюдается резко выраженных внешних проявлений эмоционального возбуждения перед выполнением боевых задач (отсутствует заметный тремор, голос спокоен, нет заметных изменений в мимике и т.д.).

   Испытуемые  со слабой нервной системой в экстремальной, боевой обстановке, как правило, обнаруживают растерянность, неоперативность, движения их скованы. Инициативы на пожаре не проявляют. В период тушения пожара у этих лиц можно наблюдать заторможенность действий, оцепенение, паническое состояние. Они долго не отвечают на вопросы, на приказания не реагируют или выполняют их с нежеланием и ошибками. Бывают случаи, когда "слабые" убегают с места пожара или прячутся за близлежащие строения, пожарные машины. Нередко они избегают действий в опасных ситуациях или отстраняются вышестоящими лицами за неэффективное выполнение боевой задачи. Сотрудники ГПС со слабой нервной системой достигают более высоких результатов в профилактической работе.

   Профессионально важными для сотрудников ГПС  качествами являются также интроверсия  и экстраверсия. Экстраверты в  наибольшей степени переживают монотонность, подвержены усталости по сравнению  с интровертами во время работы, когда ограничены внешние контакты и в работе наступает однообразие.

   Необходимые психические свойства человека развиваются  в процессе его профессиональной деятельности или компенсируются другими  свойствами с помощью специальных  приемов и способов действия. Лишь в экстремальных и чрезвычайных случаях, к числу которых относятся  пожары, требования к отдельным психическим  свойствам резко повышаются, в  то же время многие механизмы компенсации  не срабатывают. И если профессиональная деятельность такова, что экстремальные  ситуации возникают в ней довольно часто, появляется необходимость в  отсеве людей, не соответствующих по психологическим свойствам требованиям  деятельности, или в перераспределении  их по рабочим местам с учетом индивидуальных психологических предпосылок.

   Психограмма сотрудника пожарной части.

   Среди мотивов поступления на службу в  первую очередь сотрудники называют: стремление к риску, опасности; пример друзей, знакомых; семейные традиции; воинскую службу в вооруженных силах и внутренних войсках; склонность к военизированной службе; стремление к моральному удовлетворению от работы; стремление к активной, разнообразной, живой работе; стабильный заработок; работе, связанной с общением с людьми.

Информация о работе Особенности восприятия экстремальных ситуаций