Особенности проявления защитных механизмов у женщин в период ранней и средней зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2010 в 17:14, Не определен

Описание работы

Диплом

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)

      Важным  вкладом неортодоксальных психоаналитиков  в развитие проблемы защиты оказалось определение ими составляющих позитивного «образа Я» или, другими словами, психологического объекта защиты. Такими составляющими признаны: защищенность, полноценность, независимость и идентичность (принятие и самопринятие). Другим общим моментом является то, что все представители глубинной психологии считают: организм реагирует на разноуровневые нарушения гомеостаза как целостная система.

      В целом, генеральной идеей неофрейдизма является положение о принципиально преодолимом противостоянии индивида и общества. Механизмы защиты онтогенетически развиваются как способы компромиссного сосуществования индивида с внешней социальной реальностью, эффективной адаптации, интрапсихического и поведенческого гомеостаза. Если нормальный процесс социализации на ранних этапах развития индивида по каким-либо причинам нарушается, это ведет к ненормативному функционированию механизмов защиты. А поскольку они входят в разряд неосознаваемых автоматизмов, то детерминируемое ими поведение индивида в новом социальном контексте характеризуется как невротическое, девиантное и т.д. Таким образом, изначально предназначенные для адаптации, механизмы защиты могут приводить и к дезадаптации при определенных условиях.

      Наконец, последней важной причиной теоретической  разноголосицы оказывается сложность самого объекта исследования. Психологическая защита, как и любой иной объект психологического анализа, представляет собой многомерное явление. Каким бы обстоятельным ни был исследовательский проект, все равно он не может предусмотреть изучение объекта во всех его проявлениях и связях — приходится руководствоваться принципом редукции. Это замечание Б.Ф. Ломова [33] целиком и полностью применимо к психологической защите. При этом защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии.

      Таким образом, среди исследователей нет единой точки зрения ни на общее количество защит, ни на степень их соотнесенности друг с другом, ни даже на их ясные определения в некоторых случаях. Это осложняет выявление инвариантных характеристик защиты и ее роли в социально-психической адаптации индивида. Интеграция значительной части теоретического знания о психологической защите обусловливает попытку системного подхода к данной проблеме. Системный подход включает аспекты генезиса механизмов защиты и закономерности их функционирования на разных уровнях; на основании теории защиты разработана модель основных защитных механизмов; обосновывается возможность их эффективной диагностики.

      Выводы: Проанализировав теоретические основы исследования защитных механизмов психики можем сделать вывод, что в настоящее время существует небольшое количество удачных попыток интеграции значительной части теоретического и эмпирического знания о защитных механизмах в единую концепцию. Одной из них, наиболее релевантной задачам нашего исследования, является «Структурная теория защит Эго», разработанная доктором психологии, профессором Р. Плутчиком с соавторами в 1979 году. Метод, использованный при ее создании включает ряд теоретических постулатов и эмпирических процедур. В нем есть попытка интегрировать психоаналитическое понимание природы защитных механизмов с психометрическими техниками разработки тестов. Кроме того, он вобрал в себя многое из структурных моделей эмоций и диагнозов в целях обеспечения многозначного контекста. Системность и универсальность теоретической модели обосновывают нашу попытку вынести ее за рамки интрапсихической сферы жизнедеятельности субъекта и применить для решения некоторых проблем возрастной психологии. 

     1.3. Механизмы защиты: классификация, определения 

     Как известно, в различные классификации защит положены специфические критерии: блокировка или искажение информации; степень активности личности в формировании защит; особенности переработки информации, подлежащей "недопуску" к сознанию; результат защиты – достижение награды или избегание опасности и др. Из разнообразных критериев, представленных в научных и практико-ориентированных источниках, нами были отобраны три показателя: 1.Защиты, опосредующие восприятие информации; 2.Защиты, опосредующие различные формы искажения (трансформации) информации; 3.Защиты, основанные на первичных примитивных формах психических проявлений.

     На  основе этих показателей выделены три группы психологических защит условно обозначенные: как "естественные" психологические защиты (первая группа, сформированная на основе доминирования первого показателя); "интегративные" (доминирование второго показателя); "ретрозащиты" (доминирование третьего показателя).

     Первую  группу защитных механизмов можно условно обозначить как          "естественные", потому что входящие в нее психологические защиты опосредуют и формируют персептивные процессы личности, особенности восприятия различной информации о себе и об окружающем мире.

     Общим для этой группы защит является невостребованность анализа содержания информации. Здесь главное – блокирование информации, бессознательное исключение ее из сферы сознания: вытеснение; подавление; аскетизм; нигилизм.

     Интегративные защитные механизмы - эту  группу условно можно обозначить как "преобразование информации с помощью различных механизмов защиты" [34]. В отличие от первой, защиты, входящие в эту группу, связаны с бессознательной оценкой содержания неугодной для личности информации, ее изменением, неадекватностью оценки. Искажение, трансформация информации могут осуществляться различными способами с использованием: генерализации, опущения, категоризации и других [14; 36-54].

     В результате действия этих защит личность начинает обладать неадекватной реальности информацией и жить в мире иллюзий. В качестве таких механизмов психологической защиты будут рассмотрены несколько из механизмов из перечисленных: агрессия; идеализация; проекция; трансформация; идентификация; играние роли; инверсия; юмор; эмоциональное выгорание; обесценивание; рационализация; компенсация; интеллектуализация; интроекция; ретрофлексия.

     Механизмы Ретро-защиты: это группа объединяет те механизмы психологических защит, которые базируются и используют механизмы, возникшие в детстве, практически без их изменения. Использование этих типов защит косвенно свидетельствует о некой личностной и социальной инфантильности человека, личностной незрелости. Они наиболее близки к развитию деструктивных, порой патологических свойств личности, формируя черты подчинения и зависимостей [34; 487].

     Существуют  следующие защитные механизмы: отступление; самозамыкание; окаменение; виртуальность; комплекс Ионы; регрессия; отрицание; расщепление; идентификация; парциальная перцепция; двигательная активность; оглушение.

     С нашей точки зрения, наиболее релевантной задачам нашего исследования, является  концепция, разработанная доктором психологии, профессором Р. Плутчиком с соавторами в 1979 году в работе «Структурная теория защит Эго». Метод, использованный при ее создании, включает ряд теоретических постулатов и эмпирических процедур. В нем есть попытка интегрировать психоаналитическое понимание природы защитных механизмов с психометрическими техниками разработки тестов. Кроме того, он вобрал в себя многое из структурных моделей эмоций и диагнозов в целях обеспечения многозначного контекста. Системность и универсальность теоретической модели обосновывают нашу попытку вынести ее за рамки интрапсихической сферы жизнедеятельности субъекта и применить для решения некоторых проблем возрастной психологии [31; 58-76].

     Исходя  из выше сказанного. В нашем исследовании мы остановились именно на этой концепции:

     Отрицание реальности - наиболее ранний онтогенетический и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение. Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему. В результате индивид получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами. Поведение в «норме»: эгоцентризм, внушаемость, общительность, стремление быть в центре внимание, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушать доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности. К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам. Предпочтительная работа в сферах искусства и обслуживания. Акцентуация: демонстративность. Возможные девиации поведения: лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, недоразвития этического комплекса, склонность к мошенничеству, эксгибизионизм, демонстративные попытки суицида и самоповреждения. Диагностическая концепция: истерия. Возможные психосоматические заболевания(по Ф. Александеру): конверсионно-истерические реакции, параличи, гиперкинезы, нарушения функции анализаторов, эндокринные нарушения. Тип групповой роли (по Г. Келлерман): "роль романтика".

     Вытеснение развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. В кластер подавления входят близкие к нему механизмы: изоляция и интроекция. Изоляция подразделяется некоторыми авторами на дистанцирование, дереализацию и деперсонализацию, которые можно выразить формулами: "это было где-то далеко и давно, как бы не наяву, как будто не со мной". В других источниках эти же термины применяются для обозначения патологических расстройств восприятия. Поведение в «норме»: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.), неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств, выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность - сверхкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т.п. Акцентуация: тревожность (по К. Леонгарду), конформность (по П.Б. Ганнушкину). Возможные девиации поведения: ипохондрия, иррациональный конформизм, иногда крайний консерватизм. Возможные психосоматические заболевания (по Э. Берну): обмороки, изжога, потеря аппетита, язва 12-перстной кишки. Диагностическая концепция: пассивный диагноз (по Р. Плутчику). Тип групповой роли: "роль невиновного".

     Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в эксквизитной ситуации к более незрелым онтогенетически паттернам поведения и удовлетворения. Регрессивное поведение, как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка. Поведения в «норме»: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, плаксивость, в эксквизитной ситуации повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т.п.), специфическая "детская" мимика и речь, склонность к мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность. Акцентуация (по П.Б. Ганнушкину): неустойчивость. Возможные девиации поведения: инфантилизм, тунеядство, конформизм в антисоциальных группах, употребление алкоголя и наркотических веществ. Диагностическая концепция: неустойчивая психопатия. Возможные психосоматические заболевания: данные отсутствуют. Тип групповой роли: "роль ребенка".

Информация о работе Особенности проявления защитных механизмов у женщин в период ранней и средней зрелости