Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 16:41, курсовая работа
Разработана программа психокоррекции детско-родительских отношений с целью укрепления отношения между родителями и ребенком; сформировать позитивную коммуникацию между родителями и ребенком. Тренинг включает в себя 12 занятий по 1,5 часа и направлен на развитие:
- отношения партнерства между родителями и ребенком;
- навыков адекватного и равноправного общения, способность к предотвращению межличностных конфликтов;
- интеллекта и креативности.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 9
1.1 Стили детско-родительских отношений в современных научных исследованиях
9
1.2 Факторы влияющие на дисгармонию детско-родительских отношений 19
1.3. «Серийное рисование» как метод арт-терапии 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
33
2.1 Общие методы и методики диагностического исследования 33
2.2 Результаты диагностического исследования 37
2.3. Коррекционная программа 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
4) Отношения со вторым родителем ребенка. Если что-то в ребенке напоминает того, кого хотелось бы стереть из памяти, кто нанес душевную рану, то естественно, что в этом случае, родитель совершенно иначе будет воспринимать те характеристики ребенка, которые он унаследовал от второго биологического родителя. К сожалению, описанное явление довольно часто лежит в основе недовольства ребенком разведенным родителем, однако взрослыми с трудом осознается истинная причина этого неприятия. В подобных ситуациях очень важно осознавать, что "перевоспитывая" ребенка, "борясь" с его недостатками, вы главным образом ведете незримую войну в отношениях с бывшим супругом -гой, но делаете это на территории ребенка, который ничуть не виноват в том, что вы выбрали ему такого отца (или мать).
5) Обстоятельства рождения ребенка. Если родители воспринимают своего ребенка как "болезненного", "хрупкого" или "беззащитного", то полезно вспомнить при каких обстоятельствах появился на свет их малыш. Нередко страх потерять ребенка, приводящий к описанному искажению восприятия, появляется у родителей при наличии таких проблем, как долгое лечение бесплодия, тяжелые роды и их последствия, перенесение ребенком серьезного заболевания в раннем детстве, или же, напротив, нежеланность появления ребенка, несоответствие его пола ожидаемому или желаемому, осложнения в личной жизни с появлением малыша и т.п., могут приводить к эмоциональному отвержению ребенка.
Конечно, перечисленные аспекты отнюдь не исчерпывают все разнообразие факторов, влияющих на отношение родителей к ребенку. Однако их достаточно для того, чтобы понять, как сложны эти отношения и из каких разных компонентов они складываются.
Многие исследования посвящены вопросу детерминирования выбора родителем стиля отношения к ребенку. А.Я. Варга в качестве детерминант родительского отношения к ребенку наряду с клинико-психологическими особенностями ребенка, социкультурными и семейными традициями, этологическим фактором раннего контакта ребенка с матерью, особенностями общения взрослых членов семьи выделяет особенности личности родителя.
Во многих описаниях родительского отношения и поведения скрыто или явно присутствуют указания на особенности личности родителя как на источник того или иного отношения, или обращения с ребенком. Так в работе А. Адлера гиперопекающее поведение связывается с тревожностью матери.
Отдельно исследователями выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родителей, т.е. гиперопека, порожденная виной.
Шизофреногенная мать – это прежде всего набор личностных особенностей, а затем уже специфическое родительское поведение и отношение.
Некоторые исследователи считают, что разнообразие родительского поведения диктуется разнообразием потребностей и конфликтов личности. Общаясь с ребенком, родитель воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства. В отношениях с детьми родители проигрывают свои собственные конфликты.
То, что за определенным родительским отношением стоят определенные черты личности родителя утверждает и Шефер И.С. Так, он включил в свою модель родительского отношения данные о личности, полученные с помощью MMPI. Обнаружилась корреляционная связь между факторами, на которые распадаются шкалы MMPI – интроверсия, экстраверсия и сила «Я», и факторами родительского отношения «любовь – ненависть», «автономия – контроль». Так, фактор «экстраверсия – интроверсия» представляет собой структурную единицу
личности человека, а фактор «любовь – ненависть» - это образующая
родительского
отношения. Сочетания этих структурных
единиц представляют собой варианты
социального поведения
Ловинджер Л. считает, основой того или иного родительского
отношения показатель API (авторитарная семейная идеология). Этот показатель отражает когнитивный аспект «Я» – осознание своей внутренней жизни и внутренней жизни ребенка; он как бы определяет уровень когнитивного развития «Я». API отражает тревогу по поводу проявления инстинктивных импульсов и защиту личности от этой тревоги. Аспекты этого процесса - подавление и отрицание. Подавление собственной внутренней жизни приводит к подавлению внутренней жизни ребенка.
Клинико–психологические особенности родителя так же влияют на
специфику родительского отношения. Например, специфичность депрессивных матерей описывает Орвашел Г.. Депрессивные матери по сравнению с нормальными с большим трудом устанавливают интерактивные взаимодействия с ребенком, не могут отделить свои потребности от потребностей ребенка. Как правило, родительское отношение людей, страдающих депрессией, отличается эмоциональным отвержением и суровым контролем с помощью провокации в ребенке чувства вины и стыда.
Деструктивный стиль
В свою очередь деструктивный стиль зависит, по мнению того же автора,
от таких черт личности родителя как сензитивность и гиперсоциализация. Под сензитивностью подразумевается повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать "близко к сердцу", легко расстраиваться, а под гиперсоциализацией - заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов.
Помимо этого, деструктивность в отношении к ребенку обусловлена
отсутствием у родителя открытости, непосредственности и непринужденности в общении, что чаще всего имеет в своей основе имевшийся ранее психотравмирующий опыт межличностных отношений.
В результате исследований, кроме вышеупомянутых данных, было выявлено, что «деструктивные» матери обладают следующими чертами личности: они сензитивны, склонны к подозрительности, недоверчивости. Им свойственно упрямство, ригидность мышления. Они образуют ситуативно обусловленные сверхценные идеи. У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими; наличие хронических межличностных конфликтов, понижение биотонуса, неустойчивые соматические жалобы, склонность к раздражительности и конфликтной переработке переживаний. У таких матерей отсутствует жизнерадостность, оптимизм, чувство внутренней удовлетворенности. Они тревожны и неуверенны в себе. Для них характерна недостаточная эмоциональная отзывчивость.
Такое сочетание черт характера осложняет отношения матерей с другими
людьми, делает эти отношения излишне напряженными и конфликтными. В первую очередь это затрагивает сферу семейных и бытовых отношений, где у матери проявляется излишняя принципиальность и негибкость, неспособность пересмотреть свою позицию и пойти на уступки и компромиссы.
Интересным является полученный автором факт высокой связи между
тревожностью матери и ребенка. Фактически, мать выступает для ребенка главным источником тревоги.
У «деструктивных» отцов отчетливые психопатологические изменения не прослеживаются. У них выделяются черты некоторой минорности, пассивности и мягкости характера, являющиеся следствием неполной семьи в детстве, недостаточной роли отца и замещающего влияния матери. Кроме этого, выражено беспокойство, неуверенность, чувство вины, консерватизм и морализирование. Оба супруга внутренне конфликтны, у них низкая степень самопринятия.
А.И.Захаров полагает, что невротические изменения формирующейся
личности детей возникают в результате неудачно и драматически переживаемого опыта межличностных отношений, отсутствия возможности создания приемлемой «я – концепции» с вытекающей из этого неустойчивостью самооценки, болезненно-чувствительным, эмоционально-неустойчивым и тревожно-неуверенным «я». На что также указывает Боулби. На конструктивный стиль отношения родителей к ребенку оказывают влияние такие черты личности, как:
- стремление наиболее полно
- преодоление эгоцентризма
которой вне самого человека;
- созидательность, творческость;
- способность к полному и живому переживанию, способность тонко,
самозабвенно и бескорыстно чувствовать;
- умеренная тревожность;
- способность брать на себя ответственность;
- склонность к самоанализу, рефлексии.
Таким образом, анализ научных
исследований позволяет
Влияние структуры семьи на
формирование личности ребенка
неразрывно связано с царящими
в семье отношениями.
Также в жизни каждого
Таким образом, существует ряд факторов, которые влияют на тип детско-родительских отношений: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия; степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи;
1.3.
«Серийное рисование» как
Метод серийных рисунков прежде всего определяется как арт-терапевтическая технология, поскольку рисование – широко известный метод арт-терапии [40]. Изначально этот метод был разработан К.Г. Юнгом при работе с детьми, исходя из символического процесса индивидуации [41]. Эффективность включения искусства в контекст лечения основана на том, что это позволяет экспериментировать с эмоциями, их исследовать и выражать на символическом уровне [38].
Использование серийных рисунков облегчает контакт между психологом и клиентом; позволяет сделать зримыми его значимые проблемы, личностные и средовые ресурсы; создает условия для самораскрытия и отреагирования психотравмирующих переживаний; развивает самосознание; формирует опыт взаимодействия со специалистом. В настоящее время этот метод используется не только в работе с детьми, но также в консультировании и психотерапии подростков, взрослых и семьи в целом [41].
Установление положительного терапевтического союза или альянса очень важно при использовании данного метода. Для Юнга терапевтический союз означает активизацию исцеляющего архетипа Самости, изначально присущего ребенку. Этот союз исподволь направляет ребенка в тот тип игры и символической деятельности, который, собственно, и оказывается релевантным не только самому процессу излечения, но и личностному росту. Играя в «свои игры», дети «идут именно туда, куда они и должны идти», а психотерапевту или воспитателю необходимо лишь следовать за ними на этом пути [40]. Зачастую дети проходят через первичное состояние замешательства или «внутренней неразберихи», попадая в полосу темных и болезненных переживаний, где может произойти символическое раскрытие или обнаружение их первичных душевных ран. Если психотерапевт сможет метафорически «поддержать» и понять боль ребенка, то произойдет дальнейшее продвижение вперед через:
а) скопившийся душевный хаос;
б) «борьбу противоположностей»
Информация о работе Коррекция детско-родительских отношений методом серийного рисования