Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:38, курсовая работа
Актуальность проблемы. Настоящее время, к сожалению, может называться временем глобальных и множественных утрат. Этому способствуют события, происходящие как в мировом масштабе, так и в масштабе России: катастрофы, войны, террористические акты, криминальная обстановка. Следствием таких экстремальных событий является огромное количество серьезных потерь в разных жизненных сферах. Но и мирная жизнь без экстремальных ситуаций наполнена утратами: это и потеря работы, и гибель животного, долгое время жившего в семье, и расставания с любимыми людьми, и смерть близких, являющаяся самой тяжелой утратой. Однако проблема переживания утрат мало обсуждается в современном российском обществе.
Введение 3
1.Теоретические основы совладающего поведения в ситуации потери близкого человека у пациентов психиатрической больницы 5
1.1.Ситуация потери близкого человека у пациентов психиатрической больницы 6
1.2.Совладающее поведение в ситуации потери близкого человека 25
2.Эмпирическое исследование совладающего поведения в ситуации потери значимого близкого человека у пациентов психиатрической больницы 41
2.1.Общие сведения и организация исследования 41
2.2.Методическое обеспечение исследования 42
2.3.Анализ результатов исследования 43
Заключение 49
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.Теоретические основы совладающего поведения в ситуации потери близкого человека у пациентов психиатрической больницы 5
1.1.Ситуация потери близкого человека у пациентов психиатрической больницы 6
1.2.Совладающее поведение в ситуации потери близкого человека 25
2.Эмпирическое исследование совладающего поведения в ситуации потери значимого близкого человека у пациентов психиатрической больницы 41
2.1.Общие сведения и организация исследования 41
2.2.Методическое обеспечение исследования 42
2.3.Анализ результатов исследования 43
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение
Актуальность проблемы. Настоящее время, к сожалению, может называться временем глобальных и множественных утрат. Этому способствуют события, происходящие как в мировом масштабе, так и в масштабе России: катастрофы, войны, террористические акты, криминальная обстановка. Следствием таких экстремальных событий является огромное количество серьезных потерь в разных жизненных сферах. Но и мирная жизнь без экстремальных ситуаций наполнена утратами: это и потеря работы, и гибель животного, долгое время жившего в семье, и расставания с любимыми людьми, и смерть близких, являющаяся самой тяжелой утратой. Однако проблема переживания утрат мало обсуждается в современном российском обществе. Заострение внимания на катастрофах и потерях в информационном пространстве средств массовых коммуникаций сочетается с абсолютной непроработанностью этой проблематики на уровне общественного сознания и отсутствием навыков осмысления того, как люди справляются с переживанием утраты и как могут им в этом помочь окружающие. Очень ярко это проявляется в неэффективном поведении по отношению к тем, у кого ушел близкий: страх общения с такими людьми, неумение найти верные слова, речевые штампы «утешений» приводят к тому, что человек замыкается в своем горе. Отсутствует у нас и налаженная система оказания психологической помощи людям, потерявшим близких: нет специализированных центров; нет литературы, которая помогла бы понять человеку, у которого ушел близкий, что с ним происходит; нет информации о том, какого рода помощь может оказать психолог. Очень многие скептически относятся к возможностям психолога в данной ситуации именно потому, что не представляют себе, в чем эта помощь может заключаться. Все это указывает на острую необходимость усиления внимания со стороны психологии к этой сфере человеческого опыта.
Психологические исследования, посвященные утрате близкого человека, по большей части сделаны за рубежом. Основной особенностью западных американских) исследователей является практическая направленность на адаптацию человека к ситуации и потому поведенческий подход.
В отечественной психологии проблема потери, опирающиеся на такие понятия, как копинг – стратегии, стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями: это Н.В. Тарабрина, М.Ш.Магомед – Эллинов, Н.Н.Пуховский, Ф.Е.Василюк, К. Муздыбаева, В.Лебедев, М.М.Решетников, Ц.П.Короленко, Александровский Ю. и другие. Но данная проблематика по большей части рассматривается в направлении профилактики психических нарушений, возникающих в результате воздействия экстремальных факторов.
В современной отечественной психологии предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладания с жизненными трудностями, поскольку реакция личностей на стрессогенные условия чрезвычайно различна. У некоторых индивидов происходит запуск активного или преодолевающего трудности поведенческого стереотипа, другие остаются бессильными и не справляются с жизнью в таких условиях.
Таким образом,
совладающее поведение в
Объект исследования: пациенты психиатрической больницы в количестве 10 человек.
Предмет исследования: совладающее поведение в ситуации потери значимого близкого человека у пациентов психиатрической больницы.
Цель исследования: особенности совладающего поведения в ситуации потери значимого близкого человека у пациентов психиатрической больницы.
Задачи, поставленные в ходе исследования:
1.Выявить особенности ситуации потери близкого человека у пациентов психиатрической больницы.
2.Рассмотреть совладающее поведение в ситуации потери близкого человека.
3.Изучить психологическую защиту в ситуации потери близкого человека.
4.Провести
эмпирическое исследование
Гипотеза исследования: Копинг-поведение у больных с депрессией по случаю утраты близкого человека имеет дезадаптивный характер
Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение.
Синдром утраты (иногда его принято называть «острое горе») – это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической
Горе –
это также процесс, при помощи
которого человек работает с болью
утраты, вновь обретая чувство
равновесия и полноты жизни. Хотя
преобладающей эмоцией при
Психоаналитическая теория.
Обратимся к попытке З. Фрейда объяснить механизмы работы печали.
« … Любимого объекта больше не существует, и реальность подсказывает требование отнять всё либидо, связанное с этим объектом… Но требование её не может быть немедленно исполнено. Оно приводится в исполнение частично, при большой трате времени и энергии, а до того утерянный объект продолжает существовать психически. Каждое из воспоминаний и ожиданий, в которых либидо было связано с объектом, приостанавливается, приобретает повышенную активную силу, и на нём совершается освобождение либидо» [31, с. 205]. Итак, Фрейд остановился перед объяснением феномена боли, да и что касается самого гипотетического механизма работы печали, то он указал не на способ его осуществления, а на «материал», на котором работа проводится, - это «воспоминания и ожидания», которые «приостанавливаются» и «приобретают повышенную активную силу».
«Далее не
представляется трудным реконструировать
этот процесс. Сначала имел место
выбор объекта, привязанность либидо
к определённому лицу; под влиянием
реального огорчения или со стороны
любимого лица наступило потрясение
этой привязанности к объекту. Следствием
этого было не нормальное отнятие
либидо от этого объекта и перенесение
его на новый, а другой процесс, для
появления которого, по-видимому, необходимы
многие условия. Привязанность к
объекту оказалась
Таким образом,
потеря значимого объекта постоянно
активизирует в человеке различного
рода внутренние попытки сопротивляться
реальности потери либо путём её отрицания,
либо путём замещения объекта
потери новым объектом, либо попыткой
сохранить его посредством
С момента
выхода работы Фрейда «Печаль и меланхолия»
(1917) траур и депрессия считаются
двумя главными альтернативами человеческого
способа справиться с потерей
значимых объектов. Другими предложенными
и описанными в качестве главных
альтернативами были отрицание потери
или её значения с идеализацией утраченного
объекта или без таковой, быстрая
замена его новым объектом, патологическая
печаль по «связанным» с ним объектам
или идеям, развитие соматического
или психосоматического заболевания,
а также пристрастие к
По нашему
мнению, начиная со статьи Фрейда «Печаль
и меланхолия», появляется понятие
горя как отнятия либидо от объекта:
психическая энергия
Следующим фундаментальным по значению направлением мы считаем экзистенциальный подход, представителями которого являются такие зарубежные исследователи как И. Ялом, А. Лэнгле, В. Франкл и др.
2. Экзистенциальный подход.
Виктор Франкл, создатель логотерапии, считает, что человек при столкновении с безвыходной и неотвратимой ситуацией, когда он становится перед лицом судьбы, которая никак не может быть изменена, имеет возможность актуализировать свою высшую ценность, осуществить глубочайший смысл, смысл страдания.
Страдая от какого-либо жизненного обстоятельства, мы внутренне отворачиваемся от него, создаём дистанцию между своей личностью и этим обстоятельством. Пока мы страдаем от состояния, которого не должно быть, мы находимся в напряжении между фактическим бытием, с одной стороны, и бытием, которое должно быть, - с другой. Страдание создаёт, следовательно, плодотворное напряжение, заставляя человека чувствовать то, чего не должно быть как такового. «В той мере, в какой он идентифицирует себя с данным, он приближается к данному и отключает напряжение между бытием и долженствующим бытием. Так открывается в эмоциях человека глубокая мудрость, которая важнее всякой рациональности и даже противоречит рациональной полезности» [30, с. 110].
По мнению В. Франкла, печаль и раскаяние имеют глубокий смысл для внутренней жизни человека. «Печаль о человеке, которого мы любили и потеряли, позволяет печалящемуся как-то жить дальше, а раскаяние виновного позволяет ему освободиться от вины и этим в какой-то мере искупить её. Предмет нашей любви или печали, который объективно, в эмпирическом времени, пропал, субъективно, во внутреннем времени, сохраняется: печаль оставляет его в настоящем» [29, с. 120].
На биологическом
уровне боль считается бдительным сторожем.
В области душевно-духовного
Виктор Франкл
в своей работе «Поиск смысла жизни
и логотерапия» приводит следующий
пример. «Однажды пожилой практикующий
врач консультировался у меня по поводу
своей серьёзной депрессии. Он не
мог пережить потерю своей супруги,
которая умерла два года назад
и которую он любил больше всего
на свете. Но как я мог помочь ему?
Что я мог ему скзать? Я отказался
вообще от каких-либо разговоров и вместо
этого поставил перед ним вопрос:
«Что было бы, доктор, если бы Вы умерли
первым, а жена Ваша осталась бы в
живых?» «О, - сказал он, - для неё
это было бы ужасно, как бы она
страдала!» После этого я